На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 708 подписчиков

Свежие комментарии

Хождение по огню и законы физики

Древнее искусство хождения по горящим углям становится в последние годы распространенным занятием. Ритуал огнехождения можно часто увидеть по телевидению. В нескольких крупных городах России действуют центры, в которых каждый желающий после специальной подготовки может рискнуть прогуляться по ковру из сверкающих углей.

В Японии каждый год в апреле на горе Такао близ Токио проходит "магический" фестиваль уамабуши с участием огнеходцев. В Калифорнии (США) уже более 25 лет функционирует некоммерческий институт по исследованию и обучению огнехождению. Хождение по углям становится своеобразным тренингом для бизнесменов, спортсменов и тех, кто просто хочет испытать свою силу воли. Руководители ведущих российских фирм электронной дистрибьюции собрались в 2001 году под Калугой и на угольной дорожке убедились в силе своих волевых качеств. Даже один из президентов США успешно прошёл по углям.

Хотя огнехождение и известно с древнейших времён, общепризнанного объяснения этому феномену до сих пор не существует. Большинство людей даже не имеют определённой точки зрения на это явление. Когда я задавал знакомым мне людям вопрос "что вы думаете по поводу объяснения возможности хождения по огню", получал ответы типа:

  • это просто трюк, на самом деле угли совсем не обжигают;
  • у этих людей загрубевшая кожа на подошве;
  • используется специальная мазь для защиты кожи от ожогов;
  • это магия, шаманство, колдовство.

Удивительным оказалось, что специалисты в российских ожоговых центрах практически не интересуются данным явлением.

По-видимому, это объясняется парадоксальностью феномена: ясно же, что горящие угли не могут не обжигать, всякому разводившему костёр это известно с детства, а тут босыми ногами в пекло и без защиты… это невозможно! Попробуйте подержать руками жало горячего паяльника и не получить ожог. Если ожога не происходит, наш здравый смысл не может согласиться с нормальностью этого явления и придумывает объяснения, иногда фантастические. Для того, чтобы получить представление об условиях, в которых происходит хождение по раскалённой поверхности, приведу описание несколько историй.

История наблюдений прогулок по огню

Исторические источники указывают, что практика хождения по огню, или нестинарство, была вполне узаконенным ритуалом во многих частях Центральной и Южной Азии ещё в V веке до нашей эры. В последующие столетия она распространилась на средиземноморские страны, а в племенных культах Америки и тихоокеанских островов нестинарские ритуалы развились сами собой. В 1901 году профессору Смитсоновского института С.П. Лангли посчастливилось лично наблюдать, как занимались хождением по огню жрецы на Таити. Они ходили по выложенной из больших камней жаровне. Когда один из камней выкатили с жаровни, чтобы проверить, насколько он горяч, то оказалось, что он может более двадцати минут кипятить воду, из чего профессор заключил, что его температура была свыше 650ºC.

В 1922 году французский епископ в Майсоре, Индия, присутствовал при нестинарских прогулках исламского мистика у дворца местного магараджи. Что наиболее его потрясло, так это способность факира передавать свою негорючую силу другим, ибо на его глазах весь оркестр магараджи прошагал колоннами по трое сквозь пламя - босыми, не получив никаких повреждений. В начале 20 века многие, кто никогда сами не видели ничего подобного, отказывались верить, что такое возможно, и вместо этого считали, что корень всей загадки - в массовой галлюцинации. Поэтому в сентябре 1935 года, когда британский психолог Гарри Прайс объявил, что он намерен провести широкое исследование этого феномена, новость вызвала повышенный интерес.

Эксперимент проводился под эгидой Лондонского университета в Каршалтоне, графство Суррей. В начале сентября в саду члена Общества психических исследований Алекса Дрибелла была сооружена гигантская жаровня, составленная из семи тонн дубовых поленьев, тонны растопочных дров, десяти галлонов парафина, значительного количества угля и… пятидесяти экземпляров газеты "Таймс". Объектом исследований Прайса стал молодой индус из провинции Кашмир по имени Куда Букс, который, по слухам, регулярно совершал подобные подвиги в своей стране. Заснятый на кинопленку для потомков, под взглядами целой толпы почтенных учёных мужей из Лондонского университета босоногий Куда Букс спокойно и безбоязненно прошёл по всей 20-футовой длине пышущей жаром и пламенем площадки несколько раз. Присутствующий физик подтвердил, что в центре пламени температура была 1400 градусов по Цельсию - выше той, при которой плавится сталь. Осмотр же ног индуса тремя медиками не выявил никаких признаков волдырей от ожогов. Когда же два исследователя сами сунули ноги в наиболее прохладную часть на самом краю жаровни, то были вынуждены их тут же отдернуть, мгновенно обзаводясь волдырями.

Британские учёные, присутствовавшие на этой демонстрации, были поражены и ошеломлены парадоксальностью эксперимента. Безусловно, подвергнутый испытанию юный кашмирец не был трюкачом и обманщиком, он не пользовался ни маслом, ни лосьоном, чтобы предохранить свои ступни. Напротив, они были вымыты и высушены врачом перед самым опытом. Ступни Куды Букса не были особенно огрубевшими или покрытыми необычайно толстой кожей для защиты от жара. Известно, что во всех частях света невосприимчивость к огню достигается с помощью самых разнообразных техник. Например, у индейцев (будь то в Индии, в Шри-Ланке или на Фиджи) важнейшим элементом ритуала является состояние транса или религиозного экстаза. Для других необходима сложная подготовка, которая включает пение, танцы, половое воздержание. Однако у Букса отсутствовали все признаки божественного экстаза или любого другого особого психического состояния. В результате эксперимента Гарри Прайс пришёл к выводу, что Куда Букс обладает некой личной силой усмирять огонь и его воздействие своим спокойным к нему отношением, что придает ему уверенность неторопливо идти по костру невообразимого жара. Проведя ещё несколько исследований, Прайс в конце концов пришел к выводу, что по огню может пройти любой человек, дело только в кратковременности касания.

В книге Е.Д. Дингуалла "Удивительные случаи с людьми" (1947 г.) подробно рассказывается о некой Мари Сонэ, которая жила в Париже в 50-е годы XVII века. Эта женщина, страдавшая припадками св. Медара, получила прозвище "незгораемая". Завёрнутая в простыню, она могла долго лежать над огнём, опираясь головой и ногами на стулья. Она могла сунуть ноги в чулках и туфлях в жаровню с углями и держать их так, пока чулки не сгорали дотла. Возникает вопрос, почему чулки и туфли сгорали, а простыня нет. Это не единственный случай подобного рода.

Пробежка по раскаленной лаве

Исследователь тайн полинезийской магии англичанин Макс Лонг в 1917 году побывал на Гавайах, где познакомился с доктором Бригэмом, который более 40 лет прожил на острове и имел друзей среди кахунов - местных колдунов. Однажды Бригэм рассказал историю своего хождения по раскалённой лаве, которую Лонг запомнил и рассказал о ней в своей книге, изданной в 1949 году [1]. Описание этой истории достаточно захватывающе, чтобы воспроизвести здесь с небольшими сокращениями.

"Когда началось извержение лавы из жерла одного из вулканов, - сообщил мне д-р Бригэм, - я как раз находился в Южной Конии в Напупу. Я задержался на несколько дней, чтобы сориентироваться, как долго это будет продолжаться. Когда началось извержение лавы, я послал сообщение трём моим приятелям кахунам. Когда-то они мне обещали, что научат ходить по огню. Я попросил их прибыть в Напупу.

Мы остановились у наибольшего из трёх "разливов" и долго смотрели на прилив и отлив горячей вулканической массы. Жар был просто невыносимый, даже на высоте, на груде шлака. Внизу под нами красная лава плыла словно вода в потоке, с той лишь разницей, что вода не могла бы нагреться до такой степени и плыть беззвучно при скорости двадцать миль в час и к тому же по неровной поверхности...

Поскольку мы хотели вернуться на побережье ещё до темноты, кахуны не тратили времени зря. Они принесли с собой многочисленные растения и были готовы действовать, ожидая только, когда вулканическая масса загустеет настолько, чтобы могла выдержать человеческий вес. Листья Ти в Полинезии повсеместно применяются теми, кто ходит по огню. Они от одного до двух футов в длину, узкие, с острыми краями, подобно некоторым разновидностям трав. На верхушке стебля у них расположен плюмаж, своей формой напоминающий веник. Когда брошенные нами на поверхность лавы камни указали на то, что она достаточно твёрдая, кахуны поднялись со своих мест и спустились вниз. Жара была невыносимая, гораздо большая, чем внутри разогретой духовки. Поверхность лавы потемнела, только кое-где на ней были видны меняющие свой цвет полосы - как это бывает, когда остывает раскалённое железо, прежде чем кузнец опустит его в котёл для закалки. В этот момент я искренне сожалел, что отважился сюда прийти. Уже сама мысль о переходе через этот ад на другую сторону приводила меня в содрогание. В утешение я вспомнил, как уже наблюдал за этими тремя кахунами, перебегающими через раскалённую лаву в Килауэа.

Кахуны сняли сандалии и обмотали свои ноги тремя листьями Ти. Я также присел и, не желая рисковать, начал завязывать листья поверх моих набитых гвоздями ботинок. Однако оказалось, что этого ни в коем случае нельзя делать; кахуны мне приказали немедленно снять ботинки и две пары моих носков. Они сказали, что богиня вулканов, Пеле, не охраняет ботинок от "ожогов", и если бы я их не снял, то мог бы её обидеть. Я "горячо" сопротивлялся (в буквальном значении этого слова, поскольку все мы были словно поджаренные). Я знал, что не Пеле владеет магией огня, и усиленно старался понять, кто или что является причиной этой магии. Кахуны только усмехались и говорили, что "белый кахуна" конечно же знает искусство добывания мана (магической силы) из воздуха или воды, и что мы только тратим время, разговаривая о том, что ни один кахун не может выразить словами, - о тайне, которая передаётся только от отца к сыну.

Всё же, кончилось тем, что я не уступил и отказался снять ботинки. Я думал, что если гавайцы могут ходить по раскалённой лаве затвердевшими босыми ступнями, то и я могу это делать в ботинках с твёрдой кожаной подошвой, которая меня охранит от ожогов. Следует помнить, что было это тогда, когда я ещё считал, что описанное явление имеет естественное физическое объяснение. В конце концов, кахуны приняли мои ботинки как остроумную шутку. Если я хочу принести их в жертву богам, то это, может быть, неплохая мысль. Переглядываясь и улыбаясь, они позволили мне обвязать ботинки листьями, а сами начали петь свои песни. Слова песни происходили из какого-то древнего гавайского языка, которого я не понимал. Это был обычный "разговор с богом", с незапамятных времён слово в слово пересказываемый из поколения в поколение. Я понял лишь то, что текст состоял из кратких упоминаний о какой-то мифологической истории, перемежающихся с похвалами какому-то богу или богам. Прежде чем кахуны закончили петь, я был уже почти испечён заживо, хотя это длилось не более нескольких минут. И тогда наступил этот момент. Один из кахунов ударил связкой листьев о гладкую поверхность лавы и приглашающим жестом предоставил мне почётное право сделать первый шаг. Я тут же вспомнил о своих хороших манерах и высказался за то, чтобы первенство принадлежало старшему. Таким образом, было решено, что старший из кахунов пойдёт первым, потом - я, а за мной - остальные. Без тени колебания старший из кахунов стремительно двинулся по чудовищно горячей магме. Я наблюдал за ним, открыв рот, а когда он почти уже был на другой стороне - на расстоянии около 150 футов от нас (около 50 м), - кто-то так резко толкнул меня, что у меня остался один выбор: либо упасть лицом вниз в горячую массу, либо поймать ритм бега.

 

Рекомендуем
Популярное
наверх