С июня 1786 года престарелый Фридрих Великий стал прихварывать, старость брала свое. Но дух короля оставался по-прежнему бодрым. Смеясь над медициной и докторами, король с большим трудом уступил настойчивым просьбам родных, советовавших отдать себя на попечение врачей.
Вместо ханжи-сиделки, которой этот непритворный вольнодумец терпеть не мог, он взял с собой старого гусара, одного из своих сподвижников при Росбахе. И действительно, старик, как верный пес, смотрел в глаза дорогого ему короля, ни на шаг от него не отступая и предупреждая малейшие его прихоти.3 августа 1786 года один из внутренних часовых видел во дворце «белую даму» и сказал об этом гусару, который его выругал, но старик счел все же своим долгом сообщить об этом государю.
— Чушь, — возразил больной. — Ты не повторяй вздора. Это какая-нибудь камер-медхен шла на свидание с пажом или лакеем, или ему просто это пригрезилось спросонья.
На другой день, вечером 4 августа, король дремал, сидя в кресле, гусар сидел возле и вдруг заметил возле камина белую фигуру. Не смея тревожить короля, он уставился на нее и очень явственно различил белую женщину.
— Видишь? — спросил государь хриплым голосом.
— Кого, государь?
— Белую женщину возле камина!
— Вижу, мой король!
— Видно, камрад, бабьи сказки правду говорят, — продолжал Фридрих, спокойно всматриваясь. — Пусть убирается к черту, откуда пришла.
— Говорят, есть такие молитвы...
— Возможно, но я их не знаю. — усмехнулся король. Он опять задремал, видение исчезло как дым. На следующий день он скончался, последними его словами были:
«Благодарение Богу, гора миновала». Что он имел в виду? Никто не знает...
Свежие комментарии