На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 708 подписчиков

Свежие комментарии

Откуда берётся Благодатный Огонь?

 Откуда берётся Благодатный Огонь?Благодатный Огонь считается одним из чудес православного христианства. Ныне, в отличие от былых времен, за его появлением могут следить не только паломники, находящиеся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где он появляется, но и телезрители во всем мире.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком.

Однако они описывают и более ранние схождения.
Накануне в храме гасят все свечи, лампады, паникадила. За процедурой схождения Огня всегда ведется тщательное наблюдение. Турецкие власти, например, в свое время производили строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходило даже до ревизии карманов священнодействовавшего патриарха. Именно поэтому и поныне патриарх раздевается до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Конечно, сейчас это скорее символическое действие, но во времена господства арабов-мусульман и турок это
был настоящий обыск, и за пронос каких-либо предметов для извлечения огня полагалась смертная казнь. Во времена турок контроль за патриархом осуществляли янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию (часовню над тем местом, где, по преданию, Иисус был положен в гроб), в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.
Незадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи - по количеству лет земной жизни Христа. Затем Вселенский Константинопольский Патриарх и Верховный Патриарх - Католикос всех армян (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь.
Затем их запечатывают там большим куском зеленого воска и фиксируют дверь при помощи красной ленты. Константинопольский патриарх должен оставаться в пещере до момента самого снисхождения святого Огня. Кстати, присутствие армянского патриарха при священнодействии - традиция, уходящая корнями в то время, когда Иерусалим находился под властью мусульман. Тогда армянам за очень большие деньги удалось выкупить у местного мусульманского правителя право единолично совершать обряд, предшествующий снисхождению Огня, без участия представителей других церквей, которые не были даже допущены в храм и оставались снаружи на площади. Армянский патриарх простоял во Гробе Господнем более суток, но чуда не последовало. В это же время рядом с храмом стоял константинопольский патриарх и молился о появлении Огня. В один прекрасный момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при сошествии Огня, и попал точно в колонну, рядом с которой стоял патриарх. Из колонны во все стороны брызнули огненные всплески, и у всех стоящих на площади с потушенными свечами в руках людей эти свечи загорелись.
После этого правитель Иерусалима повелел осуществлять обряд только константипольскому патриарху, а армянскому католикосу в назидание о случившемся - стоять рядом с ними. Обычай сохранился и до сих пор.
После опечатывания Кувуклии в храм вбегает молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы Он даровал православным Благодатный Огонь. «Нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог», - скандируют они.
Все находящиеся в храме ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Согласно преданиям, от сошествия Огня зависит очень многое: считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Именно поэтому паломники причащаются, перед тем как прийти в святое место, - никто не знает, чем в этом году закончится служба.
Томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением Огня храм начинает озаряться яркими вспышками. Они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола, окон и из других мест - и заливают все вокруг ярким светом.
Через некоторое время, которое паломники проводят в напряженном ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздается колокольный звон.
Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые константинопольским патриархом и армянским католикосом. Двери Кувуклии открываются, и из них выходит Вселенский Константинопольский Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
От их свечей Огонь зажигают скороходы, после чего Огонь быстро распространяется по храму. Причем не все паломники зажигают огонь от патриаршей свечи, у многих стоящих в храме и на площади людей свечи загораются сами, сами зажигаются и лампады, находящиеся по бокам Кувуклии.
Первые 3-10 минут загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо, от какой свечи и где он будет зажжен. Прихожане буквально умываются этим Огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Позже специальным прямым авиарейсом Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, а оттуда развозится по всему миру.
Служба в Великую субботу совершается в соответствии со специальным уставом, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Кроме того, ежегодно выпускается специальный календарь пасхальных служб в храме Воскресения, его печатают попеременно Армянская и Греческая патриархии. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна ведут здесь службу. Сегодня каждая патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.
Вот уже несколько столетий посетители храма Воскресения Христова могут видеть мраморную колонну, рассеченную необычной трещиной. Эта колонна - средняя из трех колонн на левой стороне портала храма Воскресения Христова. Сама трещина, чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 сантиметров в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около нее, оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины.
Древнейшее из известных преданий о Благодатном Огне и обожженных колоннах, поддерживаемое Армянской апостольской церковью, письменно зафиксировано не позже 1635 года в «Путевых заметках» Симеона Лехаци. Это предание связывает чудо вышедшего на колонны Благодатного Огня с милостью Божьей, проявленной в заботе о бедных, как и данное ради них же знамение иноверцам, которые владели в то время Иерусалимом и установили для христиан плату за вход в храм. Предание не привязано к конкретной дате, но относит событие к неопределенной давности.
У этого явления с древних времен есть многочисленные критики, указывающие на искусственность появления огня.
Самовозгорание присуще многим веществам в природе. Так, например, самовозгорание белого фосфора на открытом воздухе является принципом действия «коктейля Молотова».
Католическая церковь также не признает чудесную природу Благодатного Огня. В 1238 году Папа Римский Григорий IX официально выступил против толкования обряда Благодатного Огня как чудотворного.
Ряд арабских авторов дает свою трактовку этому явлению. Ибн-ал-Каланиси, писавший о событиях 1007 года, оставил такое сообщение: «Когда они находятся на Пасху там... то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь и зажглись лампады».
Автор XIII века ал-Джаубари отзывается об этом явлении так: «А дело в том, что эта лампада - величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом
своде купола, и ее не видит никто, кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева, и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовым маслом, и зажигает его. Уразумей же все это».
А вот описание Муджир-ад-дина, записанное около 1496 года: «Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».
Есть и критические отзывы наших современников. По мнению кандидата химических наук Евгения Барсукова, чудо объясняется легко: «Само «холодное» воспламенение делается достаточно просто. Химия тут возможна различная. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома. Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку. Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с «нисхождением огня» в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает».
Однако по свидетельству очевидцев, температура Огня составляет около 40-45 °С. Химии не известны вещества, которые горят при обычных условиях с такой температурой пламени. Паломники не отмечают и необычного запаха, свойственного посторонним веществам. Не возгорается все пространство или какие-то отдельные его объемы, а горят только свечи и лампады, причем многие из них загораются сами.
Да и долгая история этого явления под критическим взглядом оппонентов и скептиков - хороший аргумент в пользу его нерукотворности. Православные принимали Благодатный Огонь на протяжении более тысячи лет, при правлении враждебно настроенных к ним арабов-мусульман, турок, латинян, евреев, тем не менее никто не смог уличить православное духовенство в какой-либо подтасовке.
Много веков загадка Благодатного Огня является предметом изучения и споров, а для многих - одним из свидетельств веры. Если эта загадка имеет неземное происхождение, на нее вряд ли будет дан точный ответ - на то оно и чудо.

Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизаций"

Рекомендуем
Популярное
наверх