В погребальной камере лежала хорошо сохранившаяся мумия белокурого скифа в шубе, сшитой из шкур сурков и отороченной соболиным мехом
Пришелец из морозильника
В 2006 году в отдалённой горной долине на высоте 2600 метров над уровнем моря, на перевале Улан-Даба в местечке Ойгор-гол, на территории монгольского Алтая, у самой границы с Россией, совместная экспедиция русских, монгольских и немецких археологов обнаружила не тронутое грабителями скифское захоронение.
В первом тысячелетии до нашей эры необъятные просторы степей от Дуная до Великой Китайской стены населяли кочевники-скифы. Они не оставили ни письменных свидетельств, ни исторических хроник. По всей огромной территории, которую они населяли, высятся лишь оставленные ими могильные холмы – курганы. Большая часть их разграблена, но иногда археологам выпадает удача. На сей раз – уникальное погребение: на Алтае и в Южной Сибири некоторые курганы скованы вечной мерзлотой и прекрасно сохраняют всё в них захороненное.
В сооружённой из толстых деревянных брусьев погребальной камере лежала хорошо сохранившаяся мумия белокурого скифа в шубе, сшитой из шкур сурков и отороченной соболиным мехом. На ногах – войлочные сапоги до колен. На голове – колпак карминового цвета с вершиной в виде птичьей головы, украшенный фигурками животных, частью позолоченных. Все предметы одежды окрашены в яркие цвета. Под рукой мумии лежали бронзовый боевой топор-чекан и кинжал. К поясу было прикреплено бронзовое зеркало в кожаном чехле. Рядом – хорошо сохранившийся и до сих пор вполне годный к бою сложный слоёный лук и поднос с остатками пищи.
Но откуда золото?
Ледяную мумию подвергли различным исследованиям. Установили, что это был сильный мужчина старше 60 лет, питавшийся сытной мясной пищей. Рост его – 1,67 метра, волосы коротко острижены. Он явно был не простым воином, скорее всего, принадлежал к скифской знати. Вместе с ним захоронены две лошади, снаряжение для езды и многочисленные украшения в виде фигурок животных. Всё убранство отличается изысканностью и роскошью.
По облику скиф явно европейского типа и напоминает «белые мумии Китая», найденные в могильниках пустыни Такла-Макан. Похожи не только способ и обряд погребения, даже одежда словно по одной моде. Захоронение относится к так называемой пазырыкской культуре, существовавшей в первом тысячелетии до нашей эры. Для неё характерно смешение самых разных стилей. В захоронениях находят и китайские четырёхколёсные повозки, и иранские ковры, греческие и персидские драгоценные сосуды.
Скифы отличались воинственностью, и их побаивались соседние государства, даже знаменитые в истории великих цивилизаций. Но не все найденные в захоронениях вещи были получены в результате военных столкновений. Вероятно, часть из них покупали. Карминовую краску для их ярких одежд купцы явно привозили из Средиземноморья или с Ближнего Востока, индиго – из Индии. Были у скифов торговые связи с греками, персами и народами Восточной Европы. Все находки указывают на то, что уже тогда складывался прообраз караванных дорог Великого шёлкового пути. Многое говорит о том, что у скифов на всём огромном пространстве Великой Степи была единая культура. Скиф из «ледяной могилы» внешне очень похож на своего собрата из Причерноморья.
Не ясен, правда, вопрос: откуда у скифов золото для их знаменитых украшений звериного стиля? Покупали у «чудских» племён Алтая, где была налажена добыча и обработка драгоценного металла, или из каких-то других мест? Разрешение на исследование ценных экспонатов сейчас получить трудно. Правда, у учёных уже есть способы определения мест добычи драгметаллов...
Исследователи изготовили точную модель найденного лука. Его стрелы свободно пробивали персидский щит. А метко стрелять из лука на полном скаку скифы обучались с детства. Теперь понятно, почему царь персов Дарий I, пытавшийся покорить скифов в Причерноморье, потерпел полное фиаско.
Валерий Кукаренко
Свежие комментарии