К последнему полету по программе "Спейс шаттл" космического корабля "Атлантис" 8 июля
На 8 июля 2011 года запланирован старт американского космического корабля многоразового использования "Атлантис". Этот запуск станет не только последним полетом "Атлантиса", но и ознаменует завершение 30-летней программы "Спейс шаттл".
Программа "Спейс шаттл" /"космический челнок"/ является программой Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США /НАСА/ по запуску в космос кораблей многоразового использования. Она была одобрена президентом Ричардом Никсоном в январе 1972 года, но особую поддержку программе оказал Рональд Рейган, так как шаттлы являлись ключевым звеном поддерживаемой им программы "звездных войн". Стартово-посадочные комплексы были построены во Флориде /центр Кеннеди/ и в Калифорнии /авиабаза Ванденберг/. На создание комплексов и разработку кораблей в общей сложности было потрачено свыше 11 млрд долларов. Всего было построено шесть шаттлов: опытный образец "Энтерпрайз" и пять кораблей, предназначенных для реальных космических полетов, - "Колумбия", "Дискавери", "Атлантис", "Челленджер" и "Индевор". Шаттлы являются гибридом самолета и космического корабля. Челнок состоит из трех основных элементов: воздушно-космического самолета "Орбитер", многоразовых ракетных ускорителей и сбрасываемого топливного блока. В грузовом отсеке располагаются космические аппараты или лабораторные модули до 5 м в диаметре и 18 м длиной.
Вес полезной нагрузки зависит от высоты и наклонения выбранной орбиты полета корабля. Корабли с экипажем из семи человек способны выводить на околоземную орбиту до 25 тонн, и возвращать на Землю до 15 тонн.
Первым на орбиту был выведен шаттл "Колумбия" /12-14 апреля 1981 г./. До настоящего времени в рамках программы "Спейс шаттл" было осуществлено 134 запуска, "Атлантис" станет 135-м. В течение 30 лет эти корабли использовались для проведения сложных научных экспериментов, запусков космических аппаратов - научных, военных, телекоммуникационных, метеорологических спутников, а также зондов и телескопов, с декабря 1998 года они участвовали в строительстве Международной космической станции /МКС/.
Первая катастрофа в истории челночных кораблей произошла 28 января 1986 года, когда во время своего 10-го старта взорвался "Челленджер". Тогда полеты были прерваны более чем на два года. Вторая катастрофа произошла 1 февраля 2003 года при возвращении из 28-го полета шаттла "Колумбия". Ее причиной явилось повреждение теплозащитного слоя корпуса корабля. Мораторий на использование шаттлов действовал до 2005 года.
После этих катастроф в американском космическом флоте осталось три корабля - "Атлантис", "Дискавери" и "Индевор". В январе 2004 года в соответствии с национальной космической стратегией, обнародованной президентом США Джорджем Бушем, было объявлено, что оставшиеся челноки должны быть списаны. Причиной прекращения полетов стала выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на их подготовку и обслуживание.
Первым был выведен из эксплуатации "Дискавери", он совершил свой последний, 39-й, полет 24 февраля-9 марта 2011 года. Его первый полет состоялся в августе 1984 года. За свою 27-летнюю историю он провел в космосе 367 суток. "Дискавери" доставил на орбиту ряд спутников связи и аппаратов военного и научного назначения: в 1990 году с шаттла были запущены зонд "Улисс" и космический телескоп "Хаббл"; в 1997 и 1999 гг. корабль участвовал в миссиях по обслуживанию "Хаббла"; в 1998 году совершил стыковку с российской станцией "Мир". "Дискавери" стал первым "челноком", на борту которого в космосе побывал российский космонавт - Сергей Крикалев /в 1994 г./.
16 мая-1 июня 2011 года в последний раз к МКС отправился шаттл "Индевор". В общей сложности за 19 лет эксплуатации этот шаттл выполнил 25 путешествий на околоземную орбиту, совершив 4677 витков за 299 суток и пролетев почти 200 млн км. В его "послужной список" вошли, в частности, первый полет к орбитальному телескопу "Хаббл" для обслуживания этого уникального астрономического инструмента, полет в 1998 году к российскому орбитальному комплексу "Мир", спасение на орбите спутника "Интелсат-603".
"Атлантис" находится на службе НАСА 26 лет. Первый полет он совершил в октябре 1985 года, тогда были запущены два военных спутника. До 1990 года по программе Пентагона "Атлантис" совершил еще четыре полета, затем корабль осуществил серию запусков научных спутников и спутников связи. С его борта были запущены космические зонды "Магеллан" и "Галилео" /1989/, а также обсерватория гамма- лучей /1991/ и спутник Европейского космического агентства /1992/. Начиная с 1995 года "Атлантис" был задействован в совместной российско-американской программе "Спейс шаттл"- "Мир", в рамках которой он совершил семь полетов к орбитальной станции "Мир". После модификации в 1997-1999 гг. его основной задачей стали полеты к МКС, куда он доставлял модули и космонавтов.
Нынешняя миссия станет для "Атлантиса" 33-й по счету. Экипаж шаттла на этот раз состоит из четырех астронавтов - командира корабля Кристофера Фергюсона, пилота Дугласа Херли и двух специалистов - Рекса Уолхейма и Сандры Магнус. Основной задачей последнего полета шаттла к МКС является доставка важнейшего оборудования и груза, который позволит обеспечивать работу станции в 2012 году. Груз, который будет доставлен к МКС, собран как российскими, так и европейскими специалистами. Согласно замыслам специалистов американского космического ведомства, у "Атлантиса" не будет страховочного корабля. В случае, если по каким-либо причинам он не сможет вернуться на Землю, члены его экипажа найдут убежище на МКС, откуда затем будут эвакуированы на российских кораблях "Союз".
После завершения программы полетов шаттлов единственным средством доставки американских астронавтов на орбитальную станцию станут на неопределенный срок российские корабли "Союз". Впоследствии эти функции предполагается частично передать кораблям, которые, как рассчитывают в Вашингтоне, построят частные аэрокосмические компании.
* * *
В апреле 2011 года НАСА назвало музеи, которым будут переданы на постоянное хранение шаттлы после прекращения их полетов. "Дискавери" будет передан Национальному музею авиации и космонавтики в Вашингтоне взамен выставленного в нем "Энтерпрайза", а тот отправится в Нью-Йорк, где станет украшением авианосца-музея "Интрепид" на палубе которого выставлены десятки других легендарных авиационных машин ВВС США и НАСА. "Индевор" украсит выставочный парк, расположенный вблизи калифорнийского Научно- исследовательского центра. "Атлантис" будет выставлен в Космическом центре имени Кеннеди, являющимся одним из основных стартовых площадок НАСА.
© ИТАР-ТАСС.
Эпоха шаттлов завершена, но возникают вопросы в связи с переходом НАСА на капсулы «Союз»
("The Globe And Mail", Канада) Ту Тханх Ха (Tu Thanh Ha) 22/07/2011
Эпоха завершилась, и космические полеты теперь только для тех, кто готов выучить русский, переехать в Звездный городок, тренировочный центр близ Москвы, и втискиваться в тесную капсулу. Три десятилетия полетов шаттлов завершились на этой неделе на фоне смешанных чувств со стороны исторических мировых космических держав.
Комментаторы в США обеспокоенно и раздраженно говорят, что НАСА утратила ведущие позиции в исследованиях космоса, в то время как русские задаются вопросом, не загнала ли их страна себя в ловушку всех тягот доставки людей в космос при помощи старых технологий.
«Атлантис», последний работавший шаттл, приземлился перед рассветом в четверг. Когда его почистят и подготовят, убрав все лишнее, он займет место в постоянной экспозиции в космическом центре Кеннеди во Флориде.
Неподалеку, в отеле Cape Canaveral Radisson, НАСА на будущей неделе выступит коспонсором ярмарки вакансий для уволенных работников программы шаттлов, ибо теперь агентство намерено полагаться на частные компании в разработке космических кораблей, на которых будут летать астронавты.
Но эти полеты не начнутся по крайней мере до 2016 года.
До тех пор Роскосмос, российское космическое агентство, останется единственной организацией, способной отправлять людей в космос на регулярной основе. Единственный способ добраться до Международной космической станции - это будет поездка на борту «Союза», капсулы одноразового использования, разработанной еще в советское время.
Роскосмос отметил последнее приземление шаттла заявлением, опубликованным только на русскоязычной версии своего вебсайта во вторник. В нем нескромно говорилось, что «теперь начинается эпоха «Союзов» - эпоха надежности».
Канада тоже оказалась затронута. Шаттлы способствовали космической деятельности страны, ее роботы-манипуляторы стали буквально знаковыми, благодаря шаттлам же зародился и астронавтский корпус Канады. Канадскому космическому агентству (Canadian Space Agency - CSA) придется адаптироваться к новой реальности, к тому, что будет меньше пилотируемых полетов.
«В игре теперь осталась только Международная космическая станция (МКС)», - говорит Пьер Жан (Pierre Jean), директор по исследованиям космоса Канадского космического агентства.
Канадский астронавт Крис Хадфилд (Chris Hadfield) отправится на МКС на шесть месяцев в будущем году. Но следующий канадец не полетит по крайней мере до 2018 года.
В другом отношении деятельность Канадского космического агентства теперь будет сконцентрирована на продолжении получения опыта в конструировании роботов, которые могут быть успешно использованы в рамках будущих космических партнерств, в частности, в миссии на Марс.
Бывший глава CSA Андрю Эдди (Andrew Eddy), который сейчас возглавляет консалтинговую компанию Athena Global, говорит, что Канада должна воспользоваться этой возможностью, чтобы переориентироваться на менее разрекламированную деятельность, как-то например, спутники наблюдения за Землей, или поиск более изобретательного использования спутниковых данных, которые можно применять для чего-то вроде лесного кадастра или отслеживания имеющих тенденцию к распространению видов.
Канадское космическое агентство, говорит он, может даже задуматься о появлении своего собственного механизма запуска людей на орбиты, если сможет извлечь преимущества из последних технологических достижений. Но в условиях, когда Оттава затягивает пояса, ракета канадского производства не является приоритетом, заявил г-н Жан.
По крайней мере, канадцы собираются на космическую станцию согласно договоренности с НАСА, по которой у Канады есть 2,3% времени на МКС с обмен на 1,4 миллиарда долларов, потраченных страной на создание роботов-манипуляторов для станции.
А НАСА остается только смириться с растущими расценками на услуги «Союзов». В начале года Россия брала с американцев 27 миллионов долларов за каждое место на «Союзе», но эта сумма вырастет до 47 миллионов в будущем году и до 60 миллионов в 2015.
Официальные представители НАСА согласились с российским объяснением того, что рост ставок вызван инфляцией и необходимостью увеличить число капсул «Союз». Но бывший инженер НАСА Джеймс Оберг (James Oberg), специалист по российской космической программе, говорит, что это просто надувательство и манипулирование ценами.
«Меня беспокоит, что люди в НАСА не признают, что все козыри - на их стороне», - говорит он, имея в виду следующий рычаг: большая часть электроэнергии на МКС получается за счет контролируемых Америкой солнечных батарей.
Г-н Оберг без всякого терпения относится к тем американцам, которые сетуют, что их страна теперь превратилась в бедного родственника космического века. Но полагаться исключительно на «Союзы» - такой вариант нарушает кардинально важное правило, заключающееся в том, что космические полеты всегда могут сопровождаться неожиданностями. Поэтому полеты с Роскосмосом требуют бдительности.
Среди слабостей Роскосмоса - тенденция к излишней секретности, когда что-то идет не так, предупреждает он, в качестве примера он приводит способ, когда русские напускали туману после двух подряд миссий «Союза», приземлившихся мимо цели в 2007 и 2008 году.
В России есть ощущение, что шаттл, с частыми задержками старта, был ненадежен. «Операции на МКС должны простыми и управляемыми», - говорит Игорь Лисов, аналитик из «Новостей космонавтики».
На самом деле только «антиамерикански настроенные активисты» видят в конце эпохи шаттлов признак упадка, говорит он. Зато существуют опасения, что Роскосмос хронически недофинансируется и зажат в тиски технических проблем.
Нынешний босс Владимир Поповкин занял этот пост в апреле. Его предшественник был уволен премьер-министром Владимиром Путиным после того, как разбились три навигационных спутника из-за неправильного расчета необходимого количества топлива для ракеты, а до того военный спутник вышел на неправильную орбиту.
Рабочая сила, трудовой коллектив Роскосмоса также стареет, а ее опыт не получает достаточного замещения. «Зарплаты сравнительно маленькие в сравнении с коммерческим сектором и реалиями жизни в Москве. Есть некоторые талантливые молодые люди в космической программе, которых привлекает своего рода фанатизм, но их недостаточно», - сказал г-н Лисов.
Существуют опасения, что Россия слишком уж сильно полагается на «Союзы» как на рабочие лошадки, в то время как у американцев будет время перегруппировать силы и разработать новую технологию.
«На данный момент можно говорить о том, что «Союзы» хорошо обслуживали нужды российской космической программы», - говорит Слава Герович (Slava Gerovitch), родившийся в России историк освоения космического пространства из Массачусетского института технологий (Massachusetts Institute of Technology).
«Разработки и развития новых российских космических кораблей и ракет-носителей можно ожидать только в том случае, если в России будет принята новая амбициозная программа освоения космоса».
Шаттл приземлился: добро пожаловать в эру «Союзов» Америки
("Time", США)Джеффри Клугер (Jeffrey Kluger)21/07/2011
Итак, это действительно, правда, определенно так. Когда шаттл «Атлантис» прибыл к стояночным упорам в космическом центре Кеннеди в 5.56 утра 21 июля, тридцатилетняя программа космических шаттлов, наконец, подошла к своему официальному концу. Никаких больше разгораний перед окончательным запуском, никаких обратных отсчетов, никаких высокопарных слов о 135 миссиях, осуществленных на пяти разных кораблях.
Означает ли все это, что можно двигаться дальше, упаковав вещи и погасив свет? Ну, не совсем: не заморачиваясь по поводу вопроса, когда будет (если будет) новый американский корабль, способный выводить астронавтов в космос, у нас по-прежнему остаются небольшие дела на Международной космической станции (МКС), которую мы оставили на орбите. Это массивная структура - 357 футов (109 метров) длиной, размером с футбольное поле, плюс зоны защиты, плюс еще двенадцать ярдов. Ее объем - 12 705 кубических футов (360 кубометров), и ожидается, что она будет использоваться еще десятилетие. А, ну и конечно не будем забывать об экипаже МКС из шести человек, которые сейчас на борту и которые, вероятно, хотят в конечном итоге вернуться домой.
Поставили шаттлы на консервацию - прекрасно. Но это слегка напоминает ситуацию, как если бы Америка открыла орбитальную гостиницу, а потом выбросила маршрутки, на которых привозили и отвозили гостей. И в условиях, когда как минимум еще десять экипажей из трех человек выстроились в ожидании своей очереди побывать на МКС в течение ближайших нескольких лет, этих космических автобусов будет откровенно не хватать. Но есть и хорошая новость - имеется в наличии неограниченное количество российских космических кораблей «Союз», чтобы заполнить данный пробел. Если шаттлы были бизнес-классом, а старые «Аполлоны» - эконом классом, то «Союзы» слегка напоминают перелет с одного берега континента на другой, хорошенько спрятавшись в шасси, даже при том, что у этого шасси - безукоризненная история в плане безопасности, по крайней мере, в последнее время.
Фото с многократной экспозицией, на котором башни обслуживания поднимаются к космическому кораблю «Союз ТМА-21», который отвезет на МКС новый экипаж. (AP Photo/Dmitry Lovetsky)
Первый «Союз» был запущен 23 апреля 1967 года и имел на борту космонавта Владимира Комарова. Миссия завершилась того же 23 апреля 1967 года, а вместе с ней, к сожалению, оборвалась и жизнь Комарова, после серии неисправностей, возникших на орбите, которые привели к аварийному возвращению. Спуск был сравнительно рутинным, но парашюты корабля так и не открылись, что превратило возвращение «Союза» в то, что инженеры называют «баллистическим спуском», возвращением на Землю, которое ничуть не менее опасно, чем оно звучит.
После этого дела пошли лучше, и за последние четыре десятка лет уже восемь разных поколений «Союзов» сделали эти аппараты настоящими «рабочими лошадками» для российских пилотируемых полетов в космос. Но безопасная поездка не означает комфортная поездка, и «Союзы» не тратят особо много денег на выкрутасы и ненужные украшения.
Ракетный ускоритель «Союз-ФГ» корабля «Союз ТМА-21» с новым экипажем стартует на Международную космическую станцию (МКС) с космодрома Байконур 5 апреля. (AP Photo/Dmitry Lovetsky)
В космическом шаттле могут разместиться шесть астронавтов, и у него весьма обширное жилое пространство размером в 2 500 кубических футов (71,5 кубических метра). В «Союзе» летят три человека, а места там для них - 141 кубический фут (4 кубических метра). Ок, несправедливо сравнивать космический корабль многоразового использования с одноразовым аппаратом, но даже в старых «Аполлонах» было 210 кубофутов (6 квадратных метров) простора для людей. Астронавты, летящие на «Союзе», сидят с коленями, прижатыми к подбородку, и должны оставаться более или менее в таком положении в течение всего полета.
«Я не очень большой человек по размеру, поэтому могу приспособиться вполне неплохо», - говорит японский астронавт Коити Ваката (Koichi Wakata), который летал на «Союзе» на МКС уже разок, и полетит еще раз в 2014 году. «В какой-то момент мы забрались обратно в «Союз» и облетели вокруг космической станции, чтобы пристыковаться у другого стыковочного отсека. Это была приятная поездка, уютное место».
Последние обновления, внесенные в конструкцию «Союзов», сделали эти корабли чуть-чуть более комфортабельными, даже для людей больших габаритов, чем у Вакаты. Ограничение по весу и росту, в которое должны были укладываться космонавты, чтобы полететь, раньше было 6 футов и 187 фунтов (183 см и 85 кг). Изменения в конструкции позволили увеличить лимит до 6,3 фута и 209 фунтов (192 см и 95 кг).
Вне зависимости от габаритов ребят на борту, те члены команды, которые привыкли к гламуру шаттлов, скорее больше обратят внимание на возвращение, чем на полет туда. Орбитальный шаттл включил бы двигатель, замедлил скорость и вошел в атмосферу брюхом вниз, приземлившись на взлетно-посадочную полосу словно обычный самолет. Полет может быть грубым, но его участники будут сидеть прямо в ходе него.
Космический корабль «Союз ТМА-19» удаляется от МКС 25 ноября 2010 года. (NASA)
С «Союзами» все проходит в более спортивном стиле. После того как космический корабль отстыковывается от МКС, командир запускает возвратные двигатели и затем отбрасывает стыковочный модуль, который присоединен к одному из концов кабины экипажа, а заодно и двигательный модуль, который соединен с другим концом кабины. Оставшаяся после этих манипуляции маленькая капсула ныряет в атмосферу, встречая первое сопротивление воздуха на высоте порядка 400 000 футов - или 75 миль. Она падает со скоростью в 492 мили в час до тех пор, пока не раскроются ее маленькие тормозные парашюты - примерно на высоте полета магистральных самолетов. Вскоре после этого раскрывается основной парашют, и наконец всего в трех футах от поверхности срабатывают три маленьких двигателя, чтобы слегка затормозить приземление. Это приземление, периодически, бывает ударом о землю, а не падением в океан. И еще мы забыли упомянуть, что бОльшую часть обратного полета космический корабль вращается для поддержания стабильности…
Итак, вы все еще хотите быть астронавтом, когда вырастете?
Факт в том, конечно же, что многие люди хотят, не говоря уж о тех ребятах, которые уже летали на шаттлах или на «Союзах» до того, и ждут-не дождутся, когда полетят еще. Не секрет, что программа пилотируемых космических полетов НАСА сейчас переживает сумбурные времена, у нее нет никаких определенных направлений в космосе, куда лететь, ни корабля, способного вывести нас даже на околоземную орбиту. НАСА сейчас строит новый корабль «Орион» - своего рода большой «Аполлон», в основном для работы в глубоком космосе, а частные компании, такие как SpaceX, основанная изобретателем PayPal Элоном Маском (Elon Musk), делают агрессивную заявку на бизнес по отправке космонавтов шаттлами на околоземные орбиты. Если эти корабли действительно начнут прибывать с конвейера на стартовые площадки, американские запуски могут снова стать рутинным событием - и даже комфортным. Но до тех пор это будут «горячие скачки» и тряские поездки.
Источник: http://www.itar-tass.com/c81/159741.html , http://www.inosmi.ru/usa/20110722/172367171.html , http://www.inosmi.ru/usa/20110721/172330757.html , http://donbass.ua/multimedia/gallery/world/proschalnyi-polet-shattla-atlantis-foto.html , http://ziza.qip.ru/o
Свежие комментарии