Продолжу серию рассказов о народах, которые когда-то были центром развитых государств и даже целых цивилизаций, а теперь стали малозаметными этническими группами. Впрочем, их малозаметность является таковой для обывателя, но никак не для ученых и не для тех, кто живо интересуется этнографией. Темой сегодняшней статьи станут тямы.
Этот народ еще называют чамы, и еще полудюжиной названий, но лично мне больше нравится этноним «тям», чем «чам», так что я буду использовать первый вариант. Этот народ существует очень давно, и проследить его происхождение практически невозможно.
Откуда они пришли и как выглядели, как говорили и во что верили в самом начале, сказать трудно, но известно, что некогда они пережили многие цивилизации, включая Ангкор, который когда-то пришли завоевывать.
Живут они на территории Вьетнама и Камбоджи. Во втором государстве их несколько меньше, поскольку в эпоху правления «особо одаренных» красных кхмеров их просто уничтожали за незнание кхмерского языка. Нет, все-таки прав был, кажется, Эйнштейн, когда сказал, что бесконечны только вселенная и глупость, добавив потом, что насчет вселенной он не уверен. Удивляюсь: как кхмеры не додумались за плохие оценки расстреливать?
Какова была их исконная вера тоже сказать сложно, но сейчас они исповедуют индуизм, ислам и анимизм почти одновременно. От былого наследия остались следы Тямской цивилизации. Когда-то о ней знали и китайцы, говорившие о тямах, как о прекрасных воинах и музыкантах, и арабы, считавшие Тямское царство страной чудес.
Это государство, тоже имевшее множество названий, просуществовало не меньше Римской Империи – около тысячелетия, и в XVII веке исчезло. Сейчас от него остались только старые храмы (кстати, тямы в них совершают обряды и сегодня), предметы искусства, резные камни и собственно народ и его культура.
Кстати, в деле резьбы по камню тямы оказались настоящими мастерами, и в музее их искусства посетитель может увидеть настоящие шедевры древних резчиков. Кстати, тямы были не только воинственны, но и предприимчивы, во всяком случае, торговля у них была развита настолько, что они торговали даже по морю и имели развитое мореходство.
Где морская торговля – там и пиратство, и тямы в этом плане тоже задних не пасли. Видимо у них, как и у наших – что бы ни делали, в конце концов все будет сведено к военпрому. В итоге морская торговля привела к созданию быстроходного маневренного флота.
Однако в XV веке на эти земли пришли вьеты, и могущество и так уже довольно старого государства стало таять. Спустя два столетия, последний тямский регион стал вассалом государства вьетов. Страна, имевшая свою самобытную культуру, свою письменность и даже трактаты, в том числе и по астрологии, пала, и от нее остался только народ.
Но самым страшным были войны ХХ века, которые привели к гибели огромного количества памятников тямской культуры. Да и нынешнее правительство страны не проявляет должной заботы, и многие памятники просто расхищаются, уничтожаются или рушатся под воздействием природных факторов.
В настоящее время тямы ведут жизнь простых рыболовов, которые забыли о пиратстве и часто ловят рыбу не в лодках, а в больших тазах (при том, что это не от бедности – лодки у них есть). Рыбку коптят и продают.
Внешне они довольно сильно отличаются от вьетов. К примеру, женщины ходят с распущенными волосами, тогда как мужчины обязательно носят усы, бородку и делают хвост или косу на макушке. Из одежды предпочитают саронги.
Но самое интересное, что разные тямы придерживаются разных моделей взаимоотношения полов. К примеру, если восточные считают, что семья должна быть патриархальной, то на западе считают, что матриархат рулит.
Однако слишком сильно такие различия жизнь не затрагивают. В матриархальном сообществе, муж берет фамилию жены, родословная ведется тоже по женской линии, и единственным важным отличием является то, что наследницей является не сын, а дочь.
В остальном же отличия довольно незначительны. Девушка делает первый шаг, и сама сватается к понравившемуся ей парню. Тот переходит жить к ней, а дальше… А дальше все как и у патриархальных тямов – жена занимается хозяйством, и растит детей, а муж становится добытчиком. Ибо человек может играть хоть в матриархат, хоть в патриархат, а жизненные реалии диктуют свои правила.
Ну а если умотавшаяся после бесконечных домашних хлопот мать полдюжины детей, захочет сделать себе что-то приятное, она может вспомнить, что вообще-то она здесь – самая главная.
Свежие комментарии