Тайну творчества постичь невозможно, как и рационально истолковать удивительные и подчас трагические случаи, связывающие искусство и жизнь.
На фото: Портрет Столыпина кисти Репина. Как только картина была завершена, Столыпин погиб от смертельного выстрела.
Почему скоропостижно умерли жена Рубенса, Изабелла, с которой художник писал почти всех своих мадонн, и натурщица Гойи герцогиня Альба?
Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит!» — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю». Это отрывок из повести Гоголя «Портрет». В данном произведении рассказывается о портрете, который обладал сверхъестественной силой. Покупая картину, молодой художник и не подозревал, что тем самым обретет свою погибель...
Конечно, это художественный вымысел, фантазия, не имеющая к реальности никакого отношения... Но явление, о котором поведал писатель, обрисовано настолько реалистично, что читая произведение, чувствуешь, как мороз идет по коже. «Такова сила писательского гения Гоголя», — скажете вы... Безусловно. Однако дело тут не только в этом.
СМЕРТОНОСНЫЕ ПОРТРЕТЫ
Как часто, находясь в картинной галерее, мы ловим себя на мысли, что не способны отвести взгляд от того или иного портрета? Эти таинственные глаза ренуаровских женщин, странные, угловатые лица на портретах Модильяни... Чем дольше разглядываешь их, тем сильнее ощущаешь какое-то особое их воздействие. Будто художник запечатлел не только внешность человека, но и сохранил вместе с ней и самую суть его души.
Между художником и его натурщиком устанавливаются полумистические связи. И чем они сильнее, тем глубже отпечаток работы художника на судьбе того, кто ему позировал. И нередко этот отпечаток бывает смертельным.

Жена Рубенса, Изабелла, с которой художник писал почти всех своих мадонн, скоропостижно умерла в 35 лет. Натурщица Гойи, герцогиня Альба, позировавшая для картин «Маха», скончалась через три года после написания первого портрета. Покончили с собой и две жены Пикассо, чьи портреты также известны всему миру...
Не слишком ли много совпадений? В 30 лет от чахотки скончалась жена Рембрандта, Саския, которую великий голландец изобразил на картинах «Даная» и «Флора». Трое детей художника, которых он тоже много рисовал, умерли в младенчестве. Композитор Мусоргский и писатель Гаршин получили свои портреты от Ильи Репина за считанные дни до своей кончины. Роковым стал и портрет премьер-министра Столыпина кисти того же Репина. Как только картина была завершена, Столыпин погиб от смертельного выстрела!Кому не известен знаменитый портрет графини Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского? Говорят, что Лопухина умерла через три года после написания портрета без всякой на то видимой причины.
То же самое произошло и с мальчиком Васей, с которого Перов рисовал одного из персонажей картины «Тройка». Кстати, позирование художнику издавна считается плохой приметой, и многие матери из суеверия запрещали своим детям работать натурщиками. Мать Васи также предчувствовала недоброе, но уберечь сына так и не смогла.
Этим мистическим случаям можно попытаться дать объяснение. Считается, что чем одареннее художник, тем больше своей энергии он передает холсту.
А энергия эта может быть как созидательной, так и разрушительной. Когда художник находится в сильном возбуждении, а именно в таком состоянии, как правило, пишутся портреты, то и мазки он кладет неровно.
Если приглядеться, они будто «пляшут». Безусловно, человеческий глаз не способен уловить все эти отклонения от нормы, но мозг натурщика воспринимает подобные колебания и сдвиги вполне отчетливо — на уровне подсознания, которое почти как гипноз запускает программу на самоуничтожение.
ДЖОКОНДА В ДЫМУ
Если мы говорим о таинственных портретах, то, конечно же, должны упомянуть тот, который по праву может называться самой большой загадкой всех времен. Речь, разумеется, идет о «Джоконде» (портрете Моны Лизы) Леонардо да Винчи. Люди, заколдованные магией необъяснимого обаяния, часами смотрят на спокойное с полуулыбкой лицо. Женщина с портрета будто что-то скрывает от всех, кто на нее смотрит, и одновременно насмехается над ними. Здесь непостижимо все: замысел, образ женщины, метаморфозы, которые происходят с ее лицом...
Гениев, подобных Леонардо да Винчи, природа не знала ни до его рождения, ни после его смерти. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной, почти божественной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Словом, физик и лирик в одном лице.Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, имя которой так и осталось неизвестным, с самого детства Леонардо был странным ребенком. К примеру, писал он справа налево, при этом буквы «переворачивал» так, что текст можно было прочитать только с помощью зеркала.
Откуда Леонардо получал уникальные знания, которые невозможно было найти ни в одной из современных ему книг, неизвестно до сих пор. Тем не менее он использовал их как в художественном творчестве, так и в многочисленных изобретениях, многие из которых увидели свет лишь в XX в.
Среди этих изобретений в первую очередь стоит назвать вертолет, который Леонардо сначала увидел во сне. Несмотря на то, что вертолетом сегодня никого не удивишь, леонардовский летательный аппарат, который был сконструирован только в 2008 г. японцами, поражает всех.
Есть и другие зашифрованные чертежи и рисунки, над истолкованием которых до сих пор бьются виднейшие ученые.
Загадка «Джоконды» была разгадана в XX в., правда, лишь отчасти. Великий живописец при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеяния, отсутствия четких границ между предметами на полотне. Для того чтобы упражняться, художник специально окуривал дымом помещение, где работал. Окутанные клубами дыма образы потом появлялись на его полотнах. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.
Получается, что самая таинственная картина разгадана? Не совсем. Ученые только выяснили, как художник работал над своими шедеврами. Но понять — еще не значит повторить...
И еще одна маленькая деталь. Работая над «Джокондой», Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к тому моменту, как прекратил писать картину.
Надо оговориться, его самая совершенная и таинственная картина так и осталась недописанной. Леонардо да Винчи тяготел к незавершенности работ. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был абсолютно прав. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.
КНИГИ С ТОГО СВЕТА
Спиритический сеанс был назначен на 8 июля 1913 г. Такие сеансы не были редкостью в доме Перл Каррен, и она сама относилась к ним иронично, хотя и с интересом. Для привлечения духов в этот раз была использована доска Оуиджа. Считалось, что с ее помощью контакт наступает быстрее. Перл, конечно, была готова ко многому, но то, что произошло буквально через несколько минут, ввергло ее в состояние шока. Указатель вывел сообщение: «Я жила много лун тому назад. Я приду опять. Мое имя Пейтинс Уэрт».
Уэрт рассказала о себе только то, что она родилась в 1649 г. в Англии, в бедной семье. Она никогда не была замужем, поехала в американские колонии, где и была убита во время индейской резни. А после этого Уэрт начала диктовать что-то вроде рассказа или повести. Такие сеансы для простой домохозяйки, далекой от литературной практики — как писательской, так и читательской, стали постоянными.
За пять лет общения с духом Пейтинс Уэрт, она записала десятки поэм, пьес, рассказов, эпиграмм, аллегорий и четыре исторических романа. Все эти произведения вышли в 29 томах и насчитывают около 4 млн слов. И вот еще один сверхъестественный факт: за день Каррен успевала записывать до 22 стихотворений. Какому поэту такое под силу?
Общение с духом Пейтинс Уэрт прервалось тогда, когда Перл забеременела. Ей было 37 лет, и это была ее первая беременность, проходившая очень тяжело. Организм ослаб и перестал воспринимать литературные сигналы с того света.
Свежие комментарии