Дочь спрашивает отца: "Пап, а почему мы умираем?"
Отец, задумавшись на минуту, отвечает вопросом на вопрос: "А что ты делаешь после того, как закончила делать уроки на завтра, посмотрела мультики, почитала книжку, позвонила подружке, умылась и поцеловала меня и маму?"
- Иду спать, - с удивлением отвечает девочка.
- А почему?, - с улыбкой спрашивает отец.
- Ну, как почему, - устала, иду отдыхать, - отвечает дочь.
- То же самое и со смертью, милая, - улыбается отец, - это название для очень глубокого сна. А когда мы просыпаемся, то обнаруживаем, что начался не новый день, а новая жизнь...
Точка зрения создает перспективу.
Перспектива определяет интерпретацию.
Интерпретация формирует восприятие.
Восприятие рождает ощущения и опыт.
Ощущения и опыт закрепляют точку зрения.
Точка зрения, отличающаяся постоянством, вне зависимости от ракурса и перспективы, спонсирует схожие интерпретации и ощущения. Рождающийся из этого опыт формирует веру.
Вера, базирующаяся на стабильно повторяющемся опыте и закрепленная в интерпретациях и ощущениях, превращается в догму. То есть в данность, не нуждающуюся в доказательствах.
Некоторые называют это истиной, другие - правдой, третьи - фактом. А так ли уж много фактов нас окружает? Или все же мы имеем дело с интерпретациями?
У двух разных людей, стоящих в одном и том же месте, могут быть различные точки зрения. Вспомните пример со стаканом, наполовину наполненным водой. Один скажет, что стакан наполовину пуст, а другой - что стакан наполовину полный.
Получается, что то, что мы называем фактами, правдой или истиной, является крайне субъективной вещью.
Если это так, то мы можем сделать вывод о том, что объективной истины, или правды, не существует. Есть только субъективная интерпретация "этого" в данный конкретный момент. Если посмотреть и изучить "это" под другим ракурсом, с другой перспективой, то почти наверняка родятся новые ощущения и опыт. И таким образом предыдущая правда или истина будет опровергнута.
Реально существует только то, что я воспринимаю в момент сейчас. Причем я воспринимаю субъективно через ассоциации, узнавание и сравнение, т.е. через активную интерпретацию того, что есть. И в конце концов происходит полное или частичное узнавание "этого", и тогда я говорю - вот истина об "этом"...
А так ли это?
И вообще, возможно ли говорить об объективной реальности? Может ли хоть кто-нибудь с уверенностью сказать, что "это" является именно "этим"? Причем сказать так, чтобы все остальные согласились бы с этим.
Конечно, все является таким, каким оно проявляется для нас. Но для каждого из нас все это проявляется по-разному. И что, скажите на милость, делать, если моя истина сталкивается с непоколебимой догмой, например о том, что в момент смерти я перестаю существовать?
Или что мне делать с таким "фактом", что я зачат во грехе (ну т.е. не от святого духа, а от плотского соития мужчины и женщины)? Это факт? Истина? Или все же интерпретация какого-то умника, жившего полтора десятка веков тому назад.
Если точки зрения каждого из нас субъективны, а следовательно, не совершенны. И, следовательно, не отражают полностью существующую реальность. То, скажите мне, какое значение имеет точка зрения кого-то другого, озвученная по поводу меня, моей жизни, моих поступков, слов, дел, того, как я выгляжу?
Получается, что для меня это точка зрения бесполезна. Единственная точка зрения, которая для меня может быть важна, - это моя точка зрения в момент сейчас.
Почему?
Потому что, исходя из того, что и как я воспринимаю, я буду действовать тем или иным образом. Я буду действовать в своих интересах, и то, как я интерпретирую реальность в момент сейчас, играет непосредственную роль в том, достигну я желаемого или нет.
Другие люди действуют в своих интересах, следовательно, их правда, истина, их догмы, будут служить их интересам, а не моим.
Если пользоваться категорией простой выгоды и формальной логикой, то многое в жизни становится проще и легче.
Однако возникает вопрос: если объективной реальности не существует, истина иллюзорна, правда у каждого своя, то во что верить?
Этот вопрос, вопрос веры, напрямую связан с еще одним, не менее увесистым: "В чем смысл?".
Становится особенно трудно, когда понимаешь, что спрашивать о своем смысле у других - занятие пустое и бесперспективное. Они же станут говорить тебе о своем смысле, а не о моем смысле... Ко всему прочему их смысл наверняка не выдержит никакой критики.
И вообще... со смыслом у нас не очень... Он (смысл) теряется и начинает исчезать каждый раз, когда разум набредает на мысль о смерти.
Посадить дерево, построить дом, нарожать детей, заработать кучу денег и насытиться разнообразными плотскими утехами - не вдохновляет, поскольку в момент великого перехода это не будет играть никакой роли и будет лишено всякого смысла.
Мне нечем утешить атеистов.
Но и в отношении тех, кто верит в реинкарнацию, также наблюдаются определенные трудности: представьте себе, что пройдет какое-то время и вам снова предстоит раздвигать своей маленькой головкой тазовые кости мамы. Снова несколько лет ничего не понимать, куда вы попали, что это за мир, зачем вы здесь? Потом минимум пять лет яслей и детсада. Десять лет школы и овсянки по утрам. Страхи, двойки в школе, неразделенная любовь, рутина рабочих будней, дети, пенсия и снова конец...
Кого, скажите мне, это воодушевит?
Как говорил известный сатирик, "...может надо что-то в консерватории подправить?". Давайте вернемся немного назад.
Итак, точка зрения создает перспективу...
Перспектива определяет интерпретацию...
Интерпретация определяется с учетом уже накопленного жизненного опыта, который закреплен в жизненных стратегиях, убеждениях, ошибках и достижениях, т.е. в тех же интерпретациях давно происшедших событий.
Интерпретации, за отсутствием личного опыта, формируются на основе чужого опыта (изначально это опыт родителей, потом учителей и т.д.).
Но точку-то зрения каждый из нас выбирает сам, не так ли? Если мы можем выбирать точку зрения, значит, мы можем выбирать и интерпретации таким образом, что они смогут изменить восприятие перспективы, и, следовательно, опыт и ощущения, которые мы получаем.
Получается, что, если я выбираю точку зрения, перспективу, интерпретации, я выбираю и впечатления и ощущения, которые формируют мой опыт. Если это так, то это очень серьезное утверждение.
Если это так, то это означает, что я выбираю и то, как воспринимать Жизнь. Я выбираю и то, что в ней происходит (поскольку это зависит от моих интерпретаций, которые влияют на опыт и ощущения).
И если я выбираю то, что происходит в моей Жизни, то, значит, я выбираю когда это происходит... Это не слишком уже?
Ну в самом деле, ведь если я выбираю, как интерпретировать Жизнь, я выбираю это в какой-то момент, "когда" я это интерпретирую. Таким образом, мы выбираем что (фокус на событие), как (выбор интерпретации) и когда (в тот момент, когда мы интерпретируем) в нашей жизни происходит то, что происходит.
Если к этому добавить причинно-следственную связь всех событий в нашей жизни, автором многих из которых являемся мы сами, то все четче начинает прорисовываться авторство каждого человека во всем, что происходит в его жизни.
Наверняка найдется тот, кто скажет: "Ну, а если я не верю в то, что я выбираю все это в своей жизни? Если я считаю, что все это случается со мной помимо моей воли?" Что тут ответить?
Может быть, так: "Если ты не веришь, что ты выбираешь все в своей жизни, то так тому и быть. В этой жизни ничего от тебя не зависит. Это означает, что ты ни на что не можешь повлиять. Ты не можешь иметь того, чего желаешь, поскольку получение этого от тебя не зависит. Ты получишь лишь то, что согласится тебе дать судьба (обстоятельства), рок.
Прелесть веры и выбора именно в этом: если ты выбираешь верить, - ты получаешь такой ресурс и силу и свободу выбора. Ты можешь выбрать, во что верить, каков смысл твоей Жизни, какую точку зрения, перспективу, интерпретации и ощущения получать.
Если ты выбираешь верить во что-то иное, например что от тебя ничего не зависит, то так тому и быть. Твоя вера реально способна творить чудеса. Кто-то давно об этом говорил... но люди настолько слабы в своей вере, что прошли мимо этого. Решили, что это было сказано так, для красного словца.
Итак, еще раз:
Точка зрения определяет перспективу.
Перспектива определяет ощущения и опыт.
В итоге формируются субъективные интерпретации.
Точнее говоря, интерпретации формируются тобой в процессе активного развешивания различных ярлыков, оценок, суждений и мнений о том, что ты воспринимаешь.
Если изменить точку зрения, то изменится перспектива, которая изменит восприятие, которое изменит ощущения, которые изменят опыт, который укрепит изменившуюся точку зрения.
Многие говорят, для того чтобы поверить, мне нужно увидеть.
Но есть и иная точка зрения: для того чтобы увидеть, нужно поверить.
А вера рождается выбором. Выбором точки зрения.
Вся штука заключается в том, что мы в состоянии влиять на то, на что мы смотрим. И точка зрения играет ключевую роль в том, как мы влияем на это.
Это подтверждается квантовой механикой и квантовой физикой. Уже достаточно известны опыты по наблюдению за элементарными частицами, когда их исследуют как частицы материи, - они и проявляются как материя. Когда же их начинают регистрировать в режиме энергии, волны, они (элементарные частицы) ведут себя строго в соответствии с законами энергии.
Таким образом, если наша точка зрения на жизнь предполагает, что смерть является реальной, - так и выходит. Если же точка зрения прямо противоположна, то смерти нет.
Точка зрения определяет режим восприятия. На режим восприятия также определяющим образом влияет перспектива наблюдения. Если точка зрения и перспектива единогласны в том, что смерть реальна, тогда восприятие будет соответствующим.
Поскольку слова трактуются разными людьми по-разному, я поясню, что подразумеваю под точкой зрения и перспективой. Точка зрения - это откуда или исходя из чего я смотрю на вещи. Перспектива - это то, как я смотрю на вещи.
Свежие комментарии