Графологи против маятников
Проект создания книги был запущен. Скептически был настроен только редактор. Его хобби — лозоискательство, и он использовал маятник для проверки доверенности и письма, написанного собственноручно Хьюгом. Каждый раз маятник вел себя по-разному, из чего редактор заключил, что доверенность была фальшивой.
В то же время маятник подсказал ему, что автор письма в «Тайме», то есть Ховард Хьюг, еще жив. Редактор ничегоне сказал издателю о своих подозрениях. Он боялся быть осмеянным.
Только после выходя в свет «Мемуаров» выяснилось, что Ирвинг действительно оказался мошенником. Его жена опустошила счет в швейцарском банке с помощью фальшивого паспорта на имя Хельги
Р. Хьюг
Многочисленные сообщения утверждали, что лозоискатели якобы с помощью маятника разоблачали поддельные произведения искусства. Одним из наиболее известных случаев подобного рода следует считать историю с голландским живописцем Ханом ван Меегереном. Во время Второй мировой войны он через торговца произведениями искусства Рейнстра ван Стрийвезандте продал большое количество картин великого нидерландского художника Яна Вермера ван Дельфта некоему Вальтеру Хофену, который приобретал произведения живописи по заданию Германа Геринга. Позднее в частной коллекции Геринга была обнаружена картина Вермера «Христос и блудница», и к делу подключилась нидерландская полиция. Продажа национальных сокровищ такого достоинства враждебной стороне считалась изменой государственным интересам.
По окончании войны это и другие произведения были возвращены в Голландию.
Среди них числилась и картина Вермера «Христос и блудница». Как состоятельный человек, приверженный отшельническому образу жизни, Хан ван Меегерен по идее должен был хранить в тайне свою частную коллекцию, поскольку все без исключения проданные им картины Вермерадо того времени удивительным образом оставались неизвестными широким кругам специалистов. Искусствоведы призвали на помощь Йооста ван дер Л. из Леувардена, работающего с маятником.
По пятам фальсификатора
По его утверждению, все картины оказались подделками. Колебания маятника над подлинными работами Вермера были совершенно иными.
Хан ван Меегерен предстал перед судом, впрочем, не за подделку произведений, а по статье за государственную измену, за что полагалось длительное тюремное заключение. Испуганный живописец признался, что фигурирующие в деле картины написал собственноручно и в общей сложности пустил в продажу 14 подделок, выдавая их за произведения голландских мастеров. Суд поверил защитительному признанию авантюриста, поскольку такое преступление карается всего несколькими годами тюрьмы. Судьи искали доказательств истинности заявления Меегерена. Следствие определило обвиняемому предварительное заключение и потребовало, чтобы он продемонстрировал свои способности. И действительно: талантливый художник смог в полной мере подтвердить свою квалификацию. Таким образом диагноз оказался верным.
При обследовании рукописей и картин работающие с маятником утверждают, что документы якобы сообщают им флюиды авторов. Но этого-то как раз
и не может быть: в случае с Ховардом Хьюгом оригинал вообще отсутствовал, было предъявлено факсимиле письма, опубликованного в одном из журналов. Должны быть задействованы какие-то другие силы,
если, конечно, не считать положительные результаты чистыми совпадениями. Для установления диагноза с помощью маятника или
лозы наличия оригинала вовсе не требуется, что явствует из
многочисленных примеров. Так, в городишке Ленгельфельде под
Ноймарктом получил известность Ханс Хердис, о котором рассказывают, будто он определил места для 300 колодцев на различных участках и, не выезжая на место, с точностью до нескольких сантиметров установил
около 3000 прорывов водопроводных труб. Он жил на старой мельнице и работал с маятником за письменным столом, используя планы данных местностей. Таким же способом он определил место в Нюрнберге, где
были зарыты сокровища.
Открыто или тайно маятником и лозой пользуются многие практикующие врачи. Некоторые утверждают, что им также не обязательно работать с маятником непосредственно над телом больного, чтобы установить очаг заболевания. Достаточно настроиться на данного пациента или хотя бы дотронуться левой рукой до его фотографии и, удерживая маятник в правой руке, позволить ему колебаться над анатомической картой. При попадании на очаг недуга маятник начинает раскачиваться, причем форма и амплитуда круговых вращений или колебаний, а также их число и последовательность указывают на характер и развитие болезни.
Маятнику достаточно схемы
Ярко выраженный мистический оттенок носит сообщение д-ра медицины Е. Клазена: «Я даю больному дунуть три-четыре раза на пустую почтовую открытку, — так как Райхенбах (барон фон Райхенбах жил в XIX в.;
считается основателем необычных методов) обращал особое внимание на невероятно высокую радиоактивность выдыхаемого из легких воздуха, которая остается на карточке, — и затем прошу их написать три строчки... Эту открытку я помещаю в конверт с боковым клапаном, на котором указываю имя больного, и кладу в общий ящик, где хранятся карточки
других пациентов. В дальнейшем мне достаточно вытащить необходимый конверт и положить его под маятник, даже не вынимая оттуда самой открытки. Я постоянно пользуюсь такими карточками при работе с пациентами и, если необходимо, оставляю их на будущее, поскольку они постоянно отражают, как это ни покажется странным, текущее физическое состояние человека...»
Врачи, использующие маятник, не ограничиваются одной лишь
постановкой диагноза. Таким же способом они определяют метод
лечения и медикаменты аллопатического и гомеопатического характера.
Для этого нужно подержать маятник над перечнем лекарств или терапевтической картой.
Если верить многочисленным сообщениям, отчасти неубедительным, будто они взяты из сказок о волшебниках, то в настоящий момент ученые ищут объяснения этому феномену. Часто приводимый аргумент — если проанализировать достаточное количество предсказаний, то на основе только статистического материала можно выявить закономерность поразительной точности подобных прогнозов. Об остальных же случаях, когда прогнозисты ошибаются, намеренно умалчивают. Эксперименты уже сейчас подтверждают, что отдельные лозоискатели и использующие в
своей работе маятник во время опытов достигают положительных результатов — более 90%. Так, Ханс Хердис из 300 указанных им мест
для рытья колодцев ошибся лишь в трех случаях. А француз Аббэ Мерме
в 1934 г. с помощью маятника только по фотографии нашел без вести пропавшего инженера из Лиона: он точно указал места на берегу Роны,
где несчастный утонул и где его тело выбросило на берег. Спустя
некоторое время (5 апреля) труп мужчины был обнаружен в указанном
месте у населенного пункта Арамон, что подтверждают полицейские акты.
Врачи устанавливают диагнозы с помощью маятника
Многие испытатели, которых отвергают и осмеивают ученые,
предпринимают попытки найти именно физическое объяснение своим возможностям. Они говорят о реакции пяти органов чувств на разного
вида излучения: на электромагнитные поля, потоки, радиоактивность, эманации, эфирные колебания и другие подобные явления, тем самым попадая под прицел научной критики. Подавляющее большинство их не сведущи ни в физике, ни в химии, ни в математике. Они чересчур легко обращаются с устоявшимися научными понятиями.
Широкое распространение получили такие объяснения: «радиоактивность», «электрические поля», «магнетизм». Все три термина не имеют ничего общего с соответствующими понятиями в физике. Дыхание больного, например, не оставляет на открытке никакой радиоактивности.
Многие практикующие врачи открыто или тайно пользуются маятником. Таким способом они ставят диагнозы, узнают о способах лечения и необходимых медикаментах.
Фотография Кирлиана якобы фиксирует излучение тела.
Разумеется, ни скрытые под землей фундаменты древних сооружений,
ни фотографии умерших, ни полотна старых мастеров не создают вокруг
себя магнитных или электрических полей. Если все же какое-то излучение и присутствует, то, безусловно, это явление иного физического порядка. Роковым образом люди, не сведущие в естественных науках, зачастую проявляют необъяснимую настойчивость в стремлении во что бы то ни
стало держаться псевдонаучных толкований. Так, в соответствующей литературе в последние три десятилетия часто утверждается, что полученная в СССР в 1958 г. так называемая фотография Кирлиана научно доказывает, что любая живая и неживая материя излучает флюиды,
«ауру», на которую реагируют прутья и маятники. Дабы окончательно запутать ситуацию, работающие с маятником по очереди говорят об «электромагнитном излучении», а то и вовсе о «радиоактивности» людей, животных и растений.
Волосы встают дыбом
То, что фотография Кирлиана действительно показывает, нельзя назвать
ни полем, ни излучением. Это всего-навсего слабые разряды
электрического тока. Разряды вызывают голубое свечение, которое регистрируется светочувствительным слоем. Естественно, это выглядит «таинственно», но ни о каком загадочном излучении не может быть и речи.
То же относится к загадочным «эманациям» подземных источников или
руд, на которые ссылаются лозоискатели и работающие с маятником. Если бы таковые существовали, можно было выяснить, почему обнаруживается источник на глубине нескольких метров, но не определяются мощные залегания руды или пласты горных пород, отстоящие от поверхности на сотни метров? Тектонические помехи, например, отражения сейсмических волн? Однако это уже относится к электрофизике, но никак не к радиоактивности материалов. Животные и некоторые люди тонко реагируют на механические шумы — это доказано опытным путем. Этим как-то можно объяснить локацию зон сейсмических помех, но изучение местности на расстоянии, обнаружение трупов или анализ почерка продолжают
оставаться загадкой.
Лозоискатели и работающие с маятником, желающие, чтобы их воспринимали всерьез, должны оставить неловкие попытки найти
научное объяснение своих способностей. Одно это уже заставляет ученых относиться к ним с подозрением. Ни один серьезный исследователь не усомнится в том, что за пределами его профессиональной области существуют феномены, которым наука пока не находит объяснений. Но он станет со всей решительностью бороться против того, чтобы специальные термины и законы его науки использовали для разъяснения способностей, выходящих за пределы установленных положений.
Лауреаты Нобелевской премии верят в необъяснимое
Даже именитые естествоиспытатели, среди которых можно назвать
лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна и Макса Планка, а
также великого хирурга Фердинанда Зауербруха, серьезно занимались
этой проблемой. Но ни одному из них не пришла в голову мысль истолковывать
ее в рамках школьной физики. Разумеется, использующие маятник различают «ментальную» и «сидерическую» деятельность, в первом случае за работу отвечают парафизические способности человека, о которых мы писали в главе о шаманизме. Они подчеркивают, что маятник или лоза служат лишь своего рода чувствительной стрелкой, фиксирующей сверхчувственные ощущения испытателя.
Здесь они, несомненно, впадают в самообман. Это происходит из понятного желания истолковать свои паранормальные способности рациональным способом. Подобное не ново. С давних пор практикующие лозой и
маятником старались узаконить свою деятельность в глазах общества — путем логического обоснования. Так поступали древние китайские
философы за 2000 лет до н. э., древнеиндийские брамины, средневековые бенедиктинцы и иезуиты, а в последствии естествоиспытатель и врач Парацельс и тайный советник Иоганн Вольфганг фон Гёте. В книге
«Родство душ» он обстоятельно защищал метод маятника в споре с одним скептически настроенным и ориентированным на науку лордом.
Свежие комментарии