На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 719 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Как вараны стали крокодилами

В 1980 году я с друзьями отправился в автоэкспедицию в Среднюю Азию, в самые труднодоступные места Юго-западного Устюрта и Северных Каракумов. Там, в районе Сарыкамышского озера, нам рассказали о странных животных, которых здесь называли «пустынными крокодилами».

 Арал обмелел, а на месте впадины разлилось море

Местные жители утверждают, что на месте озера Сарыкамыш была самая безводная и глубокая в СССР впадина. Но это не так. Сарыкамышская впадина – третья по глубине, около сорока метров ниже уровня мирового океана. И сейчас на дно этой впадины не попасть. Разве что в акваланге. Поскольку теперь здесь раскинулось настоящее море. Иногда мне очень хочется снова побывать там, на его бескрайних песчаных пляжах, побродить по барханам, в зарослях саксаульников, прячущих медлительных черепах, худых пугливых зайцев-толаев, смешных ушастых ёжиков и небольших, сипящих как кипящий чайник, варанов.

На современных картах Средней Азии южнее почти пересохшего Арала и восточнее залива Кара-Богаз-Гол обозначено Сарыкамышское озеро, площадь водного зеркала которого почти три тысячи квадратных километров! Но на картах, изданных до 1971 года, никакого озера здесь нет, есть Сарыкамышская впадина. Произошло следующее. В советское время основную долю поливных земель в Средней Азии занимал хлопчатник. Осенью и зимой хлопковые плантации и рисовые чеки промывали. Воду пускали из хранилищ через систему ирригационных каналов, естественно, вода уходила в низины, а большая часть – в Сарыкамышскую котловину. Арал мелел, а на месте впадины росло-разливалось настоящее море.

Закидоны на каркидонах

Но как-то вечером на берегу Сарыкамыша у саксаулового костерка Валера – парень из рыболовецкой бригады рассказал нам несколько историй о странных «пустынных крокодилах», живущих в больших, до конца не пересыхающих такырах, – о каркидонах, как называли их местные жители.

– Работали мы на буровой. Деньгу зашибали, – рассказывал Валера. – А что тут ещё делать? Вкалываешь, конечно, как раб на галерах, зато потом – кум королю. Хочешь – в Сочи, хочешь – в Гагры. Ну и шмотки там, на машину можно накопить, на кооператив… Но скучно. И вот мы стали с местными на охоту ездить. Сайгаков стрелять. Вроде бы и нельзя, но кто тут проверит!

И вот как-то раз поехали за свежатиной. На двух «газиках». Мы правее взяли, а ребята на втором «газике» левее, чтобы площадь побольше захватить. Ну, мотаемся по равнинке, Сарыкамыш вдали показался. Сайгаков нет как нет. И вдруг смотрим, второй «газик» несётся, не разбирая дороги нам наперерез. Тормозят, а сами бледные, глаза шальные, волосы дыбом! Крокодилы, говорят! Видим, действительно что-то сильно напуганы.

Успокоились немного, рассказали: заметили сайгаков и начали догонять стадо, но тут попали в пухляк. В азарте не заметили…

Что такое пухляк, я уже знал. Если машина вдруг забуксует на такыре, то верхняя, плотная, как асфальт, корка проламывается, а под ней лёсс – мельчайшая пыль, которая в руке течёт, как вода. В этой пыли колесу не за что зацепиться, оно прокручивается впустую и машина проваливается всё глубже.

– Ну вот, – кивнув головой, подтвердил мои рассуждения парень, – в такой пухляк они и залетели. Был бы грузовик – там бы и остались. Без помощи не выбраться. Но «газик» кое-как вытолкали. И тут в такыре что-то завозилось, и из-под лёсса показались страшные крокодильи морды! Совершенно жуткие твари…

Мы-то, конечно, не поверили, поехали по их следам посмотреть, что там за крокодилы. Подъехали, нашли место, где их «газик» буксовал – ничего. Хотели посмеяться над храбрецами, но вдруг, как в кошмаре, из пухляка вылезло несколько страшных тварей, действительно похожих на огромных крокодилов. Тут мы и сами рванули на буровую; даже не вспомнили, что у нас ружья были... Когда обратно ехали, наткнулись на жуткую картину: ложбинка, полная сайгачьих скелетов. И это не браконьеров дело было, мы это сразу поняли. Браконьеры никогда не разделывают добычу на месте, да ещё так – подчистую. Местных потом спрашивали, говорят – каркидоны.

Парень передёрнул плечами:

– До сих пор в дрожь бросает, как вспомню!

Александр Ломтев

Фотография: Shutterstock.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх