На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

"Папа" графа Дракулы

Заурядный, но культовый писатель Брэм Стокер

 

Брэм Стокер знаком нам как автор одного-единственного романа "Дракула". Но по силе воздействия и последующим подражаниям его книге вряд ли найдётся в европейской литературе последних веков тот, кто составит ему конкуренцию. Исследователи пытаются раскрыть его тайну, хотя Стокер был самым заурядным человеком и не особенно выдающимся литератором. Его секрет коренится явно не в биографии.

 

 

Абрахам "Брэм" Стокер (Abraham "Bram" Stoker) родился 8 ноября 1847 года в Марино Кресенте (Marino Crescent), недалеко от ирландской столицы. Он был третьим из семерых детей в семье скромного государственного служащего из Дублина Абрахама Стокера (Abraham Stoker, 1799—1876) и Шарлотты-Матильды Блейк Торнли (Charlotte Mathilda Blake Thornley, 1818—1901). Вплоть до семи лет из-за болезни мальчик не только не мог ходить, но даже стоял с трудом. Впоследствии детские переживания воплотились в литературные рассуждения о вечном сне Дракулы и его возрождении.

 

Полное и окончательное выздоровление мальчика оказалась для лечащих его врачей такой же загадкой, как и предшествующая ему болезнь. В Тринити-колледже, который он впоследствии с отличием закончил, Стокер прославился как классный легкоатлет и великолепный футболист. В стенах прославленного учебного заведения он с 1864 по 1870 гг. штудировал историю, литературу, а также физику и математику.

 

Принимая активное участие в работе университетского "Философского общества" (University Philosophical Society), Стокер вскоре стал его председателем. Здесь же им была опубликована его первая статья Sensationalism in Fiction and Society. Но, несмотря на первые успехи, Стокер пошёл по стопам своего папаши, не отличавшегося особой амбициозностью, и так же, как он, проработал почти десять лет в резиденции вице-короля.

 

Будучи страстным поклонником театра, этот завзятый театрал регулярно писал рецензии в местную газету Dublin Evening Mail, где его соавтором был один из блестящих мастеров "готической" прозы Джозеф Томас Шеридан Ле Фаню (Joseph Thomas Sheridan Le Fanu), которого современники называли "ирландским Эдгаром По". Газетный труд не оплачивался, но Брэму это, видимо, не мешало, и он тренировался в написании коротких рассказов. Особого успеха на этом поприще Стокер тогда не достиг, зато во время своего сотрудничества познакомился и на всю оставшуюся жизнь подружился с театральным актёром сэром Генри Ирвингом (Henry Irving).

 

Знаменитый британский актёр, которым Стокер восхищался на протяжении своей жизни, предложил другу стать директором-распорядителем театра "Лицеум". В нём Стокер прослужит до самой смерти Ирвинга. Однако ещё большую дружескую услугу Ирвинг оказал Брэму, введя его в высший свет и познакомив не только с представителями истеблишмента, но и выдающимися художниками и литераторами. В их числе были мастер офорта и литографии, один из ключевых предшественников импрессионизма и символизма Джеймс Эббот Макнил Уистлер (James Abbot McNeill Whistler) и сэр Артур Конан-Дойл. Последний, помимо написания детективов-бестселлеров, был известен в определённых кругах как человек, который активно интересуется спиритизмом и столоверчением.

 

Будничный труд Стокера не представлял собой интереса. Он устраивал гастрольные турне по Северной Америке и Канаде, писал порой по полсотни писем в день, отвечая на почтовую корреспонденцию. На протяжении восьми лет Стокер изучал восточно-европейский фольклор и легенды о вампирах. В 1897 году под влиянием творчества Джозефа Шеридана Ле Фаню и его готической повести "Кармилла" (1872) Стокер явил миру своё самое знаменитое литературное произведение — роман "Дракула".

 

Брэм Стокер являлся членом одной из крупнейших в викторианской Англии оккультной организации — ордена Золотой Зари — и поэтому, по мнению многих литературоведов, вампиризм в его романе истолковывается в терминах оккультизма и эзотерики викторианской эпохи. Образ Дракулы приобрёл черты не просто кровососущего монстра, но также некроманта, заклинателя и повелителя мертвецов.

 

Именно Стокер устами своего героя профессора Абрахама Ван Хелсинга заложил традицию — именовать вампиров загадочным румынским словом "носферату" — буквально "неумерший", лучше сказать по-русски "нежить". Писатель так и переводил его с румынского на английский — Un-Dead.

 

Роман "Дракула" имел столь небывалый по тем временам успех, что в 1900 году даже был напечатан в мягкой обложке — так называемым шестипенсовым изданием. Автор едва не дожил до появления первой экранизации своего романа. Любопытно, но первый фильм о вампирах — трёхминутная кинолента французского пионера синематографа Жоржа Мельеса "Замок дьявола" (1896), изображавшая превращение летучей мыши в инфернальное существо — предшествовала появлению культовой книги о вампирах. В современных европейских языках слово дракула, изначально означавшее и дьявол и дракон, имеет только одно значение, связанное с вампиризмом.

 

Брэм Стокер скончался в Лондоне 20 апреля 1912 года из-за прогрессирующего паралича (по другим сведениям, от последствий сифилиса). После него осталась вдова, урождённая Флоренс Анна Лемон Бэлкомб (Florence Anne Lemon Balcombe) — знаменитая ирландская красавица, на руку и сердце которой в своё время среди прочих претендовал писатель Оскар Уайльд, и сын Ноэл, родившийся в 1879 году.

 


Игорь Буккер
www.pravda.ru

Картина дня

наверх