На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 706 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Войтова (Микова)
    Очень интересно. Но очень мало доказательств.👍Самая страшная ка...
  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...

Три дня Рождества

shutterstock_165530483Если в настоящее время трудно установить год, когда родился Иисус Христос, то ещё сложнее вычислить действительные месяц и день его рождения

 Всё врут календари?

Так получилось, что день рождения Иисуса католики празднуют 25 декабря, православные – 7 января, а армяне, копты и православные сирийцы – 6 января.

На обиходном уровне этот парадокс иногда объясняется тем, что католики отмечают праздник по новому стилю, православные – по-старому. Но такое объяснение основывается на элементарной ошибке.

Вспомним историю. Юлианский календарь был введён Юлием Цезарем первого января 45 г. до н.э. В 325 г. на Никейском Соборе он был принят христианской церковью. Через какое-то время стало ясно, что год юлианского календаря отстаёт от астрономического, в результате накапливается расхождение календарной даты весеннего равноденствия с равноденствием астрономическим. В 1582 г. папа Григорий ХIII сдвинул счёт дней на 10 суток вперёд, и весеннее равноденствие снова пришлось на 21 марта. Однако и этот «новый григорианский стиль» постоянно расходился с астрономическим календарём. В ХVIII веке расхождение составило 11 дней, в ХIХ – 12 дней, а в ХХ – уже 13 дней! Тем не менее большинство стран так и живёт по григорианскому календарю. А дней рождения Иисуса – три.

Представители разных конфессий христианства утверждают, что у них самая точная дата Р.Х., но никто из них не приводит убедительных доказательств своей датировки. Сложилась тупиковая ситуация. Причина заключается в том, что в Евангелиях нет прямого ответа на поставленный вопрос, и все стороны дискуссии боятся нарушить многовековую традицию своей конфессии.

 Два праздника в один

Всё же попытаемся прояснить происхождение разночтений. Будем исходить только из евангельских текстов и достоверных фактов истории раннего христианства.

Один из возможных вариантов ответа основан на сближении судеб двух братьев – Иисуса Христа и Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки земные судьбы их переплелись с зачатия. Отцу Иоанна священнику Захарию в один из дней его служения в храме явился Ангел Господень и возвестил, что жена родит ему сына (1.8). Елизавета, сестра Марии, зачала дитя и таилась пять месяцев (1.16). На шестой месяц Ангел Господень Гавриил явился к Марии и возвестил, что она станет матерью, и Мария зачала Иисуса (1.26).

День рождения Иоанна Предтечи отмечается 7 июля нового стиля – 24 июня старого. В народе этот праздник называют «Иван Купала», хотя эта дата в Евангелиях не зафиксирована. Значит, зачатие Иоанна произошло за 9 месяцев до того. Отсюда можно сделать предположение, что зачатие Иисуса произошло на 6 месяцев позже зачатия Иоанна – 7 октября плюс пять лунных месяцев, или 140 дней, то есть 25 февраля. Прибавим к этому сроку 9 месяцев и получим вероятную дату рождения Иисуса – между 24 ноября и 24 декабря.

Этот расчёт весьма интересен, но не выдерживает критики в исходном постулате – день рождения Иоанна Предтечи в Евангелиях не зафиксирован. Дата Рождества Христова 25 декабря была установлена отцами церкви в 354 г. не случайно. Этот день имел большое значение в жизни древних римлян. Это был день зимнего солнцестояния, когда начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле.

Подобно тому как Солнце освещает Землю и даёт начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Можно привести бесчисленное множество примеров из сочинений отцов церкви и более поздних религиозных писателей, в которых Иисус сравнивается с Солнцем. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Имеются сведения, что они принимали активное участие в радостных – с песнями и танцами – языческих праздниках в честь рождения Солнца.

Такое слияние языческих и христианских начал было характерно для всех этапов истории церкви. Особенно ярко оно проявилось в среде православных русских и получило специальное название – «двоеверие», которое дожило до наших дней.

 Седьмой день

Доменико Гирландайо. Рождество Христово.Полемизируя с римско-католической церковью по поводу даты Рождества Христова в день зимнего солнцестояния, сирийские и армянские христиане и копты (православные арабы и потомки древних
египтян) сами стали праздновать день рождения Иисуса 6 января, когда в Александрии, мегаполисе Восточного Средиземноморья, отмечали день рождения самого популярного бога Египта – Озириса.

Почему восточно-христианская церковь, и в том числе православная русская, отмечает день рождения Иисуса 7 января? Очевидно потому, что на территории этого региона и у нас на Руси не было культа Озириса, а дни рождения древних языческих богов не были фиксированы и не отмечались. В качестве рабочей гипотезы можно предложить следующее объяснение этого сдвига на один день. На востоке Европы, в регионе, испытавшем огромное влияние греческой культуры, длительное время сохранялась пифагорейская семантика цифр. Число 3 воплощало Божественную троицу, небесное начало жизни. Число 4 символизировало земную сущность (четыре стороны света). Соединение 3+4=7 было воплощением человеческого начала, возникшего в результате соединения Божественного и земного (7 чудес света, 7 дней недели, 7 грехов и т.д.). Иисус в сознании христиан был Богочеловеком. В нём воедино слились два начала – Божественное и человеческое. Кроме того, число 7 нечётное, что всегда означало нестабильность, движение, жизнь, в отличие от чётных чисел, символизировавших отсутствие движения, мир мёртвой природы. Эта символика чётных и нечётных чисел живёт в нашем сознании. Считаетс
я невозможным подарить букет из чётного числа цветов. В структуре символико-эмблематичного мышления Средневековья такая ассоциация была вполне логична.

В текстах всех четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на месяц и день рождения Иисуса. Единственный намёк на временный ориентир можно уловить в Евангелии от Луки. Он писал: «...были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень», который сообщил о рождении Спасителя (8.11). Люди, имеющие личное представление о климате и растительном мире Палестины, знакомые с данными географических справочников (один из авторов статьи посетил места жизни Христа), указывают, что в конце декабря – начале января в Палестине господствует относительно прохладная погода с зимними дождями. В это время года – ни раньше, ни теперь – не выгоняют стада в ночное поле, ибо там мало корма. Пастухи вряд ли стали ночевать в поле при низкой по местным меркам температуре. Более вероятно, что Лука сообщил о событии, имевшем место в конце января или начале февраля, когда в Палестине начинается весна. Дата, принятая в Русской православной церкви, оказывается ближе к истинной дате рождения Спасителя.

Борис Сапунов, Валентин Сапунов

Ссылка на первоисточник
наверх