На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 714 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...
  • Nataly
    Спасибо большое за статью. Вот сколько оказывается типов энергии человека существует. Диву даешься от разнообразия.  ...9 типов человечес...

Викинги (окончание)

  Старинное изображение викингов на кораблях
  Старинное изображение викингов на кораблях
Картина Х. Прелля «Варяги» исполнена мрачного колорита. Бурное море качает норвежскую ладью, и несутся отважные викинги-варяги в даль, где их ждут опасности и слава. Быть может, их путь лежит в далекую Русь, где варяги основали династию Рюриковичей  
Картина Х. Прелля «Варяги» исполнена мрачного колорита. Бурное море качает норвежскую ладью, и несутся отважные викинги-варяги в даль, где их ждут опасности и слава. Быть может, их путь лежит в далекую Русь, где варяги основали династию Рюриковичей  
В конце Х века стали появляться гигантские военные суда, имевшие свыше 30 банок. Первым и наиболее знаменитым стал «Длинный Змей» короля Олафа Тригвассона с 34 скамьями.

Он был построен зимой 998 года. Но «Змей» не был самым крупным боевым кораблем викингов в истории.

Известность получило и несколько 35-баночных кораблей, построенных в XI-XIII веках, — например, «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, сооруженный в 1061-1062 годах в Нидаросе.

В «Саге короля Харальда» пишется, что «Дракон» был значительно шире, чем обычный военный корабль, и каждая его деталь была тщательно обработана. На золоченом носу красовалась голова дракона, а на корме — драконий хвост.

И боевые, и торговые суда имели по паре небольших приподнятых палуб на носу и на корме. Между этими палубами строилась еще одна, главная, обшитая неплотно прикрепленными досками; их поднимали, чтобы укладывать в судно груз.

Во время стоянки на якоре или в гавани главную палубу накрывали большим тентом, чтобы защитить команду от непогоды. В саге «Сварфдела» описывается 12 кораблей, стоящих на якоре: «Все были покрыты черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, там сидели люди и пили».

Вдоль планширя* члены команды обычно вешали свои щиты. Некоторые современные специалисты утверждают, что это делалось только в особых случаях, а во время гребли было невозможно; но это мнение основано только на примере хокстадского корабля, где щиты были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что действительно закрывали весла.

На усебергском же судне они были расположены с наружной стороны планширя таким образом, что совсем не мешали гребле. По свидетельствам саг, щиты иногда крепились на судах, участвующих в сражении. Например, в «Битве на фьорде Гафрс» описывается, что планшири «блестели начищенными щитами»; в «Сражении на реке Нисса» говорится: «Воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». На готландских наскальных рисунках также изображены щиты, украшающие и защищающие борт корабля.

Невероятно, но факт: ни на одном из кораблей викингов не было найдено ни самих банок — скамеек для гребцов, ни каких-либо их следов! Чаще всего предполагают, что их роль выполняли личные сундуки матросов. Хотя, с другой стороны, некоторые документы утверждают, что моряки хранили свои веши не в сундуках, а в кожаных мешках (hudfat), которые служили также и спальными мешками. Так что этот вопрос решить не так уж и просто...

На одном из военных кораблей, найденных в Зеландии, в качестве сидений, вероятно, могли использоваться поперечные балки. В то же время, один эксперт предположил, что гребцы вообще... стояли.

Длина весел обычно превышала пять метров, на хокстадском же судне она достигала шести метров с лишним. Обычно греб один человек, — но во время сражения на одно весло могли поставить и троих. Двое «резервных» защищали очередного гребца от вражеских метательных снарядов и обеспечивали смену.

На «Длинном Змее» Олафа Тригвассона в одной из битв 1000 года якобы ставили до восьми человек на «полместа» (т. е. на каждое весло); сверх того, было еще 30 бойцов. В сумме выходит 574 члена экипажа; более вероятно, что восемь человек приходилось на каждое «место» (пару весел), и команда состояла из 302 моряков.
Картина Г. Дикси «Дочь викинга» переносит нас в многовековую давность, героическое прошлое того народа, который еще за несколько веков до Колумба открыл Америку, добравшись до нее на легких остроносых ладьях. Суждено ли этой деве дождаться своего отважного отца из-за моря? Ведь возвращались далеко не все...  
Картина Г. Дикси «Дочь викинга» переносит нас в многовековую давность, героическое прошлое того народа, который еще за несколько веков до Колумба открыл Америку, добравшись до нее на легких остроносых ладьях. Суждено ли этой деве дождаться своего отважного отца из-за моря? Ведь возвращались далеко не все...  
Для походов в открытое море использовались огромные квадратные паруса. Они появились на скандинавских судах не позднее VIII века и, несомненно, стали одним из технологических новшеств, способствовавших расцвету цивилизации викингов.

В 1893 году «Викинг», точная реконструкция хокстадского корабля, пересек Атлантический океан. Он развивал скорость до 11 узлов** под парусом и всего за 28 дней дошел от Бергена до Ньюфаундленда.

Паруса, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты утверждают, что из льна. Орнаментальные узоры на готландских наскальных изображениях судов, возможно, отображают тогдашний такелаж — кожаные ремни и канаты, с помощью которых пытались сохранить форму шерстяных парусов.

Из этих рисунков также понятен принцип действия канатов, прикрепленных к нижней части паруса и предназначенных, чтобы «брать риф» — делать складки на парусе, уменьшая его площадь при сильном ветре. Интересно, что этот принцип сохранялся на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века.

В сагах описываются паруса викингов, раскрашенные синими, красными, зелеными и белыми полосами — или в цветную же клетку. Остатки парусов с хокстадского судна были белыми в красную полосу...

Длина мачты, скорее всего, равнялась половине длины самого судна; во время битвы ее клали на палубу. Увы, пока что не найдено ни одной целой мачты.

На корме по правому борту находилось большое весло со съемной рукояткой, которое служило в качестве руля.
Обычай вырезать на носу и корме судна головы и хвосты животных, в частности, драконов («змеев»), в Северной Европе относится еще к I-II векам; это подтверждают норвежские наскальные изображения.

По таким головам, часто золоченым, часто давали названия кораблям, например: «Длинный Змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая Голова». По исландскому закону, когда судно впервые причаливало к новой земле, первым делом следовало перевезти на берег резную голову с корабля, чтобы прогнать духов, покровительствующих этому краю.

Такой обычай, возможно, был распространен по всей Скандинавии: известный гобелен из Бойе изображает плывущую флотилию норманнов с головами на носах кораблей; у судов, причаливших в Англии, таких украшений уже нет...

Безусловно, герои нашего рассказа, скандинавские викинги, были, прежде всего, пиратами и грабителями, — но при этом отличались столь незаурядным мужеством и своеобразным, очень прочным кодексом чести, что навеки прослыли романтическими героями. О них слагали бесчисленное множество саг; сейчас — снимают фильмы... Их влияние на историю Европы было очень велико.

В Англии северные завоеватели дали начало первым королевским династиям; их нормандские потомки во главе с герцогом Вильгельмом захватили Британию в 1066 году. На славянских землях, то ли вправду призванные править, как о том говорит наша начальная летопись, то ли, по мнению многих современных ученых, силою захватив власть, именно скандинавы основали русскую государственность.

Военные и торговые походы викингов приводили к великим географическим открытиям; так, колонии норманнов в Северной Америке появились за много веков до плавания Колумба...

Таковы были эти чрезвычайно яркие представители Средневековья, которых следует оценивать по законам их собственного жестокого времени.

* П л а н ш и р ь — деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта. (Прим. ред.)
** У з е л — единица скорости судна, соответствующая одной морской миле или 1,852 км в час. (Прим. ред.)


Сергей Мовчан, Василий Вовк
наверх