![]() |
В нынешнюю кампанию было вовлечено не меньшее число частей и подразделений ВВС и Авиации Сухопутных Войск. С объявлением ее "окончательного этапа" к лету 2000 года присутствие авиационных сил на территории Чечни ограничили парой вертолетных эскадрилий Авиации СВ смешанного состава на Ми-8 и Ми-24, развернутых на аэродромах Ханкала и Грозный-Северный (бывшем городском аэропорту и базе училища ДОСААФ). К "поддержанию порядка", по мере необходимости, привлекаются также самолеты фронтовой авиации с близлежащих аэродромов СКВО - в первую очередь, штурмовики Су-25 из Буденновска и Моздока.
После известных рейдов боевиков на Кизляр и Буденновск оборону окрестных аэродромов должным образом усилили. Прежде лежащие в голой степи стоянки и гарнизоны прикрывали разве что КПП на въезде да жиденькая "колючка". Вокруг авиабаз развернули блок-посты, доты из бетонных блоков, ввели патрулирование бронетехники и, в обязательном порядке, окопали по периметру рвами - простым и надежным средством преградить в степи любое движение. Эти меры коснулись не только приграничных аэродромов Ставрополья, Краснодарского края и Дагестана, но и гарнизонов Поволжья, удаленность которых не могла служить гарантией от диверсий.
Эти средства предосторожности были не единственными. К выполнению боевой работы стали широко привлекать приходящие посменно эскадрильи и полки из дальних округов, принимая меры но сокрытию их "обратного адреса" - пыль от взорванных домов в российских городах еще не осела и никому не хотелось принести войну домой. Это не было пустыми страхами: стоило вездесущим журналистам дать репортаж о семье штурмана Су-24 С.Смыслова, сбитого в ноябре 1999 года и бежавшего из плена, как по их следам наведались подозрительные гости с предупреждением, что домой летчику лучше не возвращаться, да и родным лучше убираться подальше из собственного дома. Радиоперехваты также подтверждали - летчики, доставляющие боевикам массу неприятностей, остаются для них первыми врагами. После этого неприязненное отношение к телекамерам, а то и отказ позировать уже не кажутся перестраховкой.
Большинство участников нынешней кампании уже имеет за плечами не одну войну, успев отметиться в Чечне в прошлый раз, поучаствовать в "горячих точках" бывших союзных республик и побывать в Афганистане (где, опять-таки, многие бывали не по одному разу). Причиной стал обнаружившийся в последние годы недостаток классных летчиков, способных выполнять боевые задачи в сложных условиях - явление неудивительное при мизерном налете нынешнего "молодняка", по приходу из училищ вынужденного довольствоваться считанными часами в воздухе с редким выполнением упражнений. Между тем, опытные летчики и техсостав уходят, с каждым годом усугубляя проблему.
Что же касается "обезлички" в чеченской войне, то знающие летчики еще со времен Афганистана имели представление о настоящей охоте, ведущейся за приметными машинами. Уже тогда на вертолетах спецназовских эскадрилий избавлялись от бортовых номеров, выдающих принадлежность машин. К несчастью, основательность этих опасений была подтверждена самым трагическим образом: 12 января 2000 года при посадке Ми-8 Героя Советского Союза Н.С.Майданова попал под огонь из засады и был расстрелян из пулеметов. Стрельба велась прицельно по кабине, в которой на рабочем месте погиб сам командир и был тяжело ранен штурман. Пули задели и борттехника, сумевшего все же посадить вертолет.
С самого начала закрашивание всех индивидуальных примет - эмблем, рисунков и бортовых номеров - стало едва ли не обязательным правилом перед командировкой в Чечню. Подбором краски в тон камуфляжу никто особо не утруждался, все делалось на скорую руку и, в лучшем случае, на бортах появлялись смачные пятна цвета хаки или молодой зелени, а если подходящей краски не было под рукой, то и радикально черного цвета - когда бесформенные, а когда и строгие черные прямоугольники и квадраты, в стиле Малевича (говорят, он нарисован десять вариантов своей знаменитой картины, но девять из них просто не получились). Тем, кто пренебрег замазыванием номеров, помогли особенности эксплуатации на месте - через считанные месяцы работы выхлоп сопел двигателей, хлещущий у "восьмерок" и "двадцатьчетверок" назад-вниз, как раз на номера и звезды, делал их слабо различимыми. А уж копоть от двигателей в жарком и пыльном воздухе Чечни становилась такой, словно на заправку шел местный "паленый" керосин (к слову, охота за подпольными нефтеперегонными заводиками чеченских "предпринимателей" оставалась одной из задач вертолетчиков - у иных полевых командиров имелось до десятка скважин и "самогонных агрегатов", а подрыв "бандитской экономики" лишал их необходимых для войны средств). К числу прочих основных задач относилось патрулирование режимных зон с досмотром подозрительного транспорта, сопровождение транспортных колонн,
введенное после ставших почти регулярными нападений и обстрелов, авиационная поддержка наземных войск в операциях и "зачистках" и будничная монотонная работа по перевозкам и снабжению частей и застав.
Конструктивные доработки перед отправкой в Чечню сводились к восстановлению разработанных еще "под Афган" и хорошо себя зарекомендовавших установок пулеметов ПКТ в носу и кормовом люке (в обычное время они не использовались и дожидались своего часа на задворках частей). Попутно проверялась работа АС О с тепловыми ловушками к станции помех "Липа" для защиты от ПЗРК. "Уши" эжекторов на соплах двигателей не монтировались, так как они порядком "съедали" мощность, а применение ПЗРК, внушавших наибольшие опасения, было крайне редким (использовать доставшиеся боевикам отечественные "Стрелы" и "Иглы" по "своим" самолетам и вертолетам не давала предохранительная блокировка, а закупать у арабов очень недешевые "Стингеры" прижимистые полевые командиры не торопились).
Закрашивание номеров и эмблем не было общим правилом - кто-то не придавал этому значения, но кое-где, разойдясь, замазывали и звезды (в одной из эскадрилий, обнаружив поутру вертолеты "без роду, без племени", командир ворчал: "Дали краску Буратине!"). В то же время, среди "чеченских" вертолетов встречаются и машины, не просто приметные, но вызывающе непохожие на собратьев белоснежной окраской. Эти элегантно выглядящие "восьмерки" отнюдь не принадлежат ООН-овским формированиям, несмотря на броские буквы "UN" на бортах (в конце концов, операция в Чечне не "миротворческая", а "контртеррористическая"). В свое время этим машинам случилось побывать в разных "горячих точках" в составе кон-тингентов ООН.
По возвращении домой и прохождении регламента вертолеты с достаточным запасом ресурса становились первыми кандидатами при сборах в длительную командировку в Чечню.
Перекрашивать их никто не торопится - ООН-овская служба остается в числе престижных (и прибыльных), да и при нынешнем дефиците всего и вся в редком полку отыщется достаточно краски для восстановления прежнего "маскхалата", подтверждением чему служат ношеные и латаные вертолеты в выцветшем истертом камуфляже, не освежавшемся "от рождения".
Там, где вертолеты прошли процедуру с избавлением от "родимых пятен", вопрос сочли закрытым. Однако, необходимое не стало достаточным, и по прошествии нескольких месяцев сами по себе на бортах рядом с недавно замазанными стали появляться новые эмблемы и даже собственные имена. То ли проявились свойства русской души, не склонной ограничиваться простым исполнением команды (особенно, получив в руки краску), то ли нудные будни пропыленных полевых аэродромов требовали чем-то скрасить работу, но то одна, то другая машина стали выделяться рисунками, отражавшими склонности экипажей и местный колорит.
Свежие комментарии