На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 704 подписчика

Свежие комментарии

Сакральная символика пушкинских сказок

Сакральная символика пушкинских сказок

Традиционно считается, что сказки Пушкина являются всего лишь переработкой народных сказаний. Однако многие образы в них вовсе не характерны для русского фольклора: Шамаханская царица, Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и, наконец, загадочное Лукоморье… Откуда же всё это взялось?

 

Три парки и бог Солнца

Пожалуй, самая «символическая» пушкинская сказка и одновременно первая сказочная поэма, написанная Пушкиным в 1831 году, — это «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Вспомним её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Число «три» издавна во всех учениях почиталось, как особое, магическое. У Пушкина оно встречается очень часто, практически во всех сказках… Впрочем, это не редкость для русского фольклора. Но три пряхи — совершенно явное указание на трёх парок или мойр — римских или греческих богинь судьбы. Так, первая парка вынимала жребий человека, вторая начинала прясть нить его жизни, а третья обрекала его на смерть, обрывая эту нить. Ткачиха с поварихой пытались подменить жребий своего племянника и обречь его на смерть, но их замысел по сюжету не удался… Кстати, сказка о трёх пряхах есть и у братьев Гримм, но она совершенно о другом…

Пушкиноведы считают, что «Сказка о царе Салтане» была навеяна одной из новелл Чосера, в которой фигурирует сирийский Султан. Исследователь В. Н. Дёмин, в свою очередь, трактует имя «Салтан», как производное от корней «сал/сол» — «Солнце» и «тан» — «владыка, повелитель». Таким образом, имя царя звучит как «солнечный правитель» или «владыка солнечной земли». Прямой намёк на бога Солнца Аполлона, родиной которого была Гиперборея — страна «за Бореем» — северным ветром…

Имя другого героя поэмы — князя Гвидона — заимствовано из лубочного цикла о Бове-королевиче, являющегося русской интерпретацией французского рыцарского романа.

В нём противником главного персонажа выступает как раз некий Салтан.

Тема странствий новорождённого младенца по воде — достаточно распространённый мифологический мотив. Например, в «Махабхарате» Кунти, мать Карне, рождённого ею от бога солнца Сурьи, кладёт сына в обмазанную воском корзину и пускает плыть по реке. В восточных сказках у таких детей-подкидышей, как правило, золотые волосы — символ солнца… Не мешает вспомнить и библейский миф о пророке Моисее, который младенцем был оставлен в просмоленной корзине на берегу Нила и усыновлён египетской принцессой…

В образе Царевны-Лебеди мы находим черты традиционных героинь русского фольклора: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Марьи Моревны… 33 морских богатыря — её братья. Ближе всего эти образы к древнегреческой мифологии: речь идёт о детях Леды, рождённых ею от Зевса, принявшего облик лебедя — Елене Прекрасной и её двух братьях-близнецах — Касторе и Поллуксе.

Магическое воскрешение

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана Пушкиным осенью 1833 года. Хотя сюжет её во многом перекликается со сказкой братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах, всё же на её символику следует обратить внимание. Например, в ней неоднократно упоминается сакральное число 7. Так, в приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов» (140 — это дважды 70, или 7, умноженное на 20). Богатырей в сказке тоже семь (как, правда, и в «Белоснежке»).

Волшебное зеркало, с которым разговаривает злая мачеха царевны — традиционно магический атрибут, ведь зеркала связаны с потусторонним миром… А наливное яблочко, которым Чернавка отравила царевну? Наливное яблочко, которое катается по блюдечку, упоминается в народном фольклоре. А прообразом его, вероятно, является то самое яблоко, которое съели в раю Ева и Адам…

О чём поёт Золотой Петух?

Ещё одна символическая сказка Пушкина — это «Сказка о Золотом Петушке», написанная в 1834 году. По мнению Анны Ахматовой, источником для её сюжета явилась повесть Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», которая, в свою очередь, была переработана американским писателем из испанской легенды.

Образ самого Золотого Петушка, видимо, тоже связан с древними легендами, как славянского, так и испанско-мусульманского происхождения, в которых фигурирует петух, возвещающий о сотворении и конце мира. Крик петуха, по поверью, предвещал надвигающуюся беду, особенно у восточных народов. А в скандинавском эпосе присутствует петух Гуллинкамби, подающий своим криком сигнал богам, как только из ада выступит армия мертвецов под предводительством коварного Локки…

Ещё один персонаж сказки — Шамаханская царица — тоже явно имеет восточные корни. На юго-востоке плато Устюрт, на знаменитом «шёлковом» караванном пути из Средней Азии в Поволжье находился город Шемаха, служивший в XIV—XVI веках резиденцией хорезмским правителям. Пушкину, любителю путешествий и этнографии, это могло быть хорошо известно.

Гиперборея в Лукоморье?

А как быть со сказочной «географией» у Пушкина? Как мы уже определились, царство Салтана находится, скорее всего, на Востоке. Тогда, по логике вещей, остров Гвидона лежит на Западе, там, где заходит солнце. Не случайно возникает в сказке и остров Буян, мимо которого необходимо проплыть, направляясь в царство Салтана. Согласно русской народной мифологии, он является «центром мира», там растёт дуб о четырёх ветвях (Мировое Древо, являющее собой структурную основу Вселенной и связывающее небо, землю и преисподнюю) и лежит «Бел Горюч камень Алатырь», на котором покоится голова самого Адама.

В книгах Ригведы и Авесты рассказывается о полночном царстве, где солнца не бывает по полгода. Это прародина древних ариев — Гиперборея, откуда гипотетически вышли все европейские народы. А у Пушкина это Лукоморье, о котором он рассказывает в прологе к поэме «Руслан и Людмила».

И последняя подсказка Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет!» — это о Лукоморье. Ведь именно там, «за Бореем», находится колыбель славянских народов…


Ирина Шлионская, myJane

Рекомендуем
Популярное
наверх