У художников было распространённой практикой снова и снова использовать одни и те же холсты и фрески. А значит, множество бесценных произведений искусства были покрыты новыми слоями краски и утрачены. К счастью, современные технологии позволяют нам ещё раз взглянуть на эти скрытые шедевры.
«Песчаное побережье в Схевенингене» Хендрика ван Антониссена
Когда этот морской пейзаж голландского живописца семнадцатого века готовился к экспозиции в музее, реставратор, сняв верхний слой краски, обнаружил, что первоначально в центре находилось тело кита, выброшенного волнами, которое позже было закрашено автором.
«Старый гитарист» Пабло Пикассо
У великого Пикассо случались в жизни и трудные годы. В такие времена он даже не всегда был в состоянии осилить покупку материалов для работы. Тогда ему приходилось обходиться тем, что было под рукой, и иногда он загрунтовывал старые холсты и использовал их для новых работ.
Исследователи предположили, что по имеющимся признакам первоначально на холсте был написан бюст сына императора Наполеона, которого отец называл «королем Рима». Однако, после разгрома и ссылки Наполеона, было небезопасно подвергнуться подозрению в каких-либо связях с ним, и на холсте поверх старого изображения возник новый портрет.
«Анжелюс» Жана-Франсуа Мийе
Французский живописец Жан-Франсуа Мийе написал свою работу под названием «Анжелюс» в 1859 году. На поверхностном слое изображены двое крестьян-фермеров, стоящих на своем поле, с грустью глядя на корзину с картофелем. Впрочем, когда полотно подверглось анализу с помощью рентгеновских лучей, выяснилось, что в первом варианте на месте корзины находился маленький гроб.
Интересно, что исследование было предпринято после того, когда Сальвадор Дали неоднократно высказал уверенность в том, что первоначально на полотне была изображена сцена похорон. В конце концов, администрация Лувра с большой неохотой распорядилась назначить экспертизу – и догадка Дали была подтверждена.
"Битва при Ангяри" Леонардо да Винчи
Фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (Battaglia di Anghiari, 1503–1506), изображавшая конное сражение между отрядом флорентийцев и миланским войском, должна была стать самой масштабной работой художника.
Из-за технических трудностей, разногласий с заказчиком и отъезда Леонардо в Милан в 1506 году «Битва при Ангиари» осталась незавершенной.
Копия центральной секции стала известна благодаря рисунку Питера Пауля Рубенса, который был сделан в 1603-м году.
Портрет Элеаноры Толедо
Картина была приобретена Музеем искусств Карнеги в Питтсбурге в 1978 году. Как сообщалось, на ней была изображена итальянская дворянка Элеанора Толедская. Она была женой великого герцога Тосканы, Козимо I Медичи.
Однако, специалисты музея выяснили, что под этим изображением, скрывается настоящий шедевр 16 века - портрет Изабеллы Ромолы де Медичи Алессандро Аллори.
Принцесса Изабелла была дочерью Козимо I Медичи и Элеаноры Толедской. Считается, что в 1576 году, она была убита своим мужем герцогом Браччано Паоло Джордано Орсини, после того как он обнаружил, что она изменила ему с его двоюродным братом. Вполне вероятно, что брат Изабеллы Франческо, не принимая ее скандальной жизни, решил избавиться от ее портрета и заказал придворному художнику "исправить" картину.
На фото: рентгеновское исследование картины показало истинное лицо на портрете.
Картину исследовали с помощью рентгена. На "внутреннем портрете" изображен мужчина, одетый в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, братом Наполеона. Первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозе.
Очевидно, что после восстановления в Испании 1823 году абсолютной монархии, иметь дома изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.
"Натюрморт с луговыми цветами и розами" Винсента Ван Гога
Анализ холста, проведенный с помощью рентгена, позволил заключить, что Ван Гог написал букет из маков, васильков, незабудок, дельфиниума, ромашек, махровых роз и прочих полевых растений в 1886 году в Париже поверх исполненной в Антверпене ученической работы, изображающей двух полуобнаженных борцов.
Свежие комментарии