На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Серебряный дворец мира


Автор: Борис ЮРЬЕВ

Статья опубликована в журнале НЛО № 47 (2006)

Размещение на сайте – август 2007 г.



Тибет является самой загадочной и наименее исследованной страной мира. Его территория - 1,2 миллиона квадратных километров - занимает большую часть Тибетского нагорья, лежащего на высоте более четырех тысяч метров над уровнем моря. Наивысшая точка, Чогори, находится на отметке 8611 метров. Здесь суровый климат, многие районы нагорья покрыты ледниками и труднодоступны. На протяжении столетий в Тибет не пускали иностранцев. Но «крыша мира» своей древней культурой, овеянной мифами и легендами историей неотступно привлекала к себе путешественников и ученых. Одних интересовала уникальная тибетская цивилизация, другие, жаждущие просветления, искали загадочную Шамбалу - буддийское царство, которое должно принести спасение человечеству.

Более чем двухтысячелетняя история Тибета таит множество загадок. Уже во II столетии до н.э. живущие на суровом нагорье племена создали свою религию, получившую наименование бон, сутью которой было поклонение силам природы. Эти воззрения органически вошли в проникавший в страну в VII-VIII веках н.э. буддизм. Он включил в свои ритуалы национальные обычаи, однако отверг практику кровавых жертвоприношений божествам религии бон, имевшей своей эмблемой свастику.

Существует легенда, что о буддизме тибетцы узнали еще в IV веке благодаря чуду: в правление царя Лхатотори с неба упал ларец, в котором находился текст Карандавьюха, сутры и священные предметы. Царь и его потомки почитали сутру как «божественного помощника», и благодаря этому государство процветало. В 779 году тибетский царь Чисон Децзен (755-797 гг.) провозгласил буддизм государственной религией. Однако пришедший из Индии буддизм приобрел в Тибете особый вид и постепенно вылился в форму ламаизма, в которой подчеркивалась роль лам-монахов как наставников, помогающих людям достичь спасения. Духовным руководителем страны стал далай-лама.

Ламаизм распространился в соседние с Тибетом страны. В XVII-XVIII веках он стал господствующей религией в Монголии, а также проник в Россию, где сделался религией большинства бурят и калмыков.

Ламаизм сохранил основные догматы буддизма. Согласно этой религии каждому индивидууму присуще свое сознательное начало, своя карма, которая создает предпосылки перевоплощения живых существ. От того, что преобладает в них - добродетель или грехи, - зависит характер перевоплощения. Греховный властитель может в новом воплощении стать простым рабом, это и насекомым. Праведник заслуживает лучшего перевоплощения. Удобная, умиротворенная религия: кем бы ты ни был - будь доволен своим земным существованием и уповай на следующую жизнь. Не случайно буддисты бережно относятся ко всему живому, к любой букашке, ведь неизвестно, в кого она может превратиться или кем была раньше.

Письменная литература древнего Тибета поражает разнообразием жанров. Наряду с произведениями буддийского и ламаистского содержания тибетский фольклор представлен былинной поэзией, эпическими сказаниями. В VIII-IX веках тибетские монахи перевели с санскрита такие буддийские трактаты, как «Канджур» и «Тэнджур», поэму «Рамаяна». Философские произведения тибетских авторов «Мудрые речения» и ряд других появились в XI-XII веках. Особый интерес вызывают тибетские лечебные каноны, не потерявшие своего практического значения до наших дней.

В 2005 году немецкая археологическая экспедиция исследовала обширный пещерный лабиринт в районе высокогорной реки Сутлей. На протяжении нескольких километров вдоль отвесных скал тянется вереница разрушенных монастырей, храмов, крепостей. Эксперты считают, что здесь находилась колыбель тибетской культуры, центр мощного царства, чьи правители задолго до появления буддизма владели обширными районами Гималаев и Центральной Азии. Именно здесь мог находиться серебряный дворец царской династии шанг-шунг. В одной из пещер была обнаружена «библиотека» с документами, рассказывающими о дворцовой жизни. Среди них находилось письмо, написанное царицей Садмаркар. об огромных богатствах дворца, имевшего сотни залов, украшенных золотом и драгоценными камнями. Из других документов стало известно о личной судьбе этой знатной дамы. Она была приверженкой буддизма и враждовала со своим венценосным супругом, который стремился сохранить варварские ритуалы шаманов религии бон и к тому же пренебрегал своими супружескими обязанностями. Как свидетельствуют народные сказания, царица заманила своего непутевого мужа в ловушку, где его убили верные ей слуги.

Казалось, что время не властно изменить уклад жизни на «крыше мира», но бурное XX столетие вторглось и в ее пределы. После образования Китайской Народной Республики в 1949 году части ее народно-освободительной армии вторглись в Тибет, объявленный частью Китая. В Пекине между правительством КНР и тибетскими властями было заключено соглашение по «мирному освобождению Тибета» с правом на национальную автономию. С китайской стороны подчеркивались исторические связи двух народов, общность в культурной области. Вспомнили и о том, что какой-то император китайской династии Тан (VII-X вв.) отдал одну из своих принцесс в жены тибетскому царю.

Однако, несмотря на столь веские аргументы, тибетцы стремились сохранить свою независимость и самобытность. В мирные 1959 годы в стране вспыхнуло восстание против китайского засилья. Успеха оно не имело, было подавлено войсками. Религиозный глава Тибета далай-лама XIV бежал в Индию, куда за ним последовали многие его сподвижники. Тибетская династия в Индии насчитывает несколько тысяч человек.

Тибет остается одной из беднейших стран мира. Основные занятия населения, как и прежде, - земледелие и скотоводство. Козья и овечья шерсть - главный экспортный товар, особенно славятся знаменитые тибетские шерстяные ковры. Немногочисленным иностранным туристам, которым теперь доступно посещение Тибета, в сувенирных лавках Лхасы предлагают статуэтки Будды. Он продолжает быть верховным божеством на «крыше мира».

Картина дня

наверх