На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 712 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...
  • Nataly
    Спасибо большое за статью. Вот сколько оказывается типов энергии человека существует. Диву даешься от разнообразия.  ...9 типов человечес...
  • михаил валеев
    Обратно хохол пробрался всех своим аршином меряет.Подменяли ли Петр...

Мавзолей в Галикарнасе

 Хорошо известное слово «мавзолей» произошло от имени правителя Мавсола, гробница которого, возведенная в городе Галикарнасе, была признана одним из семи чудес Древнего мира. Гробница Мавсола, получившая с легкой руки римлян название «мавзолей», представляла собой величественное, необычное по форме сооружение, производившее на современников неизгладимое впечатление.


Пастырь, стригущий свое стадо
Мавсол с 377 по 353 год до н. а. правил Карией, входившей в Персидскую империю. Столицей области был Галикарнас, ставший впоследствии, под названием Будрун, туристическим центром современной Турции.
Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, родине «отца истории» Геродота, в частности, писал: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях Мавсол извлекал доходы из всего: даже на погребение установил особый налог.. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света». Вряд ли такой правитель был любим подданными и потому, скорее всего, о создании гробницы для упокоения своего праха Мавсолу пришлось заботиться самому. Загодя, как это было принято, не полагаясь на благодарность потомков.
Безутешная вдова
Римский историк Авл Геллий писал, правда, что Галикарнасский мавзолей был возведен безутешной вдовой царя - Артемиссией.. страстно любившей Мавсола, приходившегося ей не только мужем, но и братом. Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Причем последние месяцы ее царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карий, окруженной врагами, смогла сохранить царство мужа.
В то же время известно, что когда Александр Македонский спустя 20 лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карий отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей, тот был полностью завершен и поразил знаменитого завоевателя богатым убранством. Вернее предположить, что мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение здания такого масштаба должно было занять несколько лет
Гробница, не имевшая аналогов
Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, в строительстве и украшении их принимали участие одни и те же мастера. Однако, в отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий, возведенных в Малой Азии, Галикарнасский мавзолей, во многом сохранив греческие традиции и строительные приемы, явно испытал на себе сильное влияние восточной архитектуры. Прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей оказалось множество: подобного рода сооружения часто возводились впоследствии в разных районах Ближнего Востока.
Архитекторы Сатир и Пифей построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, на первом этаже которого покоились золотые погребальные урны с прахом Мавсола и Артемиссии. Помещение это, охранявшееся величественными каменными львами, находилось внутри камеры площадью 5000 кв. метров и высотой около 20 метров, которая была облицована плитами белого мрамора, отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз с изображением битвы эллинов с амазонками - «Амазономахия» работы великого Скопаса (восточный фриз). Кроме Скопаса, по свидетельству Плиния, там работали Бриаксис, который создал северный фриз, Тимофей (южный фриз) и Леохар (западный фриз). Последний служил придворным скульптором у Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.
Во втором этаже, окруженном 36 колоннами, между которыми помещались мраморные скульптуры, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолею служила пирамида, состоящая из 24 ступеней и увенчанная мраморной квадригой. В колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Больше Востока, чем Греции
Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком роскошен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы - в нем больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому венчающая его пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Здесь впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.
Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту 125 локтей, то есть 60 метров, другие авторы приводят либо большие, либо меньшие цифры. Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю, и потому был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые располагались выше, на холме, по сторонам мавзолея.
Со временем по всему античному миру стали строить копии мавзолея в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они оказались менее удачны и потому вскоре были забыты.
Находки сэра Ньютона
Спустя 18 столетий землетрясение разрушило гробницу Мавсола до основания.
В 1489 году (по другой версии - в 1522-м) христианские рыцари - иоанниты стали использовать обломки мавзолея для замка, который они возводили неподалеку. Таким образом, часть крепостных стен оказалась сложена из блоков зеленого камня, характерных для основной части мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили в руинах усыпальницу Мавсола и Артемиссии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и его разграбили мародеры, которых привлекли золото и драгоценности.
В XIX веке путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов часто служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы героями и богами.
Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и купил разрешение выломать из стен двенадцать плит, чтобы перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - «Амазономахии».
Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вмурованные в стену крепости.
За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал многие обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - еще четыре плиты работы Скопаса. Когда раскопки подходили к. концу, были обнаружены и расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, а также мраморная лошадиная голова почти метровой длины с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками-украшениями.
В 1857 году эти находки были перевезены в Британский музей.
В последние годы в Будруне произвели новые раскопки, пополнившие знания ученых о Галикарнасе, но не добавившие принципиально новых сведений о мавзолее Мавсола.

Автор: Н.Белозёров
Источник: "Тайны ХХ века" №5 2009 г

Опубликовал Raven 24 марта 2009

 

Картина дня

наверх