На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Войтова (Микова)
    Очень интересно. Но очень мало доказательств.👍Самая страшная ка...
  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...

Мифы о буддизме: всё — иллюзия


Буддизм не утверждает, что мир иллюзорен

Буддизм не утверждает, что мир иллюзорен

Одно из распространённых и в корне неверных убеждений о буддистском учении заключается в утверждении им иллюзорного характера окружающего мира: мол, все видимые и осязаемые нами предметы и явления ирреальны. В том числе и мы сами. В действительности же буддизм никогда не утверждал, что мир иллюзорен, и ошибка кроется в неправильном толковании слова "иллюзия".


Трудности понимания основных понятий буддизма связаны, в первую очередь, с переводом. Когда западные исследователи начали переводить коренные тексты, подобрать точные аналогии оказалось сложно. То, что назвали "иллюзорным", точнее было бы перевести как "не вечное", "преходящее".

Европейское понятие "иллюзия" здесь неприменимо — хотя бы потому, что оно словно намекает на существование "неиллюзорного", настоящего мира, некоей объективной реальности. Получается не трактовка буддийских канонов, а сюжет фильма "Матрица", по своей сути совершенно западного. Буддизм не утверждает, что где-то за пределами нашего понимания и видения лежит "самая настоящая", объективная реальность. Такой нет. Всё, что мы способны воспринять сознанием — условно. Но не потому, что видимых нами объектов, предметов и явлений не существует.

Никто из учителей буддизма не утверждал, что мир нереален или не существует. Подобные убеждения существуют в индуизме; мировая иллюзия здесь называется "майей". В буддизме же существование вселенской иллюзии отрицается. Другое дело, что Будда и его последователи призывали усомниться в том, что вещи таковы, какими мы их видим. Но кто из нас не сомневался в правильности своих воззрений и кто не менял взгляды с возрастом, получив новый жизненный опыт и расширив кругозор?

К примеру, когда мы отправляемся в первый класс, мы полагаем, что цвет — неизменное свойство предмета. Но в средней школе начинается курс физики, из которого мы узнаём, что цвет — это свойство предмета или поверхности поглощать одни волны и отражать другие. Причём это свойство не делает предметы цветными сами по себе — для ощущения цвета ещё нужен человеческий глаз, который уловит отраженные волны. В глазах дальтоника тот предмет, который для здорового человека является красным, будет серым или коричневым, а некоторым животным весь мир кажется чёрно-белым. Так мы узнаем, что существование цвета — свойства, казавшегося нам неизменным, обеспечивается за счёт соблюдения целой цепочки условий.

Для восприятия, к примеру, красного цвета, нужен свет, глаз человека и атмосфера, в которой свет будет преломляться определённым образом. Точно так же можно объяснить наличие стола, стула и любых других предметов в вашей комнате. Они не существуют с изначальных времён сами по себе, а появились в результате чьего-то труда и, к тому же, состоят из молекул вещества, свойства которого обуславливают качества этих предметов (деревянные или пластиковые, прочные или не очень).

Существование стола и стула обусловлено существованием ряда материй и их свойств. Есть множество условий — температура, гравитация, влажность — которые позволяют им существовать. Снизьте температуру до абсолютного нуля, увеличьте гравитацию в несколько десятков раз — и предметы мебели рассыплются, повысьте температуру — сгорят, словом, при изменении условий они перестанут существовать в своём нынешнем виде.

Теперь взгляните на свою комнату. Вы видите стол, стул, различаете цвета предметов? Когда вы смотрите на них, они по-прежнему кажутся вам чем-то неизменным? Вот это — иллюзия. Но это не означает, что стола и стула не существует совсем и что вы не видите мир цветным. Просто теперь вы знаете, что присутствие предметов в вашей комнате в их нынешнем виде возможно благодаря ряду условий, но эти вещи не существуют сами по себе, не абсолютны.

Точно так же учит буддизм: объекты, события и явления в мире существуют благодаря причинам и условиям. Если хоть один компонент этих причинно-следственных связей исчезнет или изменится — предмет или явление тоже изменится или исчезнет.

В мире нет абсолютных, постоянных объектов, которое ни от чего бы не зависели и ни из чего бы не состояли. Поэтому то, что мы видим, подобно иллюзии — человеческий ум не в силах охватить всю цепочку причинно-следственных связей, обуславливающих существование того или иного предмета или явления.

То же можно сказать и о личности. Буддизм утверждает, что наше "Я" иллюзорно — но это не значит, что нас на самом деле нет. Многие причинно-следственные связи привели к нашему появлению на свет и тому, что мы смогли дожить до сегодняшнего дня. Несомненно, мы существуем — но вот наше эмпирическое представление о себе ошибочно. Чаще всего мы воспринимаем свою личность, как нечто непрерывное и целое в течение всей жизни, и тело считаем одним и тем же, лишь слегка стареющим с возрастом. Но так ли это?

Даже на телесном уровне организм человека практически полностью обновляется за 3 года. (Лишь несколько видов нервных клеток обновляются медленнее или не обновляются совсем). Таким образом, через три года ваше тело почти на сто процентов новое, оно состоит уже из совершенно других веществ — тех, которые поступили за последние несколько лет с пищей и дыханием. Как можно сказать, что тело "всё то же"?

Если говорить о мыслях и эмоциях, то они приходят и уходят, мы частенько не можем вспомнить, о чём думали и что чувствовали вчера. Сознание куда-то исчезает, когда мы спим или находимся в обмороке. Наше "Я" совсем не так непрерывно, как нам кажется. Сознание обусловлено совокупностью психических процессов и состояний, физическое тело — наследственностью, питанием, воздухом и множеством других условий.

Однако если бы всё было иллюзией в западном понимании этого слова, не имело бы никакого смысла совершать добрые дела, практиковать дхарму, избавляться от страданий. Зачем, если ничего этого на самом деле не существует? Но попробуйте сказать, что страданий нет, когда вам самим плохо. Вряд ли вам станет легче. Осознание причинно-следственных связей, напротив, помогает на пути развития и совершенствования. Память о том, чем обусловлены ваши страдания и какие последствия вызовут нынешние поступки, удерживают от неблагих деяний и помыслов, а осознание взаимосвязанности всего в мире порождает мотивацию для помощи другим.


Яна Филимонова, http://www.pravda.ru/faith/religions/buddizm/23-11-2011/1099..." target="_blank">www.pravda.ru

наверх