Геоглифы – гигантские, нарисованные на земле изображения или узоры. Стоя на земле их практически невозможно различить, однако они хорошо видимы с высоты в несколько десятков метров. Геоглифы можно изображать разными способами. Можно просто снимать слой земли или травы, можно выкладывать их камнями или высаживать деревьями.
И если современных художников, использующих такую технику можно понять: сначала водишь ничего не понимающего зрителя по какому-то полю, а потом садишь его на воздушный шар, и он оценивает твой творение, то какой смысл в геоглифы вкладывали художники прошлого? Ведь большинство существующих в настоящее время гигантских рисунков были сделаны задолго до того, как человечество поднялось в воздух.
До наших дней дошло достаточное количество подобных памятников древности. Большинство из них находится в Южной Америке. Наиболее же известны геоглифы плато Наска. Они представляют собой примерно три десятка рисунков различных живых существ и объектов, а также несколько тысяч линий и около тысячи простых фигур. Все рисунки плато Наска сделаны одинаково – путём выемки грунта шириной от полу метра до полутора и глубиной 30 см, то есть являются неглубокими канавами.
Самым древним подобным произведением человеческой культуры является изображение человека в районе Атакама. Он расположен примерно в полутора тысячах километров от плато Наска. Его размеры – порядка 100 метров, а возраст исчисляется примерно десятью тысячами лет. Остальные же подобные памятники древности располагаются ближе: их удаленность от плато Наска составляет от 30 до 150 км. Все они простроены примерно в одно и то же время (от 2000 до 1500 лет назад), однако имеют немного разную технику исполнения. Например, похожие рисунки на плато Пальпа выполнены не рытьём канав, а при помощи создания невысоких гряд.
Основным отличием плато Наска является то, что только его рисунки можно увидеть с высоты птичьего полёта, рисунки всех остальных подобных мест видны, если находиться на уровне естественных возвышенностей местности.
В настоящее время существует несколько гипотез о том, как же были созданы рисунки Наска и каково их предназначение. Объяснения эти охватывают различные варианты: от космодрома пришельцев до посланий богам, чтобы те даровали жителям обильные урожаи. Есть среди них и точка зрения, говорящая, что рисунки Наска имеют ритуальный характер и повторяют рисунок созвездий на небосклоне.
Но есть ещё одна, альтернативная версия происхождения этих рисунков. Она не совсем по душе любителям необъяснимого, однако, аргументов в её пользу слишком уж много. Дело в том, что геоглифы Наска отличаются от всех им подобных, находящихся в окрестностях. Они и больше по размерам, и более разнообразны. Складывается такое впечатление, что все эти Атакамы и Пальпы были всего лишь «пробой пера», а Наска и являлась конечной целью. Только вот целью чего?
Сразу же не даёт покоя тот факт, что впервые заметили линии на плато Наска в 1927 году; об этом узнал археолог Пол Косок, и в 1939 он прилетел в Перу и сам увидел плато и рисунки. После чего он привлёк к исследованиям немецкого археолога Марию Райхе и они изучали феномен плато совместно. Но только в 1947 году были получены первые фотографии, и то, с применением армейской авиации. И уже здесь возникает интересный вопрос: археолог, путешествующий без фотоаппарата? Не надо думать, что в 1939 году фотоаппараты были размером с чемодан. Рынок уже лет 10 был наполнен компактными «Лейками» с плёнкой, цена которых была по карману любому среднему американцу.
Интересные нестыковки продолжаются дальше: все геоглифы в Южной Америке были относительно быстро датированы, и только Наска оставалась длительное время без «дня рождения». Впрочем, примерно к 1970 году Райхе исправила ошибку – нашла какой-то обломок дерева, вроде бы имеющий отношение к её созданию. По нему и датировали: возраст рисунков, естественно, попадал в эпоху создания других геоглифов.
Многих исследователей до сих пор мучает вопрос: а где же следы рабочих, делавших все эти рисунки? Несомненно, их немало должно было задействовано на создании подобного сооружения. Но, по какому-то странному стечению обстоятельств, на плато нет никаких следов тропинок, мест концентрации людей или остатков жилья.
Вместе с тем, стоит проехаться по геоглифам на машине, и они теряют свой первозданный вид. Как же они тогда смогли сохраниться на протяжении почти двух тысяч лет? Мало того, правительство Перу объявило плато заповедником и никого не пускает туда, поскольку опасается разрушения ценных памятников прошлого; осмотр геоглифов производится либо с воздуха, либо с нескольких установленных на плато вышек.
А если просто посчитать, какой экономический эффект имеет в народном хозяйстве Перу доход от туризма в районе плато Наска, то ситуация вырисовывается совсем уж интересной. Ежегодно плато Наска посещают около 4 миллионов туристов, учитывая различные затраты на путешествие, проживание и осмотр достопримечательностей, получается, что каждый турист тратит в среднем около полутора тысяч долларов на такой визит. И это только официальные цифры. Прибавим сюда примерно треть неучтённых финансов и получим, что валовый доход от плато приносит в экономику Перу не менее 9 миллиардов долларов в год. А это, ни много, ни мало, примерно 3% ВВП страны. Существуют ли в мире ещё места, являющиеся таким «золотым дном»?
Вполне возможно, что рисунки плато Наска – это не что иное, как грандиозная мистификация, созданная совсем недавно. Южная Америка является бедным регионом и туризм, зачастую, единственное средство привлечения капитала. А чем привлекать туристов, как не сенсациями? Достаточно вспомнить истории подделок родом из Южной Америки. Это и хрустальные черепа, якобы тысячелетней давности, на самом деле сделанные в начале XX века с применением шлифовальных станков. Туда же относятся и обсидиановые сосуды, изготовлением которых до сих пор занимаются кустари в Мексике. Или фигурки, изображающие людей верхом на динозаврах, сделанные в середине XIX века, но выдаваемые за десятое тысячелетие до нашей эры…
Мария Райхе за свою работу на плато получила высшую награду Перу – Орден Солнца. Много ли археологов были удостоены такой чести в других странах? Возможно, её работа включала нечто большее, чем описание геоглифов и изображение их на картах?
Как бы то ни было, есть ещё один интересный факт. На левой руке Марии Райхе не было одного пальца; она потеряла его в 1934 году, перенеся гангрену. Один из геоглифов плато Наска имеет название «Руки», поскольку изображает существа с двумя большими руками. Так вот, у «Рук» на одной руке также отсутствует один палец. Совпадение? Не думаю…
Свежие комментарии