
Попробуем в этом разобраться, но для полноты картины начнём с отправной точки – норманнских завоеваний.
Викинги терроризировали средневековую Европу на протяжении нескольких столетий. Само слово vikingar на древнескандинавском (Old Norse) означало либо "пират", либо "человек из фьорда", но тоже, в принципе, разбойник.
И скандинавская экспансия, надо признать, была довольно успешной. Одной из самых успешных в истории: варяги основали династии по всей Европе – от Сицилии до Англии. А кое-где способствовали образованию целых государств – в Нормандии или у нас на Руси, например.
![]() |
![]() Династия, основанная викингами (вернее, различные её ответвления), фактически правила Русью вплоть до Ивана Грозного. Помните, как в "Борисе Годунове" негодовали "природные и Рюриковой крови" представители древних боярских родов? Кстати, одной из самых популярных гипотез этимологии слова "русь" является как раз варяжская: это было, предположительно, название или самоназвание восточного (шведского) крыла викингов. Светло-зелёным на карте отмечены территории, где викингам – хотя бы на какое-то время – удалось создать свои государства. Это помимо тех территорий, что они просто захватывали (иллюстрация с сайта wikimedia.org). |
Были они пионерами и в освоении Северной Атлантики, став первыми европейцами, ступившими на американскую землю около 1000 года нашей эры. Известная история.
Но "открытие" Нового Света было по сути лишь побочным продуктом другого смелого проекта – колонизации Гренландии. Поселение викингов продержалось на этой земле около 450 лет (а может, и 500) и всё это время было едва ли не самым отдалённым уголком Европы. А потом исчезло.
Несправедливо: в те героические времена лавры отважных покорителей и прочие эпические почести доставались исключительно южному форпосту христианского мира – Иерусалимскому королевству.
Однако в последнее время интерес к истории скандинавской Гренландии, пожалуй, не меньший, чем к хроникам крестовых походов. Учёные задаются вопросом: как могла под боком у Европы исчезнуть целая страна, что послужило тому причиной, каковы пределы адаптации человека к климату и может ли негативное влияние людей на окружающую среду привести к гибели нашего вида?
В общем, викингам бы это понравилось, поскольку превыше всего они ценили возможность прославить себя в веках.
![]() |
![]() Помимо Гренландии норманнские общества были основаны в Исландии, а также на Оркнейских, Шетландских и Фарерских островах. Единственным археологически достоверным поселением викингов в Америке признано обнаруженное ещё в 1960 году Л’Анс-о-Медоуз (L'Anse aux Meadows) на территории современной Канады в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор (иллюстрация The Map Studio, Osprey Publishing). |
Прелюдией к колонизации самого большого в мире острова стала невероятная активизация древних скандинавов начиная со второй половины VIII века.
В то время викинги жили в буквальном смысле на задворках Европы: римское влияние их практически не коснулось, и все достижения цивилизации проникали туда в последнюю очередь.
Экспансионистский пыл основной массы германцев, вылившийся во всем известное "Великое переселение народов", у скандинавов немного припозднился. И поэтому, вероятно, стал столь заметным явлением: в VIII-XI веках норманны-датчане-варяги были одной из самых заметных сил на политической карте Европы.
У местного населения было два преимущества: во-первых, это ценные ресурсы – пушнина, шкуры морских животных и воск, а во-вторых – причудливая береговая линия, которая способствовала тому, что северяне стали искусными мореплавателями. Выход к морю у них тоже имелся – и никаких окон прорубать не пришлось.
![]() |
![]() Служили три товарища… Скандинавские воины IX-XI веков. Такие гости частенько оказывались у ворот богатых торговых городов (иллюстрация Angus McBride/The Vikings: Voyagers of Discovery and Plunder/Osprey Publishing) |
Постепенно скандинавские купцы наладили маршруты до конечных рынков сбыта – туда, где за их изделия щедро платили золотом.
Богатство чужеземцев настолько вскружило голову некоторым товарищам, что в один прекрасный день они решили ничего из товаров народного потребления с собой не брать. Зато в избытке запаслись холодным оружием и прочими недобрыми приспособлениями.
Так удачливые торговцы превратились в "викингов" – морских разбойников. Отметим между тем, что во главу угла они всё равно ставили материальную выгоду в любых её проявлениях. Выражаясь современным языком, были рискованными и при этом не очень разборчивыми в средствах бизнесменами.
Свежие комментарии