
Мы выехали из города Ош по широкому Памирскому тракту, связывающему ущелья Памира с внешним миром. От Оша до Гюльчи тракт идет сначала мимо хлопковых нолей и селений, утопающих в зелени садов. Затем начинаются кишлаки — скопления бурых глинобитных строений и белых домиков оригинальной архитектуры. Дорога входит в предгорья. Нескончаемые травянистые склоны со скальными островками со всех сторон подступают к тракту Южный участок пути с перевала Чигирчик очень крут. Дорогу обступают большие гранитные массивы, суживая ущелье до двухсот-трехсот метров. Вскоре, однако, горы расступаются, открывая широкую котловину, прорезанную бурной рекой. В центре котловины — белые постройки Гюльчи, живописного селения, выросшего на месте бившего здесь еще задолго до революции укрепления. Отсюда, вдоль реки Гюльча, машины мчатся на юг. За Суфи-Курганом по обе стороны от шоссе поднимаются отвесные террасы с причудливыми скальными башнями.

Еще несколько десятков километров, и ущелье превращается в широкую, покрытую травой поляну. Это Ак-Босага, откуда начинается извилистый подъем на перевал Тал- дык (3 625 метров). Миновав перевал, машины едут некоторое время в каньоне. За ним раскрывается тридцатикилометровая ширь плоской Алайской долины. Исполинскими стенами окружают ее снежные вершины Заалайского хребта. Извилистое русло реки Кызыл-су (Красная вода) пересекает долину. Вода в реке действительно кирпично- красного цвета. Мы —в предгорьях Заалая, в ущелье, соединяющем Алай с долиной Маркан-су.
По обеим сторонам дороги обнаженные каменистые горы — то бурые, то красные, то грязновато-зеленые. Крутыми серпантинами дорога ползет на перевал Кызыл-арт. Моторы автомашин сердито гудят, как бы жалуясь на непосильную нагрузку, воют шестерни. Вот и перевал... Он отмечен могильным курганом, на котором белеют черепа архаров с большими загнутыми рогами.
В расщелинах растут жесткие цветы — ярко-желтые, голубые, синие, с пряным, тяжелым ароматом. Долина Маркан-су (Долина смерти) — страшная, мертвая каменная пустыня, похожая на высохшее русло необъятной широкой реки. Ее окаймляют голые, зализанные давно исчезнувшими ледниками, красно-бурые скальные склоны. Долина ведет в Китай. Здесь господствуют знойные и опустошительные ветры, дующие из пустыни Так- ла-Макан. К общей радости, мы довольно быстро проезжаем через Маркан-су и поднимаемся на маленький перевал, с которого открывается темно-синяя, почти черная гладь озера Кара-куль, лежащего в огромной пустынной котловине. Скалистый полуостров вдается в озеро, рассекая его на две части. От грандиозного массива Курум- ды, поднявшего свою двуглавую вершину до высоты 6 500 метров, падает тень далеко в глубь озера. Остался позади и перевал Ак-Бяй- тал, высокие хребты закрыли от нас мрачное озеро. Мы на Восточном Памире. Наши машины несутся по широким долинам, окруженным сплошными осыпями.

По склонам кое-где виднеются кусты, а иногда и мелкие заросли терескена. Перевал Кой-Тезек (4 338 метров)— последний в маршруте экспедиции. Опять густым басом гудят моторы и визжат шестерни передач. Медленно ползем ввер(х. С перевала, по ущелью одного из притоков Гун- та, попадаем в долину, совершенно непохожую на все прежние. Зеленеют луга и посевы—ими занят каждый клочок земли. Широко развита поливка. По крутым склонам ущелья тянутся арыки, а иногда вода бежит по деревянным желобам, подвешенным на скальных стенах. Поливка резко улучшает урожайность. Недаром народы Таджикской республики прилагают усилия, чтобы к 1950 году довести площадь поливных земель до 50 тысяч гектаров. Это обеспечит развитие производительных сил Кур- ган-Тюбинской области и особенно Вахшской долины. Вот, наконец, и кишлак Байкала, на берегу бурного Гунта. Гунт — исходный пункт для развертывания работ нашей экспедиции. Путешестшенники-географы второй половины 19 и начала 20 веков — Пржевальский, Мушкетов, Федченко, Липский, Корженевский и другие — вложили много труда и энергии в дело исследования горного Памира.

По тем путям, где когда-то прошли экспедиции этих выдающихся исследователей, — по долинам, ущельям и перевалам Памира в наши дни проложены хорошие автодороги. За годы советской власти работы по исследованию высокогорного Памира значительно расширились. Только за девять лет, с 1928 по 1937 год советскими учеными был расшифрован ряд «белых пятен» на Памире — открыты хребты Петра Великого, Академии, Заалайский. До последнего времени сравнительно мало исследованным оставался лишь юго- западный Памир. Ближайшей целью нашей экспедиции было восхождение на пик Пат-хор. На его вершине еще никто не бывал. Снявшись со стоянки на Гунте, караван наш подошел к реке Латхор. Ее пришлось переходить вброд. Река бурлила. Мутные волны с ревом перекатывались через огромные камни, грозя сорвать и унести с собой любого смельчака... Но мы благополучно переправились через этот бурный поток и разбили свой первый «Зеленый лагерь» на высоте 3 500 метров.
Свежие комментарии