Любимое занятие интернет-пользователей - рассказать друг другу о своём месторасположении: такие службы, как Googie Latitude сообщают вашим друзьям, когда вы окажитесь поблизости; ещё одна служба, Foursquare, превратила передачу сообщений о передвижениях в игру.
Но, как недавно стало известно немецкому политику из партии Зелёных Мальте Шпицу, за нами уже давно следят, хотим ли мы того или нет.
Результаты оказались ошеломляющими. За шестимесячный период - с 31 августа 2009 г ода по 28 февраля 2010 год, компания Deutsche Telekom записывала координаты его пребывания более 35 тысяч раз. Она отслеживала его из поезда на пути в Эрланген с момента отправления до последней ночи, когда он вернулся домой в Берлин.
Г-н Шпиц предоставил исключительную информацию - беспрецедентный случай, как говорят эксперты по конфиденциальности - на то, какая информация в настоящее время собирается, когда мы перемещаемся вместе с нашими телефонами. В отличие от многих онлайн-услуг и веб-сайтов, которые должны отправлять "куки" на компьютер клиента, чтобы попытаться привязать свой трафик к конкретному пользователю, компании мобильной связи просто вынуждены сидеть, сложа руки, и нажимать кнопку "запись".
"Мы все носим с собой различные "идентификационные бирки", и эти бирки ассоциированы с нашими телефонными номерами, с теми, кому мы звоним, и что делаем с телефоном", говорит специалист по графической информации архитектурного факультета Колумбийского университета Сара Е, Уильяме. "Мы даже не знаем что у нас собирают эти данные".
Отслеживание местонахождения клиента является неотъемлемой частью того, чем телефонные компании зарабатывают на жизнь. Каждые семь секунд или около того, телефонная компания посредством чьего-то работающего мобильного телефона определяет ближайшую башню, с тем, чтобы наиболее эффективно управлять связью. А для учёта стоимости предоставленных абонентских услуг они отслеживают, откуда осуществляется вызов и как долго он длится.
"В любой определённый момент времени сотовая компания знает, где вы находитесь: это постоянно фиксируется башней с наиболее сильным сигналом", - говорит профессор компьютерных и информационных наук университета штата Пенсильвания Мэтью Блэйз, выступивший перед Конгрессом по данному вопросу.
Г-н Блэйз отметил, что информация о г-не Шпице была основана не на том, как часто г-н Шпиц проверял свою электронную почту.
Г-н Шпиц, частный адвокат, решил быть максимально открытым со своей личной информацией. В конце прошлого месяца он выложил всю информацию о местоположении в открытом бесплатном онлайн-офисе Google Document и работал с сайтом Zeit Online, электронной версией известной немецкой газеты "Die Zeit" (Время), чтобы сопоставить эти координаты с течением времени.
"Это действительно наиболее убедительная визуализация на общественном форуме, которую я когда-либо видел", - сказал г-н Блейз, добавив, что она "показывает, каким чётким может быть изображение, полученное даже с места с довольно низким разрешением".
В интервью из Берлина г-н Шпиц объяснил свои мотивы: "Это был важный момент, чтобы показать, что это не какая-то игра. Я думал об этом: хорошая ли это идея, чтобы публиковать все данные. Я также мог бы, скажем, опубликовать их, может быть, на пять или десять дней. Но затем сказал нет, я в действительности хочу опубликовать на все шесть месяцев".
По словам юриста компании Electronic Frontier Foundation, специалиста по конфиденциальности Кевина Бэнкстона, в Соединённых Штатах телекоммуникационные компании не должны сообщать, какую именно информацию они собирают. Он добавляет, что на основании судебных дел он может сказать, что "они собирают её очень много, и она становится все более точной".
"Телефоны стали неотъемлемой частью современной жизни", - сказал он, возражая против идеи того, что "вы должны раскрывать свою личную жизнь, чтобы быть частью XX! века".
В Соединенных Штатах есть правоохранительные органы и соображения по обеспечению безопасности, так как компании мобильной связи поощряются следить за своими клиентами. И ФБР, и Управление по борьбе с наркотиками использовали записи мобильных телефонов для выявления подозреваемых и проведения арестов.
Если информация представляет ценность для правоохранительных органов, она может приносить прибыль на рынке. Крупнейшие американские провайдеры мобильной связи отказались объяснить, что именно они собирают и для чего потом используют.
Компания Verizon, например, отказалась вдаваться в другие подробности, кроме тех, что указывают на их политику конфиденциальности, которая включает в себя: "такую информацию, как записи звонков, пользование услугой, данные о трафике". В заявлении частично говорится, что данные могут быть использованы с целью маркетинга для Вас, основываясь на Вашем использовании продуктов и услуг, которые у Вас уже есть, с учетом любых ограничений, предусмотренных законодательством".
Sense Networks, компания, которая работает с данными компании AT & Т, использует анонимную информацию о местонахождении, "чтобы лучше понять общую деятельность человека". Служба CitySense, даёт рекомендации по местной ночной жизни клиентам, которые решили принять участие в ней, на основе их использования мобильного телефона, (Многие приложения смартфона, уже имеющиеся на рынке, умеют находить местоположение, но это с согласия пользователя и по глобальной системе определения местоположения абонента сотовой связи (GPS), а не записей компании мобильной связи).
Из-за случая, происшедшего в Германии, суды делают большой упор на конфиденциальность. Г-н Шпиц сначала обратился в суд, чтобы получить весь свой файл, но компания Deutsche Telekom отказала в предоставлении.
В течение шести месяцев, заявил он, продолжалась "игра в пинг-понг" письмами адвокатов, пока Конституционный суд не решил, что существующие правила, регулирующие хранение данных, кроме тех, которые необходимы для выставления счетов и логистики, были незаконными. Вскоре после этого обе стороны пришли к соглашению: "Я только получаю информацию, которая связана со мной, и я не получаю всю информацию, как то: кому я звоню, кто шлёт мне CMC и так далее", - сказал г-н Шпиц, ссылаясь на текстовые сообщения.
Тем не менее, компания Deutsche Telekom переслала ему 35 831 фрагментов информации в зашифрованном файле, чтобы в процессе передачи сохранить его конфиденциальность.
Компания Deutsche Telekom, которой принадлежит компания Т-Mobile, поставщик услуг связи г-на Шпица, написала в электронной почте, что она сохраняла данные за шесть месяцев, как того требует закон, и что после решения суда она "немедленно прекратила" хранение данных.
А через год после решения суда, запрещающего такого рода сбор данных, начинаются подвижки к принятию нового, более ограниченного закона. Г-н Шпиц, 26 лет, член исполнительного совета партии Зелёных, говорит, что он опубликовал этот материал, чтобы повлиять на эти дебаты.
"Я хочу продемонстрировать политическое послание, что данные, хранящиеся в таком виде, колоссальны, и дают возможность реально обозревать жизнь людей в течение шести месяцев, и видеть, что они делают, где они находятся".
Хотя потенциал для злоупотреблений легко представить, в случае г-на Шпица было выявлено не так уж много.
"Я действительно провожу большую часть времени по месту проживания и вполне доволен этим", - заявил он, "Я, правда, мало перемещаюсь в пространстве".
Есть ли какие-либо смущающие подробности? "Данные показывают, что я иногда летаю, - сказал он - гораздо чаще, чем езжу более экономичным поездом, что не приветствуется среди политиков, представляющих партию Зелёных".
Автор: Н.Кохен
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №2 2012 г.
Свежие комментарии