На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 719 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Секретная миссия Николая Кузанского


Автор: Эрик МЕЛЬНИКОВ

Статья опубликована в журнале НЛО № 51 (2006)

Размещение на сайте – сентябрь 2007 г.



В 1437 году Константинополь был в опасности: у ворот столицы Византии стояли турки-османы. Над христианской империей нависла смертельная угроза.

По поручению Папы Римского в Константинополь отправился немец Николаус Кребс, вошедший в историю как Николай Кузанский - от названия его родного города Куза на Мозеле. В столице императора Иоанна VIII он столкнулся с интригами и предательством. 36-летний Николай Кузанский, выдающийся юрист и искусный дипломат, был одним из передовых мыслителей своего времени и владел греческим языком, на котором говорили в Константинополе. Папа Римский дал своему доверенному посланцу секретное поручение разыскать в столице Византии древние рукописи и забрать их, чтобы турки-османы не могли воспользоваться знаниями античных ученых для укрепления своего могущества и насаждения ислама.

Путь лежал через Адриатическое и Эгейское моря. Путешествие из Рима в Константинополь заняло два месяца. На острове Крит Николаус набрал, по приказу Папы, отряд из трехсот лучников, которые должны были сопровождать императора в Рим. Папа Римский Евгений IV поставил императору только одно условие: он должен признать главенство Папы над Греко-православной церковью - довольно странное предложение, ведь церкви уже давно разделились.

Молодой дипломат понимал, что склонить византийского владыку к покорности Риму - трудная задача. Ему предстояло уговорить императора пойти на этот шаг ради спасения Византии. Ловко запустив в ход механизм закулисных придворных интриг, Николай на некоторое время ушел в тень и использовал образовавшееся свободное время для выполнения другого поручения Папы. Он начал поиски античных рукописей.

В Дюссельдорфском университете хранится одно из средневековых описаний путешествия в Византию - путевые заметки итальянца Боундельмонти. Николай Кузанский, вероятно, ознакомился с ними перед поездкой в Византию. Итальянец побывал там двадцатью годами раньше и собрал массу полезных сведений о Константинополе, причем особенно интересовался стратегическим положением города и оборонительными сооружениями.

Когда Николай Кузанский попал в Константинополь, стены укреплений были еще целы. Постройка высоких городских стен была частью многолетней оборонительной стратегии Константинополя. Для защиты естественной гавани в бухте Золотой Рог в проливе Босфор византийцы придумали необычные заграждения: от одного до другого берега протягивали массивные железные цепи, чтобы преградить вражеским кораблям путь к Константинополю.

Каким способом в случае опасности устанавливали цепное заграждение, до сих пор остается загадкой. Тяжести цепей, весивших не одну тонну, никакая лебедка бы не выдержала, никакое самое прочное крепление. Возможно, через бухту Золотой Рог устанавливали систему сцепленных плотов.

Время шло. Наконец Николай Кузанский был допущен ко двору. Он добивался личной аудиенции, чтобы подкрепить смысл послания Папы собственным красноречием. Но обойти византийские порядки было невозможно, а длительное ожидание тоже входило в церемонию. Просвещенный иноземец поневоле получил возможность, чтобы осмотреться в городе. Он с горечью увидел, что блестящая в прошлом столица на глазах приходит в упадок. Даже роскошный дворец последнего римского императора превратился в развалины.

С античных времен большой дворец многократно расширяли и перестраивали, так что возник огромный дворцовый комплекс. У императора был отдельный выход к морю и собственная гавань, он мог потайными ходами незаметно пройти в церковь Святой Софии и в свою ложу на ипподроме. Средневековые путешественники рассказывали о троне, который каким-то чудом возносился ввысь, и о рычащих механических львах. Ничего этого Николай Кузанский уже не застал.

Причиной упадка и разрушений были вовсе не турки, а коварное нападение единоверцев в 1204 году. Во время Четвертого крестового похода венецианцы, не дойдя до Святой земли, обрушили свой праведный гнев на Константинополь. Венецианцы не освободили Гроб Господень, зато ослабили Византию - ненавистного конкурента по торговым делам в Средиземноморском бассейне. Крестоносцы осадили Константинополь с суши и моря, а предатель открыл им городские ворота. Доблестные рыцари ворвались в город и разграбили все, до чего добрались. Однако крестоносцы не смогли захватить отлично укрепленные монастыри, и там сохранились древние святыни и рукописи. Именно в монастыре Николай Кузанский искал себе союзников и помощников. Он познакомился с крупнейшим византийским ученым того времени архиепископом Никеи Виссарионом. Хотя Виссарион Никейский принадлежал к Греко-православной церкви, он был сторонником унии с Римом. Кроме того, он разделял интерес Николая Кузанского к светским наукам. В монастырских библиотеках хранились произведения античных авторов и труды отцов Церкви, арабские трактаты по медицине и естественным наукам - настоящее сокровище для любознательного и образованного человека, каким был немец из Куза.

Тем временем положение Константинополя ухудшалось. У императора было только 7000 солдат, в том числе 2000 наемников. Османские армии насчитывали более ста тысяч солдат. Обе враждующие стороны придавали войне огромный религиозный смысл: христиане и мусульмане воевали за господство своей веры в Европе. Николай Кузанский серьезно изучил Коран, чтобы понимать противника.

Император, наконец, проникся доверием к посланцу Папы. Тут сыграли свою роль и 70 тысяч золотых дукатов, лежащие в банке во Флоренции, которые император рассчитывал получить. Но в это время пришла новая беда. Папе Римскому в Италии приходилось бороться за власть - против него объединились влиятельные кардиналы. Они послали в Константинополь свою делегацию с целью помешать Николаю Кузанскому и расстроить планы Папы.

Иоанн VIII оказался в крайне сложном положении: с одной стороны ему грозили турки-османы, а с другой на него оказывала давление враждебная Папе делегация из Рима. При дворе кипели страсти, местное высшее общество раскололось на два лагеря. После нападения крестоносцев жители Византии видели в Папе Римском почти такого же опасного врага, как турецкий султан. Противники Папы всеми средствами старались удержать императора от союза с Римом. Николай Кузанский мог рассчитывать только на Виссариона Никейского, убежденного, что для Византии нет другого спасения, кроме договора с Римом. При дворе Иоанна VIII назревал заговор.

Турки неумолимо усиливали натиск. Византия в одиночестве противостояла могучему врагу. Ситуация в городе стала безнадежной. Император боялся, что его предательски убьет собственная свита или разорвет в клочья чернь. Он решился заключить союз с Папой Римским вопреки воле своего народа и большинства вельмож.

Среди придворных поползли слухи о планах императора. Делегация кардиналов убралась восвояси, признав, что Николай Кузанский выиграл свою дипломатическую игру. Через десять лет он с гордостью написал в краткой автобиографии, что привел византийского императора, патриарха и 28 архиепископов из Константинополя к Папе в Рим, где они заключили союз.

Николай выполнил свою миссию, но союз между Римом и Византией оказался непрочным. Православная церковь в основном не поддержала Иоанна VIII, а Папа Римский не торопился оказать Византии военную поддержку.

29 мая 1453 года турки нанесли Византии смертельный удар - Константинополь пал. Для города началась новая история. При османских правителях Стамбул, как они назвали Константинополь, стал еще богаче и великолепнее.

Картина дня

наверх