Выражение "превратить мышь в слона" — не просто оборот речи. В процессе эволюции размеры отдельных видов живых существ изменяются. Так, исследователям из австралийского университета Монаша удалось подсчитать, что для превращения млекопитающего размером с мышь в животное "слоновьих" габаритов потребуется примерно 24 миллиона поколений.
Данные палеонтологических находок позволили учёным проанализировать изменение размеров тел 28 отрядов живых организмов за последние 70 миллионов лет. Исследование охватило 839 видов плацентарных млекопитающих и 83 видов сумчатых.
Оказалось, что в первые 35 миллионов лет после окончания периода мел-палеогенового вымирания, когда с лица Земли исчезли динозавры (это произошло 65 миллионов лет назад) размер видов возрастал в геометрической прогрессии, но затем стал замедляться, так как более крупным животным требовалось больше времени на вынашивание и выращивание потомства. За 1,6 миллиона поколений сухопутные обитатели выросли в размерах в 100 раз, за 5,1 миллиона поколений — в 1000 раз и за 10 миллионов поколений — в 5000 раз. Для морских же млекопитающих эти цифры составили соответственно 1,1, три и пять миллионов поколений.
Однако такие виды чаще всего подвержены быстрому вымиранию. Среди них, в частности, мадагаскарские бегемоты и карликовые бегемоты на средиземноморских островах, кипрский карликовый слон, хондосский японский волк, карликовый мамонт и островная лисица на Канальных островах, подвид азиатского слона на острове Борнео и северные олени на архипелаге Шпицберген.
Тенденция к островной карликовости наблюдается также у современных свиней, кроликов, енотов и змей.Любопытно, что у мелких грызунов, обитающих на островах, напротив, встречается гигантизм, то есть их популяции увеличиваются в размерах по сравнению с материковыми. Гигантизму подвержены и представители семейства ящериц, такие, как игуаны, гекконы, сцинки и вараны. Взять хотя бы комодских "драконов", которые весят около 70 килограммов, но в неволе способны достигать и больших размеров.
Наконец, встречается такое явление, как глубоководный гигантизм. Некоторые виды беспозвоночных и других морских животных, обитающие в море на больших глубинах, способны достигать более крупных размеров, чем их мелководные "родичи" или те, кто живёт на суше. Так, равноногий рак, который является родственником мокриц, достигает в длину 45 сантиметров и весит 1,7 килограмма. Ремень-рыбы вырастают до 11 метров. Длина гигантских кальмаров может достигать 20 метров, а червей немертин — превышать 50 метров. Зоологи предполагают, что причинами этого могут быть либо недостаток пищи, который приводит к более позднему достижению половой зрелости, либо необходимость приспосабливаться к высокому давлению воды.
Размеры человека и родственных ему видов также не оставались без изменения. Например, В 2004 году археологи из университета Новой Англии (Австралия) обнаружили на индонезийском острове Флорес останки миниатюрного человекообразного существа. Рост "хоббита" (так условно окрестили его учёные) не превышал одного метра, а размер его черепа был не больше грейпфрута.
Экспертиза показала, что возраст скелета — около 18 тысяч лет. Вскоре поблизости были найдены останки шести других "хоббитов". Исследователи считают, что это представители доселе неизвестной разновидности человечества — Homo floresiensis, поселившиеся на острове миллион лет назад.
По словам учёных из Школы прикладных наук при Королевском мельбурнском институте технологий, так называемые "хоббиты" при жизни страдали микседематозным кретинизмом — заболеванием, вызванным дефицитом йода в организме матери. Этот недуг ведёт к замедлению физического и умственного развития. Внешними признаками его являются короткие конечности и туловище, большая голова и плоский нос.
Однако другие антропологи, в частности, одна из первооткрывателей "хоббитов" Сьюзан Ларсон, утверждают, что речь идёт не о каких-то гормональных нарушениях, а именно о феномене островной карликовости. Они доказывают, что кости флореских гоминид не несут тех повреждений, которые свойственны скелету тех, кто страдает микседематозным кретинизмом. Кроме того, обычно такие больные живут недолго, а два скелета хоббитов явно принадлежали сорокалетним людям (для того времени — это почти как в наше время прожить свыше ста лет).
Кроме того, их материальная культура не даёт заподозрить своих создателей в том, что у них были проблемы с умственным развитием — их орудия труда являются чуть ли не самыми совершенными для того времени. В общем, можно сказать, что хоббиты были хоть маленькими, но вполне "удаленькими". И это лишний раз доказывает, что, видимо, дело вовсе не в гормональных нарушениях, а в феномене островной карликовости — у всех видов, которые, попав на остров, уменьшились, не проходило принципиального упрощения или усложнения поведения, оно оставалось таким же, как и у их крупных предков.
Итак, нынешнее исследование австралийцев представляет собой значительную научную ценность, так как большинство предыдущих работ основывалось на изучении внутривидовых изменений, в данном же случае учёным пришло в голову проанализировать общие показатели роста разных видов, что привело к очень интересным результатам.
Ирина Шлионская
http://www.pravda.ru/science/eureka/hypotheses/05-02-2012/11..." target="_blank">www.pravda.ru
Свежие комментарии