Мумии помогли археологам узнать генетическую историю инков

Мумии помогли археологам узнать генетическую историю инковФото из открытых источников

Ученые расшифровали шесть десятков геномов древних обитателей Анд, самому древнему из которых было около девяти тысяч лет.

Палеогенетики расшифровали почти десять тысяч лет генетической истории современного Перу и древней империи инков. Для этого они соединили обрывки ДНК из останков древних жителей Анд, в том числе из мумий. Результаты работы ученые опубликовали в научном журнале Cell.

"Нас крайне удивило то, что многие крупные культурно-политические образования, в том числе империи Моче, Уари и Наска, сохраняли высокий уровень генетической преемственности во время их зарождения и падения. Это говорит о том, что эти культуры исчезли не из-за массовых военных вторжений и переселений народов, как это происходило в других уголках Земли", – прокомментировал исследование один из его авторов, палеогенетик из Гарвардского университета Нэйтан Накацука.

По представлениям историков, империя инков до прихода конкистадоров была самым крупным и могущественным государством Нового Света. Сейчас на ее территориях располагается Перу, а также часть Чили и Эквадора. Это государство сформировалось примерно в начале XIII века, и всего через две сотни лет его владения охватывали огромную площадь, на которой жили 10 млн человек.

До появления империи инков на территории Перу появлялись и распадались десятки других государств, часть из которых исчезала бесследно, а другие становились частью культуры следующих политических образований. К примеру, империю инков в определенном отношении можно назвать наследником более древнего государства, империи Уари, которая появилась на территории нынешнего Перу на излете античности.

Историков достаточно давно интересует, как были связаны между собой эти индейские государства, как их жители расселились по территории Анд и создали уникальные языки и культуры, которые существуют на их территории до настоящего времени. Накацука и его коллеги получили первые ответы на эти вопросы, проведя пока самую масштабную генетическую перепись древних жителей Перу и сопредельных стран.

Генетическая история Анд

В общей сложности ученые расшифровали и исследовали структуру более шести десятков геномов древних индейцев. Обрывки их ДНК ученые извлекли из костей их мумий, которые были обнаружены на территории гробниц и древних поселений в низинных и высокогорных регионах Анд. Возраст самых древних останков составлял девять тысяч лет, а самых молодых – около 500.

Сравнив этих ДНК ученые узнали множество интересных исторических фактов, ранее не известных науке. К примеру, генетики обнаружили, что, несмотря на бурную истори региона, у большинства популяций индейцев, которые обитали на территории Перу и сопредельных стран, на протяжении последних двух тысяч лет или даже более длительного времени сохранялась одна и та же генетическая структура.

Это означает, что появлению и распаду различных империй и культур не сопутствовали массовые геноциды, миграции и другие масштабные события, причиной которых обычно становятся войны. Почему это происходило, историкам еще предстоит выяснить.

Однако это правило не соблюдалось для империй инков и Тиуанако, двух самых известных и успешных культур перуанских индейцев. В частности, ученые зафиксировали следы переездов жителей одного региона в другие концы империи инков, а также выяснили, что генетический состав жителей столиц этих государств, Куско и Туанако, был очень пестрым.

Это, как отмечают Накацука и его коллеги, вполне соответствует тому, что империя инков объединяла в себе множество разных народов. В свою очередь, правители Тиуанако распространяли влияние своей культуры через сеть колоний и торговых факторий, что также могло влиять на генетический состав их народа.

Как надеются ученые, полученные ими данные значительно обогатят представления историков о том, как развивались культуры древних жителей Перу в доколумбову эпоху, а также разрешить множество дискуссий, связанных с происхождением империи инков и других "сверхдержав" Нового Света, которые возникали на территории Анд в последние девять тысяч лет.