На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 720 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Жигулевские горы

 

Фотографии нажмите для увеличения

 

Вдоль правого берега реки Волги на 70 километров протянулись Жигулевские горы. Напротив города Тольятти,у слияния рек Уса и Волга, находится две горы: Молодецкий курган и Девья гора, про которые сложено не малолегенд.

 

Рассказывают, что давным-давно на месте Жигулевских гор простиралась бесконечная равнина. Земля была здесь очень плодородная: бросишь зернышко, вырастит пшеница в человеческий рост. Хорошо люди здесь жили, дружно, в песнях славили свою землю. И так бы и жили дальше, да только узнали о них злые кочевники, которые жили на другом берегу Волги. У кочевников не было своей земли, а на жизнь они зарабатывали разбоем.

 

 

И вот решили кочевники напасть на благодатный край. Нашли лодки, вооружились с ног до головы и поплыли к противоположному берегу. Нотам встретил их грозный окрик: «Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите пока не поздно». «Кто это говорит? Слыхал?». В страхе стали кочевники оглядываться. Неужели трудолюбивый народ прослышал об их нападении и подготовился, но, приглядевшись, увидели, что на берегу стоят всего лишь парень и девушка: «Всего двое. Ишь, смелые какие». Начали разбойники стрелять из луков, но смельчаки стоят, как вкопанные, ничего им не делается. Не понимают чужестранцы, что происходит. Пригляделись получше, а это не люди, это горы. Только что был ровный берег, и вдруг непреступной стеной встали два степенных утеса с отвесными скалами. Поняли чужестранцы, что добыча не будет легкой, да поздно уже было. Могучая Волга подняла свои мощные волны и перевернула вражеские корабли. Звали жадные кочевники на помощь да бесполезно. Никто их не услышал. С тех пор на крутом берегу Волги стоят два утеса. Один называют Молодецки курганом, а другой Девьей горой.

 

Красивейшее место в среднем течении Волги еще сотни лет назад получило название Самарская Лука - от слова излучина. Больше всего известна северная возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами.

 

По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны, Самарская Лука внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения. Однако волжская излучина уже довольно давно внесена еще в один, не менее известный перечень,

 

составленный организациями, исследующими аномальные явления. Так, по их мнению, необычные и во многом таинственные процессы проявляются в Жигулевских горах в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, если ученые еще только-только начинают обобщать материалы о жигулевских аномальных явлениях, то для старожилов этого волжского края всякая там чертовщина уже давно не вызывает удивления. Во всяком случае, чудесами такого рода изобилуют местные байки и былины, которые самарские исследователи родного языка начали записывать в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что некоторые из жигулевских легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, но все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве России.

 

На Самарской Луке и в Жигулевских горах по сей день стоят деревеньки, чья история насчитывает немало сотен лет. Это, например, такие села, как Ширяево, Подгоры, Валы, Аскулы, Торновое, Шелехметь и многие другие. Сведения о самых первых жителях теряются где-то в глубине веков, и потому даже известный путешественник Паллас, побывавший в здешних краях в 1768 году, называл эти села старинными. Неудивительно, что за сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне довольно часто сталкивались с чем-то таинственным и необъяснимым, и это затем оставалось в памяти народа в виде легенд и былин.

 

 

Одну изтаких историй в период между 1870 и 1875 годами собиратель самарского фольклора Садовников услышалв селе Ширяево - в том самом, в котором примерно в это же время Илья Репин писал Бурлаков на Волге. Вот что рассказывали местные жители.

 

Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Иван думает: До дома еще верст семь, не больше, к полуночи доберусь, а воз разгружу завтра.

 

 

Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела, Неужто волки? - вздрогнул Иван. - Да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой-то так близко к человеческому жилью не выходят. Подумалось ему и о медведе. Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой!

 

 

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев. Жигулевские сказки и сегодня рассказывают, что можно попасть в отполированные норы Хозяйки. На четвереньках в аккурат влезть в них можно. Кто проползал видел на том конце, то, что было желанно сердцу. Кто море, кто степь, кто горы или лес.

 

В I тысячелетии до нашей эры в Среднем Поволжье жили племена, в которых, как установили археологические раскопки, особо почетное положение занимали женщины. Они были хорошо вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами, посвященными в древние таинства. Для их погребения возводили огромные курганы. Один из таких курганов был раскопан у села Гвардейцы Борского района в 70-х годах XX века. В могиле наряду с бусами и глиняными пряслицами от веретена были найдены железный кинжал и наконечники стрел. Вот вероятно, откуда берут свой исток легенды о Волжской Амазонии.

 

 

Предание Завет Бориславны сообщает, что некая русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на востоке!) сокровища в Жигулях, под скалистым курганом. Курган заповедный и сам перед героем в сужденый час раскроется. И будут ему (герою) в награду все укрытые богатства.

 

Образ Бориславны тесным образом перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анна-Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. Когда крепость пала, Анна бежала в горы. Для ее поимки враги послали целую армию, но княжна исчезла. Легенды рассказывают, что враги долго преследовали ее тень женщину на белой лошади. Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями… А княжна укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон. Образ Волжской богатырши Бориславны удивительно схож с европейским образом альбигойской Марии Магдалины легендарной хранительницей Грааля. Грааль священная чаша, или камня, что был ниспослан с неба. Согласно западноевропейским преданиям Магдалина укрыла Грааль (сокровище с востока) в одной из пещер на реке Роне, где-то недалеко от горного пика Монсегюр.

 

Еще ближе смыкается образ царицы Анны-Патерь и графини Эсламонды де Фокс. Многие отказывались верить в смерть графини после разрушения Монсегюра. Ее считали хранительницей Грааля и верили, что она погружена в сон в одной из пещер, которых было много в горе, на которой стоял замок. Хранительница пробудится в день Страшного Суда. Рассказывают, что иногда в Жигулевских горах можно видеть призрак Анны, женщины в царском облачении с факелом в руках, горящим таинственным голубоватым пламенем. Если светит полная луна, ее бывает видно совершенно отчетливо.

 

С царицами Жигулевских подземелий легенды связывают и развалины древних городищ, найденных археологами на горе Манчиха, Белой Горе, Давыдовой горе.

 

В преданиях поволжских аборигенов есть и отважная дева Манчиха.

 

Самарским спелеологам известны ходы на восточном склоне Белой Горы напротив Каменного озера. Самый большой ход извилистый коридор, кончающийся куполообразной камерой. Дальше завал из крупных глыб. Стены пещеры покрыты льдом, низкая температура наблюдается здесь круглый год (до 15 град. С). Спелеологи объясняют это тем, что внутри горы находятся значительные пустоты, порождающие устойчивую тягу воздуха. В окрестностях горы известно еще несколько более мелких пещер, полностью закрытых льдом.

 

Другая Повелительница Гор Жигулевских колдунья Маринка (имеется в виду Мария Мнишек, жена Лжедмитрия I, которая после смерти мужа с верными ей силами бежала в Поволжье). Она жива до сих пор и живет где-то в горе, чарами чарует, бродячими кладами повелевает.

 

До середины второй половины XVIII столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили добры молодцы и калика перехожий. Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией. В Жигулях до настоящего времени есть Девья гора (более поздние названия Девичья гора, Девичий курган), про которую сложены легенды. Выдающийся немецкий поэт Пауль Флеминг в 1634 г. опубликовал о ней сонет «Девья гора». Девья гора стоит около Молодецкого кургана. Легенда объединяет Девью гору и Молодецкий курган: будто бы жила в лесу девица-отшельница, которая полюбила парня-охотника, а он её (сюжет не оригинальный, явно языческий и распространённый у других народов).

 

Жигулевские легенды о Девах хорошо перекликаются с чешскими преданиями VII века о красных девах Власты. Подобно сказочной правительнице Анне, Власта владела неприступной крепостью на горе Видовле. Ее владения также считались Амазонией. Она самодержавно правила своей страной, устанавливая довольно странные законы. Под крепостью Власты простиралось обширное подземелье, где перед последней битвой ее женщины -воины укрыли сказочные сокровища. Клада этого до сих пор не нашли.

 

Более поздние сказания сообщают о кладах и гробницах дев-богатырок в горах Жигулевских. В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайное подземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Редкостные яства на широких каменных столах. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом бочки с золотом, серебром, бриллиантами. А до Спаса далече. Перед ними лампада теплится.

 

С течением времени в Поволжье образ Хозяйки гор постепенно замещается образом некоего мага-колдуна.

 

Центральная усадьба Жигулевского заповедника находится в поселке Бахилова Поляна, административно подчиненном поселку Зольное, входящему в состав города Жигулевска. Рядом с п. Бахилова Поляна проходит автотрасса Жигулевск-Ширяево, расстояние по ней до г. Жигулевска составляет 40 км, а в противоположном направлении до п. Зольное – 10 км. Пос. Бахилова Поляна находится на берегу р. Волги (Саратовского водохранилища), по которой проходит скоростная линия речного транспорта Самара – ГЭС им. В.И.Ленина. Ближайшие пристани: Жигулевск – в 17 км вверх и Зольное – в 10 км вниз по р. Волге. Расстояние до ближайшего аэропорта (Курумоч, Самара, Куйбышев) составляет 90 км.

 

Жигулевские горы, расположенные на Средней Волге у южной границы лесостепи, являются единственными горами тектонического происхождения на необъятной Русской равнине. Хотя высота гор не достигает 400 метров над уровнем моря (высшая точка – 381,2 метра), формы вершин, склонов, долин имеют выраженный горный характер. Многие вершины Жигулей венчают скалы и утесы, склоны гор круто обрываются к реке Волге. Вдоль правого берега Волги они протянулись на 70 километров. Жигули сложены осадочными породами – известняками и доломитами, образовавшимися в далеком геологическом прошлом на дне теплых морей.

 

Большая часть склонов покрыта широколиственными лесами, по гребням и крутым склонам растут горные сосновые боры. Среди зелени лесов хорошо выделяются участки каменистых степей на южных и юго-западных склонах. Каменистые россыпи, образовавшиеся на склонах в результате разрушающего действия воды, тепла и холода, ветра спускаются порой до дна оврагов. Глубокие овраги, заросшие непроходимыми лесами и кустарниками, пересекают Жигули в разных направлениях. Древние долины – Ширяевская, Морквашинская, Бахиловская отличаются живописным сочетанием редколесий и лугов. Они разделяют Жигули на отдельные массивы, среди которых выделяются куполовидные поднятия – Зольненское и Яблоновое, расположенные восточнее Молодецкого кургана.

 

Хвойно-широколиственные леса и горные сосновые боры, каменистые степи и скальные обнажения, широкие межгорные долины и узкие глубокие овраги, лиственные леса и остепненные луга, осокоревые леса и волжский бечевник – все это разнообразие ландшафтов создают неповторимую природу Жигулей.

http://st-serafim.clan.su/_ph/4/86921301.jpg

Жигулёвские утёсы

Самарская Лука

Жигулёвские горы

http://www.airfotovideo.ru/images/photos/medium/507b7f9ae59fede75f342d83cd401db9.jpg

http://andcvet.narod.ru/Volga/08/max/8.jpg

http://www.airfotovideo.ru/images/photos/medium/8c189eba7f2659770815dc6f59771549.jpg

Картина дня

наверх