На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 720 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Информационное поле

Информационное поле

Информация — одно из общих понятий, связанных с материей. Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

Существование информации, как объективного свойства материи, логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи — структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов. Структурность материи проявляется как внутренняя расчленённость целостности, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Иными словами, любой материальный объект, от субатомной частицы до Метавселенной (Большой взрыв) в целом, представляет собой систему взаимосвязанных подсистем. Вследствие непрерывного движения, понимаемого в широком смысле как перемещение в пространстве и развитие во времени, материальные объекты изменяют свои состояния. Состояния объектов изменяется и при взаимодействиях с другими объектами.

Множество состояний материальной системы и всех её подсистем представляет информацию о системе.

В зависимости от материальной формы носителя, информация бывает двух основных видов — аналоговая и дискретная. Аналоговая информация изменяется во времени непрерывно и принимает значения из континуума значений. Дискретная информация изменяется в некоторые моменты времени и принимает значения из некоторого множества значений.

Любой материальный объект или процесс является первичным источником информации. Все возможные его состояния составляют код источника информации. Мгновенное значение состояний представляется как символ («буква») этого кода.

Для того, чтобы информация могла передаваться от одного объекта другому как к приёмнику, необходимо, чтобы был какой-то промежуточный материальный носитель, взаимодействующий с источником. Такими переносчиками в природе, как правило, являются быстро распространяющиеся процессы волновой структуры — космические, гамма и рентгеновские излучения, электромагнитные и звуковые волны, потенциалы (а может быть и ещё не открытые волны) гравитационного поля.

При взаимодействии электромагнитного излучения с объектом в результате поглощения или отражения изменяется его спектр, т.е. изменяются интенсивности некоторых длин волн. Изменяются при взаимодействиях с объектами и гармоники звуковых колебаний. Информация передаётся и при механическом взаимодействии, однако механическое взаимодействие, как правило, приводит к большим изменениям структуры объектов (вплоть до их разрушения), и информация сильно искажается. Искажение информации при её передаче называется дезинформация.

Перенос информации источника на структуру носителя называется кодированием. При этом происходит преобразование кода источника в код носителя. Носитель с перенесённым на него кодом источника в виде кода носителя называется сигналом.

Строго говоря, в силу инфинитности (неопределённости, бесконечности) свойства структурности, количество объективной информации в любом материальном объекте бесконечно.

Совокупность информации, транслируемой всеми объектами окружающего мира (вселенная, мегавселенная) как воспринимаемой органами чувств и современными техническими устройствами, так и теми которые мы воспринимать пока не можем, называется информационным полем.

Приведённое определение информации полностью удовлетворяет задаче этой статьи — раскрытию процесса самопознания..

Многие современные исследователи путают информационное поле с ноосферой и учением о ноосфере В. И. Вернадского, что приводит к неправильным выводам и формулировкам. Поэтому, чтобы впоследствии не возникало заблуждения, я приведу определение для ноосферы:

Ноосфе́ра — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

В ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается, как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это, скорее, не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм.

Итак, наше тело обитает в среде, которая буквально «нашпигована» информационными потоками. Приёмником и передатчиком получаемой из внешней среды информации, является мозг. Природа предусмотрела естественные фильтры, которые позволяют нам получать только ту информацию, которая необходима для нашей жизнедеятельности. Поэтому наши органы чувств, способны перерабатывать только узкий спектр информационных потоков.

Орган чувств — сложившаяся в процессе эволюции специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней и внутренней среды организма.

Дистантные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.

Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение.

По мере расширения сфер ваших интересов, которые не обязательно должны быть практическими, но в первую очередь познавательными, у вас происходит расширение спектра воспринимаемой информации. Этот процесс может занимать как доли секунды, так и продолжаться десятилетиями. Иногда, под влиянием воздействия внешней среды (травмы, ушибы, катаклизмы, природные явления, психологическое перенапряжение и т.д.), фильтрация получаемой информации, может измениться как в сторону расширения, так и в сторону сужения. Например, получение экстрасенсорных способностей или частичная потеря зрения, слуха, обоняния и осязания. В этом случае самопознание открывает нам новые возможности по расширению существующих и приобретению новых рецепторов восприятия.

Рецептор — сложное образование, состоящие из терминалий (нервных окончаний) дендритов чувствительных нейронов, глии, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды (раздражитель) в нервный импульс.

Информация — это своеобразный вид энергии, и, как любая энергия, она может пойти во благо организма или убить его. Поэтому расширение диапазона восприятия на первых этапах влечёт за собой некоторые серьёзные проблемы, связанные с повышенной чувствительностью к атмосферным и солнечным явлениям. Затем организм адаптируется и эти новые ощущения вы воспринимаете как обычные явления природы.

Информационное поле имеет обладает специфическими свойствами, присущими только ему. Одно из этих свойств — постоянная локализация в пространстве, независимо от локализации составляющих его источников. Информационное поле пронизывает всю нашу вселенную, и нет смысла говорить о скорости его распространения — оно везде и всюду. Помимо того, что каждый материальный объект создаёт своё, присущее только ему, информационное поле, эти поля взаимодействуют между собой и окружающим пространством. Их взаимодействие проявляется как на уровне информационного обмена, так и на уровне изменения пространственной структуры вокруг себя. Например, рост кристаллов — это изменение структуры пространства, а фиксация внимания человека на каком либо предмете — это информационный обмен.

Информационный обмен бывает осознанным и неосознанным. Неосознанный информационный обмен происходит постоянно между различными системами и является основополагающим взаимодействием всех элементов информационного поля вселенной (Системы).

Осознанный информационный обмен происходит между объектами, способными самостоятельно анализировать и обрабатывать информацию. При активном информационном взаимодействии двух объектов создаётся «временный рецептор» или «поле взаимодействия», посредством которого сканируется та или иная информация об их строении, характеристиках и координатах в пространстве. При длительном взаимодействии это «поле взаимодействия» становиться самостоятельным энергетическим образованием, существующим за счёт внутренней энергии взаимодействующих объектов. Это «поле взаимодействия» в эзотерике и мистике называют эгрегором.

В соответствии с законами формообразования, эта полевая структура обретает свою, специфическую форму и ведёт самостоятельный образ жизни, вступая в энерго-информационный обмен с другими объектами природы, но это взаимодействие ограничено информационными фильтрами образующих их объектов-носителей. Если информационный обмен между двумя объектами расширяется путём подключения к этому обмену других образований, то эгрегор усиливается и начинает приобретать качества, которые недоступны его составляющим частям.

После достижения «критической массы» — определённого числа составляющих, единичных источников информации, эгрегор становится персональным образованием во вселенной, обладающим своими индивидуальными качествами личности. Таким образом, все объекты, находящиеся в длительном взаимодействии, образуют в информационном поле устойчивые энергетические образования — эгрегоры. Эгрегор можно назвать коллективным бессознательным.

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» («Über das Unbewußte und seine Inhalte», CW 7 и является центральным понятием аналитической психологии. Позднее заменён им на более точный термин «объективная психика», а впоследствии на «трансперсональное бессознательное».

В отличие от данного определения, эгрегор является более ёмким понятием, включающим в себя не только бессознательное, но и сознательное и представляет собой объективную реальность взаимодействия информационного поля с источниками информации. Существование эгрегоров как части информационной структуры вселенной ещё не понято и не осознанно многими людьми. Хотя в биологии есть определение уровней организации жизни, которое наиболее точно отражает присутствие эгрегоров.

Уровни организации жизни (уровни организации живой материи) — структурная организация биосистем, отражающая их уровневую иерархию в зависимости от степени сложности. Различают шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.

Например, молекулярный уровень организации жизни представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.

Компоненты:

• Молекулы неорганических и органических соединений
• Молекулярные комплексы химических соединений (мембрана и др.)
• Основные процессы
• Объединение молекул в особые комплексы
• Осуществление физико-химических реакций в упорядоченном виде
• Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации
• Работа эгрегора заключается в организации коллективного взаимодействия, координации и синхронизации действий отдельных, составляющих его, элементов. Он выполняет функции приёмо-передающего и управляющего устройства в низших структурных объединениях (колонии бактерий, вирусов, молекул).

В высших, многоклеточных организмах он превращается в мозг. Мозг человека и животных — это вид эгрегора, который «материализовался» как структурная единица организма. Информационное поле постоянно пополняется новыми эгрегориальными структурами, которые впоследствии образуют определённые уровни и подуровни и входят в состав существующей иерархической структуры управления материальными и нематериальными объектами.

Развитие, расцвет и падение цивилизации можно рассматривать как процесс рождения, становления и переход на самостоятельное существование эгрегора, который обладает полной информацией о всех этапах своей истории, которая отражает и историю этой цивилизации. Переход на уровень самостоятельного существования не означает того факта, что бывшие составляющие его элементы будут им «забыты». Эгрегор переходит на новый уровень собственной эволюции и притягивает к себе все сущности, которые его составляли. Этот процесс может сопровождаться образованием нового пространственного континуума, образованного определённой совокупностью эгрегоров различного масштаба — от молекулярного и планетарного до галактического.

====

В предыдущей статье, я остановился на «Фрактальной парадигме» не случайно. Принцип самоподобия лежит в основе построения структуры информационных полей. Стремление природы к минимизации энергии любых её систем, реализовано путём создания самоподобных структурных единиц, входящих в состав эгрегора. Для ясного понимания следующего материала, нам следует уточнить некоторые понятия, употребляемые в предыдущей и данной статьях.

Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι — стражи) — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегорами обладают реликвии, памятные вещи и прочие предметы, которые, по убеждению самих людей, помогают им либо, наоборот, несут проклятие. Сила и долговечность эгрегора зависит от согласованности и численности группы.

В оккультизме эгрегор — существо, обладающее квазиразумом. За счёт существования одновременно, по оккультной терминологии, в астральном и ментальном планах, оно способно на простейшие логические операции с эмоциями и чувствами людей.

С точки зрения биоэнергоинформатики «эгрегор» — энерго-информационно-временная структура, возникающая при сонаправленных действиях группы людей с общими устремлениями. В рамках такого объединения людей предполагается взаимное развитие эгрегора и индивидуумов через обмен информацией и энергиями, что способствует развитию гипотетического «коллективного разума».

В общем случае эгрегор можно охарактеризовать, как некое порождение мыслей группы людей, действующее независимо от каждого из членов группы, а возможно, и от всей группы в целом.

Теория эгрегоров не является научной. Ближайшее по смыслу понятие в науке — «мем». Термин «мем» происходит от греческого слова μίμημα, «подобие». Понятие мема и его концепция были разработаны Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Он впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам. Докинз ввёл понятие «мема», используемого им для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры. Ламсден и Вильсон в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.

Понятие эгрегор вошло в обиход и использовалось узким кругом лиц, владеющих «тайными знаниями», когда информационные технологии, да и само понятие информации, отсутствовали. Поэтому, оно использовалось в тех областях, которые наиболее тесно соприкасались с взаимодействием между носителями информации, находящихся на разных уровнях информационной структуры вселенной. Как правило, мистики и оккультисты того времени входили в астральный план, который сам по себе является огромной информационной областью хранения и отражения прошлых и настоящих событий, происходящих во вселенной и на Земле, наполненной визуализированными информационными образами. Они активно использовали свойства эгрегора для своих личных потребностей, колдовства и изучения явлений природы. Свои опыты и знания они, как было обычно в те времена, засекретили. Нет ничего тайного, чтобы оно не стало явным, поэтому сейчас наступило время сорвать маску иллюзии, которая скрывала правду от людей многие века.

На уровне современных знаний об информации, её источниках и происхождении, понятие эгрегор приобретает более широкое значение, т.к. он является локальным и саморазвивающимся информационным блоком или полем, самоорганизующейся информационной структуры. По определению, эгрегор в понятийно-смысловом плане, полностью отвечает тем реалиям, которые возникают при взаимодействии различных материальных и нематериальных тел и образований. Мем — является одной из составных частей эгрегора.

Итак, мы остановились на том, что эгрегор биосферы Земли в результате саморазвития был интегрирован в более большую информационную структуру — эгрегор солнечной системы. В результате этой интеграции он получил доступ к источникам информации, находящимся на более высоких структурных уровнях информационного поля вселенной. После чего произошла его внутренняя достройка. В чём заключался процесс этой достройки, и зачем она была нужна?

Эгрегор солнечной системы является информационной системой планетарного уровня. Соответственно в нём был набор информационных блоков и узлов, отвечающих за управление процессами планетарного масштаба. Его интеграция с эгрегором биосферы Земли привела к тому, что биосферный эгрегор начал формирование дополнительной системы рецепторов, которые могли воспринимать более широкий спектр информационно-энергетических потоков. Поэтому информационное поле солнечной системы вышло на новый уровень иерархической системы информационных полей вселенной. На этом уровне уже существовали аналогичные информационные блоки, которые не завершили свою эволюцию в предыдущей вселенной, и, с точки зрения минимизации энергии, были вмонтированы в наш биосферный эгрегор. В результате он получил более совершенную систему рецепторов и дополнительные блоки управления, позволяющие ему взаимодействовать с новыми источниками информации.

Если в начале своего развития, эгрегор был лишь посредником и приёмо-передающим устройством (устройством сопряжения), а в дальнейшем у него сформировались свои рецепторы, позволяющие ему воспринимать более широкий диапазон информационных потоков, то на новом уровне, иерархической структуры, он приобрёл систему рецепторов второго уровня, которая позволяла ему выполнять не только функции управления источниками информации, но и вторично обрабатывать её, осмыслять и выстраивать в виде логических и психо-эиоциональных цепочек завершённых образов (мыслеформ).

По сути, это создание механизма естественного отбора внутри структуры информационного поля. Такая модернизация приводит с одной стороны к большой энергоёмкости системы, а с другой стороны — позволяет минимизировать обработку сложных информационных потоков путём их систематизации, дробления и фильтрации для выделения «нужной» и «качественной» информации, остальная часть которой утилизируется и перерабатывается в чистый энергетический потенциал различного спектра, часть которого используется им для поддержания своей жизни, а другая часть отдаётся источникам информации и «вышестоящим» (по рангу) информационным структурам.

Из всего этого можно сделать вывод, что сознание и разум — это новые, качественные и количественные свойства информационного поля источника, характеризующие его способность восприятия и обработки информации в более широким спектре информационных потоков. Кроме простых логических действий, сюда уже входит: прогнозирование, создание эмоциональных рецепторов-ретрансляторов, создание чувственных образов, и система анализа и обобщения внутренней и внешней информации.

Переход с уровня беспристрастной обработки информационных потоков к особому разделению их на «плохое» и «хорошее», на «добро» и «зло» — это новый эволюционный этап развития нашего эгрегора. Принцип разделения на эти категории явился не случайным фактором развития, а необходимостью поиска, обнаружения и утилизации «паразитических» энерго-информационных структур, которые образовались параллельно в ходе эволюционного процесса. Это также явилось следствием получения информации с более высоких иерархических уровней структуры общего (материнского) информационного поля вселенной.

После всех вышеперечисленных преобразований, эгрегор биосферы Земли интегрировал в своё поле архетипы (праобразы) новых источников информации, называемого Человеческим. Это было осуществлено в рамках программы эволюции нашей Вселенной... Интеграция произошла только на уровне архетипов, остальная часть человеческих информационных полей осталась на соответствующих уровнях и подуровнях общего информационного поля вселенной. Можно сказать так: вся история предыдущей эволюции информационного поля человека осталась в памяти вселенной, а на уровне солнечного эгрегора был взяты только архетипы. В биосфере Земли начался новый этап эволюции — создание физического тела человека. (Приблизительно 90—100 млн. лет назад — появились первые приматы.)

Не хотелось бы долго останавливаться на этом этапе, который осуществлялся обычным способом естественного отбора. Эволюционный процесс многообразен и создаёт, как правило, несколько параллельных ветвей. В данной статье рассматривается только эволюция современного человека. Нет и чётко обозначенных граней завершения этого процесса. (Завершение происходило в несколько этапов в периоде времени от 250 до 40 тыс. лет назад.)

Выше мы говорили о том, что эгрегор уже имеет свою определённую форму — древообразную структуру строения. После интеграции в свою структуру человеческого архетипа, он выделяет в себе особую, внутреннюю область, разграниченную с другими областями своей структуры в виде корневых отростков, погружённых в прозрачную сферическую оболочку. Эта область образует особый информационный блок, называемый человеческим энерго-информационным комплексом, через который происходит воплощение в тела индивидуальных сознаний людей.

<>Трансформация энергии этого блока происходит по отдельному коммуникационному каналу: человек — эгрегор биосферы — жидкая часть ядра планеты (плазма) — солнце — индивидуальная ячейка в информационном поле вселенной. Таким образом эгрегор получил возможность доступа к энергиям высших планов структуры вселенной.

Эгрегор взаимодействует с информационным полем человека через такие материальные носители как: мозг, ДНК и гены. Генетики активно изучают эти процессы и получили ряд уникальных подтверждений влияния генов на социальное поведение человека, на такие качества, как альтруизм, самоотдача, патриотизм, сочувствие и т.д и т.п.

Например, выявляются конкретные области мозга, отвечающие за те или иные аспекты наших моральных суждений. В частности, обнаружилось, что у людей с двусторонним поврежедением вентромедиальной префронтальной коры исчезает способность испытывать сопереживание и чувство вины, при полном сохранении интеллекта и всех остальных функций мозга. Эти люди на сознательном уровне прекрасно отличают добро от зла, но на практике отсутствие эмоциональной составляющей в механизме формирования моральных суждений приводит к характерным искажениям, отклонениям в работе этого механизма. Такие люди выносят моральные суждения только на основе холодного расчёта: какой из двух вариантов в итоге даст максимум пользы и минимум вреда. Здоровые люди учитывают ещё и свои эмоции.

Подобные факты говорят о существовании материальной, нейрологической основы у человеческой духовности.

Например, при помощи близнецового анализа и других методов было недавно показано, что в значительной мере от генов, а не от воспитания, зависят, например, такие наши качества, как доверчивость, благодарность, склонность к кооперации, «стремление к равенству» (эгалитаризм) и даже отчасти политические взгляды. Именно в последние годы впервые удалось получить надёжные статистические доказательства существования генетической основы таких вещей.

Хорошо известно, что поведение во многом зависит от генов, хотя о строгом детерминизме в большинстве случаев говорить не приходится. Генотип определяет не поведение как таковое, а скорее общее принципы построения нейронных контуров, отвечающих за обработку поступающей информации и принятие решений, причём эти «вычислительные устройства» способны к обучению и постоянно перестраиваются в течение жизни.

Отсутствие чёткого и однозначного соответствия между генами и поведением вовсе не противоречит тому факту, что определённые мутации могут менять поведение вполне определённым образом. Однако необходимо помнить, что каждый поведенческий признак определяется не одним—двумя, а огромным множеством генов, работающих согласованно. Например, если обнаруживается, что мутация в каком-то гене приводит к потере дара речи, это не значит, что «учёные открыли ген речи». Это значит, что они открыли ген, который, наряду с множеством других генов, необходим для нормального развития нейронных структур, благодаря которым человек может научиться разговаривать. Эгрегор обрабатывает весь этот информационный поток, в результате этой обработки он даёт «команду» на создание гена-мутанта того или иного признака.

Взаимоотношения между генами и поведением вовсе не исчерпываются однонаправленным влиянием первых на второе. Поведение тоже может влиять на гены, причём это влияние прослеживается как в эволюционном масштабе времени, так и на протяжении жизни отдельного организма.

Другой пример: распространение мутации, позволяющей взрослым людям переваривать молочный сахар лактозу, произошло в тех человеческих популяциях, где вошло в обиход молочное животноводство. Изменилось поведение (люди стали доить коров, кобыл, овец или коз) — и в результате изменился генотип (развилась наследственная способность усваивать молоко в зрелом возрасте).

Взаимоотношения с сородичами могут приводить и к долговременным устойчивым изменениям экспрессии генов в мозге, причём эти изменения могут даже передаваться из поколения в поколение, то есть наследоваться почти совсем «по Ламарку». Данное явление основано на эпигенетических модификациях ДНК, например, на метилировании промоторов, что приводит к долговременному изменению экспрессии генов.

Было замечено, что если крыса-мать очень заботлива по отношению к своим детям, часто их вылизывает и всячески оберегает, то и её дочери, скорее всего, будут такими же заботливыми матерями. Думали, что этот признак предопределён генетически и наследуется обычным образом, то есть «записан» в нуклеотидных последовательностях ДНК. Можно было ещё предположить культурное наследование — передачу поведенческого признака от родителей к потомкам путём обучения.

Однако обе эти версии оказались неверными. В данном случае работает эпигенетический механизм: частые контакты с матерью приводят к метилированию промоторов определённых генов в мозге крысят, в частности, генов, кодирующих рецепторы, от которых зависит реакция нейронов на некоторые гормоны (половой гормон эстроген и гормоны стресса — глюкокортикоиды). Подобные примеры пока единичны, но есть все основания полагать, что это только верхушка айсберга.

У человека, конечно, исследовать всё это гораздо труднее — кто же позволит проводить с людьми генно-инженерные эксперименты. Однако многое можно понять и без грубого вмешательства в геном или мозг. Удивительные результаты дало сопоставление индивидуальной изменчивости людей по микросателлитам, расположенным недалеко от гена рецептора V1a, с психологическими и поведенческими различиями. Например, оказалось, что длина микросателлитов коррелирует со временем полового созревания, а также с чертами характера, связанными с общественной жизнью — в том числе с альтруизмом. Хотите стать добрее? Увеличьте в клетках мозга длину микросателлита RS3 возле гена вазопрессинового рецептора.

Этот микросателлит влияет и на семейную жизнь. Исследование, проведённое в 2006 году в Швеции, показало, что у мужчин, гомозиготных по одному из аллельных вариантов микросателлита (этот вариант называется RS3 334), возникновение романтических отношений вдвое реже приводит к браку, чем у всех прочих мужчин. Кроме того, у них вдвое больше шансов оказаться несчастными в семейной жизни. У женщин ничего подобного не обнаружено: женщины, гомозиготные по данному аллелю, счастливы в личной жизни не менее остальных. Однако те женщины, которым достался муж с «неправильным» вариантом микросателлита, обычно недовольны отношениями в семье.

У носителей аллеля RS3 334 обнаружено ещё несколько характерных особенностей. Их доля повышена среди людей, страдающих аутизмом (основной симптом аутизма, как известно, это неспособность нормально общаться с другими людьми). Кроме того, оказалось, что при разглядывании чужих лиц (например, в тестах, где нужно по выражению лица определить настроение другого человека) у носителей аллеля RS3 334 сильнее возбуждается миндалина (amygdala) — отдел мозга, обрабатывающий социально-значимую информацию и связанный с такими чувствами, как страх и недоверчивость.

Подобные исследования начали проводить лишь недавно, поэтому многие результаты нуждаются в дополнительной проверке, однако общая картина начинает прорисовываться. Похоже, что по характеру влияния окситоциновой и вазопрессиновой систем на отношения между особями люди не очень отличаются от полёвок.

Когда мужчинам капают в нос вазопрессин, лица других людей начинают им казаться менее дружелюбными. У женщин эффект обратный: чужие лица становятся приятнее, и у самих испытуемых мимика становится более дружелюбной (у мужчин — наоборот). Пока суд да дело, окситоцин продаётся в любой аптеке. Правда, только по рецепту врача. Его вводят роженицам внутривенно для усиления маточных сокращений. Как мы помним, он регулирует и роды, и откладку яиц у моллюсков, и многие другие аспекты репродуктивного поведения.

Крупномасштабные политические проблемы впервые встали перед людьми совсем недавно в эволюционном масштабе времени. Судя по всему, для решения мировых проблем мы используем старые, проверенные генетические и нейронные контуры, которые развились в ходе эволюции для регуляции наших взаимоотношений с соплеменниками в небольших коллективах. А если так, то для понимания политического поведения людей совершенно недостаточно учитывать только социологические данные. Политологам пора объединить свои усилия со специалистами по генетике поведения, нейробиологами и эволюционными психологами.

Наш эгрегор сейчас находится на более высокой ступени своего развития, по сравнению с человечеством. Так уж устроены информационные образования — у них отсутствует инерционность из-за того, что скорость обработки информационных потоков у них очень высока и несравнима с человеческим информационным полем. Но, тем не менее, войдя в определённую фазу своей эволюции, эгрегор "тащит" за собой и человеческий фактор, а учитывая то обстоятельство, что он интегрирован в эгрегор солнечной системы, то эволюционные процессы возрастают по закону экспоненты. Сама же солнечная система имеет свои этапы развития, один из которых нам посчастливилось наблюдать сейчас. Эволюция процесс коллективный и охватывает всю биосферу и планетосферу целиком.

Продолжение следует. (В следующей части мы поговорим с вами о паразитических информационных образованиях, методах их бокировки, области их концентрации, взаимодействию их с информационным полем человека.)


Медвед Пчёлкин

Картина дня

наверх