09.08.2009 |
![]() |
В Атлантическом океане где-то у побережья Португалии совершенно загадочным образом исчез сухогруз "Arctic Sea". На его борту российский экипаж в составе 15 человек.
"Arctic Sea" - то самое судно, на которое 2 недели назад было совершено пиратское нападение в Балтийском море. В порт назначения сухогруз так и не прибыл, связь с ним прервана уже почти 2 недели.
Репортаж Алексея Петрова
Последний раз экипаж выходил на связь почти полторы недели назад. Эксперты разводят руками ― огромный сухогруз просто исчез с локаторов. Судно перевозило лес. Взяв груз в Финляндии, оно должно было обогнуть Европу и пришвартоваться в Алжирском порту Беджайя 4 августа. Родственники заподозрили неладное еще раньше – от их близких перестали поступать звонки, SMS, электронные сообщения.
Михаил Войтенко, эксперт по морским происшествиям: "28-29 июля с судном прервалась всякая связь. Вчера ко мне обратились родственники. Сказали, что последнее письмо с борта судна они получили 27 июля. Судно исчезло".
Загадки начались еще раньше. 24 июля сухогруз подвергся атаке в шведских территориальных водах. Издания Скандинавского Королевства сейчас пестрят снимками и сенсационными заголовками: пираты для благополучной Швеции - серьезнейшее ЧП.
Как стало известно, все произошло около 3 часов ночи. Бандиты подплыли к "Arctic Sea"на надувной лодке. Поднялись на борт, связали команду. Совсем как в голливудских боевиках ― одеты в черное, все в масках, вооружены. Взяв ситуацию под контроль, нападавшие в течение 12 часов хозяйничали в каютах и трюмах: судя по всему, что-то искали.
По словам моряков, налетчики действовали очень жестоко. Многих членов команды избили. Другим залепили скотчем рты и глаза.Пираты утверждали, что они ― сотрудники полиции, однако в шведских правоохранительных органах настаивают: никаких спецопераций не проводилось. Впрочем, и действия экипажа в профессиональной среде вызывают немало вопросов.
Герман Чернов, командир береговой охраны Морских сил Латвии: "Мне как представителю, руководителю береговой охраны непонятно, что судно сообщило владельцу о том, что подверглось нападению, и не сообщило властям Швеции ― достаточно странно это звучит. Пиратских нападений в Балтийском море со времен флибустьеров никто не помнит".
А дальше начинается целая цепочка нестыковок. Нападение в водах Балтики произошло 24 числа. Известно об этом стало лишь несколько дней спустя. Несмотря на серьезные ранения членов команды и на то, что бандиты якобы уничтожили часть навигационного оборудования, капитан не прерывает рейс. Судно покидает территориальные воды Швеции. Оно следует вдоль берегов Европы. Проходит Ла-Манш, Бискайский залив, приближается к Португалии. Затем связь внезапно обрывается.
Михаил Войтенко, эксперт по морским происшествиям: "Даже в 70-х годах прошлого века, может быть, можно было такое представить. Но не сейчас. Судно не может в водах Европы ― тем более такое солидное, с грузом леса ― взять и потонуть, не успев дать сигнал бедствия. Там стоят автоматические буи, помимо всего прочего, которые в случае гибели судна автоматически начинают давать сигнал бедствия и сообщать последние координаты".
По словам специалистов, согласно принятым международным нормам любое судно обязательно держит связь с компанией-оператором. Экипаж посылает как минимум 2 радиограммы в сутки. В европейских водах у моряков есть мобильная, спутниковая связь, мобильный интернет. Как правило, они могут звонить по телефону родственникам или обмениваться с ними сообщениями по электронной почте.
Существует и специальная профессиональная система навигации. Приборы автоматически передают сигналы о местонахождении, о том, под чьим флагом и куда направляется судно. Координаты доступны всем ближайшим кораблям, кроме того, при необходимости их можно отследить через интернет. Так что в европейских водах все корабли ― как на ладони. В любом случае работать должна система слежения через спутники. Если, конечно, оборудование просто не отключили вручную.
Даже если предположить, что судно затонуло, катастрофы просто нельзя было бы не заметить. Обломки корпуса и древесину, которую перевозил сухогруз, разнесло бы по поверхности океана на десятки квадратных километров. Кроме того, маршрут в этом регионе крайне оживленный, а территорию патрулируют самолеты экологических служб.
Михаил Войтенко, эксперт по морским происшествиям: "Если бы оно погибло, действительно погибло, то об этом было бы известно уже 30-31 июля. Но тут тишина мертвая. Судно пропало. Очевидно, что все это связано с грузом судна. Не с лесом, естественно. А с чем-то, о чем мы понятия не имеем. Возможно, и экипаж понятия не имеет".
По одной из версий, которая упоминалась в шведской прессе, на борту "Arctic Sea" могла находиться контрабанда. Исчезнувший сухогруз был построен 18 лет назад. По морским нормам это относительно современное судно. Руководство компании, в чьем ведении оно находится, давать комментарии отказывается.
Известно, что ситуацию с таинственным исчезновением сейчас тщательно анализируют российские военные. Оповещение о ЧП передано на все корабли Военно-морского флота России.
Свежие комментарии