Лебединая колесница. Когда историки, изучая Древнюю Грецию, не могут найти объяснения, часто они начинают ссылаться на некие догреческие элементы. Мол, у нас есть явное догреческое влияние, а что это такое никто не знает. Зачастую этим прикрывается откровенная недоработка ученого изучаемого вопроса, или нежелание разрушать свою теорию.
Но такое догреческое влияние на греческую цивилизацию было. Греки пришли на Балканы не на пустое место – там уже жили народы со своей культурой и языком, которые хоть не могли не оказать влияние на греков. Есть такое догреческое влияние в гиперборейском мифе.Греческий оратор Гимерий (ум. 386) в прозаичном пересказе стихотворения греческого поэта Алкея (ок. 620-580), которое содержит одно из ранних упоминаний Гипербореи, передает следующее:
"Когда родился Аполлон, Зевс, украсивши его золотой миртой и лирой, дал ему кроме этого возможность следовать на колеснице, которую влекли и лебеди, и послал его в Дельфы к Кастальскому ключу, чтобы оттуда он прорицал правду и правосудие всем эллинам. Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам. Но в Дельфах, когда узнали об этом, сочинили пеан и песнь и, ставши вокруг треножника, закружились в хороводе и призывали бога прийти к ним от гиперборейцев. Он, однако, целый год был там, прорицал, а когда нашел это удобным, то решил, что пора зазвучать дельфийским треножникам. Тотчас приказал лебедям лететь из страны гиперборейцев".
Гимерий, Речи, XIV, 10.
Целый ряд элементов показывает, что это не индоевропейский миф. Индоевропейские божества путешествуют на колесницах, запряженных лошадями. И само солярное божество у индоевропейцев связано исключительно с конем. В этом же мифе мы видим солнечное божество на колеснице, запряженной лебедями. Согласно этому варианту мифа солнечное божество куда-то уходит в далекую страну и только ритуалами и заклинаниями его можно вернуть обратно.
На этот миф ученые давно обратили внимание. Археологические находки изображений и скульптурных фигурок колесницы, запряженных птицами, известных с II тыс. до н. э. (если не раньше). Добавить к описанию этих изображений фактически нечего, они уже сделаны. Например, описания подобных колесниц можно найти в книге Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян" (но следует помнить, что академик слишком вольно обращался с историческими фактами, так Рыбаков записал в праславяне народы, которые к славянам никакого отношения неимели) или познакомиться со статьей сербского ученого Т. Билича "The Swan Chariot of a Solar Deity: Greek Narratives and Prehistoric Iconography", где описываются археологические находки изображений таких колесниц. Сам факт, что таких изображений крайне мало, но встречаются они на обширной территории от Эгеиды и Италии до Центральной Европы, а так же не имеют отношения к индоевропейской традиции (например, есть изображение птичьей колесницы у этрусков), дает нам основание считать, что перед нами мифологические представления древнейшего неолитического населения Европы. Об этом говорит внешний вид божества колесниц из Дуплян (Сербия), где у божества явно птичья голова.
Больше добавить нечего, потому что миф древнейших европейцев дошел в отрывочном и искаженном виде. Этот миф был заимствован индоевропейцами, но в целом в мифологическую систему не вошел ни у одного народа. Остался только сюжет о солнечном божестве, которое передвигается по небу в колеснице, запряженной лебедями. В таком виде этом миф успел войти в гиперборейский миф, но только в виде еле уловимого сюжета, после чего практически исчез. От этого древнейшего мифа до нас дошли только немногочисленные изображения птичьей колесницы. Скорее всего, именно этот миф объясняет темное место ирландских саг, где лебеди соединены золотыми цепочками. "Немного погодя над озером появились две птицы, соединенные в пару цепочкой из красного золота. Они пели так сладко, что все слышавшие их впадали в сон" ("Болезнь Кухулина"). Зачем лебеди соединены золотыми цепочками – не ясно. Но если предположить, что перед нами обрывки древнего неолитического мифа о колеснице, запряженной лебедями, то можно предположить, что этими цепочками лебеди тянули небесную колесницу.
Сюжет пропал, вместе с древними народами, а загадку оставил, как многочисленную научную литературу. Так что упомянуть об этом следует.
Здесь любопытно вспомнить загадочные мозаики римской виллы дель-Касале в Пьяцца-Армерина в Сицилии, где изображены якобы дети, занимающиеся охотой, рыбной ловлей и т. д. В том числе мы видим ребенка в колеснице, запряженной голубями. И хотя считается, что это дети, но это не дети, потому что у них есть крылья и они по масштабу гораздо меньше детей. То есть перед нами вариант мифа о чудесном народе, подобному гиперборейцам. Античные фейри. К сожалению, литературно этот миф записан не был, потому что относился, скорее всего, относился к разряду сказок, к которым античные писатели относились пренебрежительно, в отличие от мифа.
Заключение. Как было показано, но миф о Гиперборее не имеет отношения к истории и реально существовавшем народе. Корни мифа лежат в древнейших (наверное, еще палеолитических) верованиях о загробном мире, как мире вечной счастливой охоты, где вдоволь еды и нет смерти и болезней, а так же волшебных народах, живущих на краю мира рядом с миром богов. Эти существа владели магией, умели превращаться в птиц и в таком виде умели преодолевать путь в мир мертвых, перенося туда человеческие души.
Со временем этот чудесный народ в различных мифологических традициях индоевропейских трансформировался в различные мифические существа: одни сохранили свою функцию посредников между миром живых и мертвых (как германские валькирии), другие превратились в сказочные народы (вроде ирландских фейри и иранских пери), а некоторые неожиданно в представлении древних народов заняли место реальных народов, как амазонки или гиперборейцы.
Греческий миф о гиперборейцах – это третий вариант развития древнего мифа, где миф подвергся рационализации уже на ранней стадии. Так как основа мифа была общей для народов Евразии, то собственно греческий миф стал словно, магнитом притягивать к себе элементы аналогичных мифов других мифологических систем: минойской, шумерской, кельтской, скифской. Часто это зависело от того, куда помещали греки гиперборейцев – когда поселили рядом со скифами, то в мифе появились элементы скифской мифологии. А так как гиперборейцы для греков были вполне существующим народом, то в миф проникли реальные исторические факты. В итоге в финале античности миф о Гиперборее превратился в причудливый сплав мифа, сказки и исторических фактов. Даже после гибели античного мира миф о Гиперборее не умер, а возродился, став достоянием различных мистических учений. Не ушел миф и от различных спекулянтов от псевдонауки, которые превратили мифическую страну в некую развитую працивилизацию, превратив древний миф в жертву ложных теорий и спекуляций, которые к науке не имеют никакого отношения.
Свежие комментарии