На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Загадка древних мореходов


Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

 

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

 

 


Принято считать, что эра плаваний через Атлантический океан началась в самом конце XV века, после открытия Нового Света Колумбом. Но существуют факты, которые позволяют в этом усомниться. Может быть, трансатлантические путешествия начались гораздо раньше?

 

 

Мореплаватели поневоле

 

Вера в то, что к западу от берегов Европы лежат неизвестные земли, существовала ещё во времена Античности и продолжала сохраняться в Средневековье. Весьма вероятно, возникла она под влиянием того, что океан порой приносил к берегам странные предметы.

 

Во времена Христофора Колумба служивший португальской короне капитан Мартин Винсент подобрал на мысе Сан-Висенте, крайней юго-западной точке материковой части Европы, фрагмент неведомо кем изготовленной деревянной резьбы. Похожий кусок тогда же прибило к берегам острова Мадейра, где его обнаружил Педро Корреа, родственник Колумба.

 

Жители Азорских островов рассказывали, что когда с запада дует ветер, на берег выбрасывает бамбук и палки с надписями на неизвестном языке. В песках острова Флореш, входящего в западную группу Азорских островов, однажды нашли останки двух человек с чертами, весьма отличными от европейцев.

 

В Средние века фрагмент работы римского историка Корнелия Непота (99—24 годы до н.э.) способствовал развитию идеи о возможности западного пути в Индию. Немецкий географ и путешественник Александр фон Гумбольдт (1769—1859) в своих записках относительно того фрагмента писал: «Помпоний Мела, который жил во время, относительно близкое ко времени Корнелия Непота, рассказывает (и Плиний это повторяет), что Метелл Целер, будучи проконсулом Галлии, получил в качестве подарка от короля бойев, или боетов (название неясно, Плиний называет его королем свевов), несколько человек, принесенных бурей из индийских морей к берегам Германии…

 

С определённостью можно сказать только, что из цепочки идей, которые привели Помпония к упоминанию сего факта как бесспорного, можно сделать вывод, что в его время в Риме были уверены, что эти смуглые люди, присланные из Германии в Галлию, пересекли океан, который омывал Восточную и Северную Азию».

 

Трансатлантические параллели

 

Ещё в 70-е годы ХХ века норвежский путешественник Тур Хейердал в своей книге «Древний человек и океан» называл 53 категории сходства доевропейских, как он их называл, цивилизаций Малой Азии, Древнего Египта, Кипра и Крита с древними цивилизациями по ту сторону Атлантики — в Мексике и Перу. Приведем лишь некоторые параметры сходства из такого обширного ряда:

 

  • иерархия, основанная на солнцепоклонничестве и сложном государственном управлении во главе с абсолютным обожествляемым монархом, династия которого называет солнце своим родоначальником;
  • браки между братьями и сёстрами правящей династии для сохранения чистоты «солнечной» крови;
  • применение огромного количества организованной рабочей силы для построения колоссальных сооружений, казалось бы, лишённых какой-либо практической функции;
  • технические знания, позволяющие транспортировать каменные блоки весом до 100 тонн (а порой и более) по пересечённой местности, через болота, реки и озёра;
  • мумификация покойников высокого ранга с извлечением внутренностей и применением определённых смол, хлопковой набивки и бинтов;
  • накладная борода как ритуальный убор верховных жрецов;
  • сходство одежды из хлопчатобумажной ткани: набедренные повязки и плащи у мужчин, платье с поясом и застёжками на плечах у женщин;
  • изображение в качестве царственных символов одних и тех же трёх животных: змеи, хищной птицы и кошки. В обоих регионах змею подчас рисовали рогатой. На месте орла Старого Света за океаном можно видеть кондора, а на месте льва — пуму;
  • значение XXXI столетия до н.э. как времени, с которым связывают своих родоначальников;
  • наличие по обе стороны Атлантики одного и того же излюбленного типа судов: камышовой ладьи с морскими серповидными обводами, составным корпусом из искусно связанных по спирали верёвкой бунтов (связок из стеблей) и брезентовым парусом на двуногой мачте, опирающейся на основные бунты.

 

Если в северной части Атлантического океана американских гостей в Европу поневоле приносил Гольфстрим, то на тропических широтах в противоположном направлении действует «морской конвейер» из благоприятных ветров и течений, который помог Колумбу добраться до Мексиканского залива и, не исключено, мог содействовать и мореходам Античности и глубокой древности.

 

Во всяком случае, своим плаванием на папирусной ладье «Ра-II» Тур Хейердал и его единомышленники доказали возможность подобного. При этом пятеро из восьми членов экипажа «Ра-II» были новичками, а один прежде даже не подозревал, что морская вода солёная.

 

Загадка древних мореходов.

 

«Ра-II». Для папирусной ладьи ограничения в размерах нет.

 

 

 

Финикийцы и не только?

 

Камышовые ладьи и их изображения известны в Средиземноморье и прилегающих к нему областях: от Месопотамии, Египта, берегов нынешней Сирии, Ливана и Израиля до Кипра, Крита, Корфу, Мальты, Италии, Сардинии, Ливии, Алжира, а за Гибралтаром — на атлантическом побережье Марокко. Наскальные рисунки таких лодок в Египте и алжирской Сахаре свидетельствуют о том, что ими пользовались чуть ли не семь тысяч лет назад. В Месопотамии и Египте судостроение начиналось с камышовых ладей, которые затем послужили прототипами для первых дощатых конструкций.

 

Морские суда древнего города Ур (Месопотамия) часто упоминались в древнейших шумерских глиняных табличках. В текстах говорилось о камышовых купеческих кораблях грузоподъёмностью 300 гур, что соответствует без малого 100 тоннам.

 

Как подчёркивает в упомянутой выше книге Хейердал, большое деревянное судно может быть разрушено сильной волной, что ограничивает его размеры. Для папирусной ладьи такого предела нет. Теоретически корабль из бунтов может достигать величины современного океанского лайнера, лишь бы судовладелец располагал нужным количеством сырья и рабочей силы.

 

Особое внимание Хейердал уделяет древнему городу Ликс (Лараш) на северо-западе современного Марокко, поскольку он находится практически у основания «морского конвейера» к Мексиканскому заливу. Древние римляне лишь Ликс, подобно самому Риму, называли «вечным городом» и местом погребения Геркулеса. Финикийцы же знали его под именем Мак Семес — «город Солнца».

 

Считается, что Ликс основали финикийцы в XII или XI веке до н.э., на раннем этапе их колониальной экспансии. Ликс был нужен им как база на подступах к испанским серебряным рудникам и как промежуточный пункт для плавания на Канары и остров Мадейра, откуда финикийцы получали красители для своих знаменитых пурпурных тканей. Но он мог служить промежуточной точкой и на трансатлантическом пути. Ведь около 1200 года до н.э., практически одновременно с основанием Ликса, на противоположной стороне Атлантики внезапно расцвела культура ольмеков, и это может быть больше, чем просто совпадением.

 

В роли древних трансатлантических мореходов, надо сказать, могли выступать не только финикийцы. Ведь до сих пор необъяснимым фактом является то, что французскому учёному Огюсту Ле-Плонжону при исследовании языка индейцев майя удалось выявить, что более трети слов имеют греческие корни.

 

Другой француз — Мишель Леско — при исследовании мумии фараона Рамсеса II сделал удивительное открытие. Он обнаружил в ней следы табака, а позже доказал, что никотин был обязательным компонентом бальзамирующих составов. Но ведь, согласно устоявшемуся мнению, табак стал известен в Старом Свете в XVI веке, более 28 столетий спустя после Рамсеса, и доставили его из Америки. Как, возможно, в очень давние времена доставляли в Древний Египет.

 


Андрей Чинаев
«Тайны XX века»

Картина дня

наверх