Среди обширных владений Радзивиллов, общая площадь которых превышала некоторые европейские государства, настоящей жемчужиной не только белорусской, но общеевропейской культуры и архитектуры является Дворцово-замковый комплекс резиденция великого магнатского рода в Несвиже.
Как раз туда мы и идем...
Входной билет в замковый комплекс стоит 50 тысяч рублей (5 $), что существенно отличается от среднестатистической стоимости билетов в другие белорусские музеи.
- Я уже тут была, поэтому буду вам все рассказывать и показывать! Слушайте меня!
И именно поэтому Александра Владимировна, перед тем как я сел писать про все это путешествия, выгрузила на меня свои ведра с гигабайтами снимков, сделанные ею в прошлую поездку. Предстояло скрещивание и переплетение... В итоге на свет родилось то, что родилось.
Совместная поездка в нашем окружении для Любви Александровны была дебютной, поэтому некоторые обряды проводимые мной вызывали у нее как минимум интерес:
- А куда пропал Андрей?
- Пошел карту покупать, он без них не может. - объясняет Александра Владимировна.
- А зачем тогда вот эту фотографировать?
- Важна детализация, а также план маршрута.
Выходим на прямую к замку.
Вот так выглядит дорога, которая ведет к замку. Слева находится пруд Бернардина, справа - пруд Замковый.
Своему виду замок, как и сам Несвиж обязан Николаю Радзивиллу Сиротке. Именно он заложил каменный замок на том месте, где он сейчас и есть: полуостров так искусно омывается водой, что больше напоминает остров.
После путешествия по Италии Радзивилл Сиротка, вдохновленный увиденным, там же нанимает зодчего Джиованни Бернардони, который приступает к строительству замка в 1583 году. Также он становится автором Фарного костела.
Замок окружал защитный вал, обрамленный кирпичом, а за валом - ров, уровень воды, в котором регулировался с помощью шлюзов.
Вместо средневекового подъемного моста, въездные ворота заградил отечественный трактор, извозчика которого, видимо, также волновал вопрос о неприступности замка. Но преградой был не само транспортное средство, сколько его карета, спрятанная, как тайное оружие в тени брамы: туристы с трудом как входили, так и выходили.
Прорвавшись сквозь врагов, мы попали в парадный двор. Таким пустынным он выглядит в будние дни.
В выходные плотность туристов увеличивается.
Сперва строились основные здания: дворец (за мной), каменица - справа и слева - арсенал, напротив - брама (въездные ворота). Затем со временем замок превратился в единый комплекс.
На балконе проходят театральные представления.
Крепость остается неприступной в ходе тринадцатилетней войны между Москвой и Речью Посполитой. В эту войну замок отражает две осады. А вот в Северную войну, несмотря на готовность к обороне, замок, на ровне с городом, капитулирует.
Как всегда, деньги на счастье.
В 1792 году после первого раздела Речи Посполитой, замок вновь сдается, только теперь уже российской армии.
Следующая потеря крепости Радзивиллами приходится на то время, когда во главе угла стоит Домминик Иероним Радзивилл. Он доверчиво ведется на обещания Наполеона, что при победе французских войск над российской армией, состоится возрождение Великого княжества Литовского. На свои собственные средства он вооружает 5000-ю кавалерию и становится на сторону французов.
Исход войны всем известен. После поражения Доминик не оставляет Наполеона и бежит вместе с ним. И это бегство является трагическим для богатства Радзивиллов.
Легенды и истории, связанные с разграблением замка, заслуживают отдельного обсуждения. А мы, следуя бумажным указателям "ВХОД", начинаем осмотр залов.
В свои былые годы библиотека Радзивиллов насчитывала около 20 тысяч томов.
Что мы имеем к сегодняшнему дню можно догадаться глядя на экспонаты:
Jelenski S. "Ferventes ad deum orationes", Nesvisii, 1778.
Муляж.
"Прысяга пры ўступленнi на пасаду архiварыуса ..."
Копия.
"Фрагмент спiска аддзелаў Нясвжiскага архiва кн. Радзiвiлаў ..."
Копия.
Думаю, что дальше можно не продолжать...Вся библиотека Радзивиллов, как и многие экспонаты, находится по всему миру, но только не в родовом гнезде!
Приглянулся взору глобус, который я рассматривал с десяток минут. Ко мне все ближе и ближе подходила смотрительница зала с выпученными глазами. После того как она встала практически надо мной и всем своим видом говорила, что я хочу что-нибудь испоганить или стырить, мне стало стыдно и я побежал вслед за девчонками.
Приятного взору композицию дополняет красивейшим образом сложенный листок бумаги с напечатанным на нем текстом.
Новую жизнь замок получает в 1860-х, когда он достается Радзивиллам по берлинской линии Антонию Вильгельму Радзивилл со супругой Марией Доротой де Кастелян. Мария Радзивилл энергично возрождает свое имение, а также создает знаменитые парки.
Выходим в двор и направляемся в противоположную залу.
Видимо, денег на подобные таблички не хватает, если доминантой среди информационного табло является коряво прикрепленная белоснежная бумага с различными текстовыми вариациями на ней. Я решил заснять документальное подтверждение того, что вменяемые таблички все-таки есть!
;
Бальный "белый" зал. Первый вопрос, который мы задали самому залу, словно ожидая ответа от сохранившихся колонн и позолоты на потолках:
- Если ты бальный зал, то почему такой маленький?
В первую поездку Александре Владимировне на этот риторический вопрос ответил экскурсовод, что это копия, просто демонстрация того, как выглядели бальные залы.
Во второй раз, уже смотритель зала ответила, что это зал для маленькой компании.
Что-то создается ощущения, что исторические факты историков представителей музейного замкового комплекса обошла стороной, и они изучали замок, так как же как и я, по интернету.
Малый столовый зал. С XVI по XVIII здесь были жилые комнаты. После зал стал парадным, а в конце XVIII века тут была столовая. Вроде как, за дверями находился механизм, похожий на лифт, на котором поднимали блюда и угощения.
Гетманский зал. Создан в знак породнения Вишневецких и Радзивиллов. Здесь находились 2 портретные галереи.
Гербы Радзивиллов и Вишневецких. Перед нами молодой экскурсовод рассказывал группе каждую мелочь левого герба, а вот символизм правого остался неизвестным. Обременять вопросами я ее не стал - все-таки мы не платили.
Каминный зал.
Почти ничего не изменилось
Фото взял у dmitrij_kr
Опять эти таблички...
Самое забавное, что большинство этих табличках стоит на экспонатах, которые даже не оригиналы.
Все-таки, как бы не хаяли реставраторов и приближенных к восстановлению замков людей, а всяческие мелочи заставляют приятно улыбаться.
Фамильный герб
Что-то я проникся многоязыковой атмосферой, что помимо белорусского языка, хочется выучить литовский и польский.
Последний владелец замка покинул свой дом в 1939 году. Им был Альбрехт Антоний Радзивилл. Сложное политическое и экономическое положение вынудили хозяев свое имущество вывозить за границу или же отдавать в театры в качестве реквизитов. После оккупации немецкими войсками Несвижа, в замке располагался штаб генерала Гудериана. Он также был озабочен поиском радзивилловского богатства и ходил по территории с металлоискателем.
Советская власть из замка сделала санаторий. А все изыски интерьера разграбили или разрушили, чтобы не напоминали находящимся больным и отдыхающим об аристократической истории.
В 2005 году комплекс внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Звездный зал. Свое название получил от огромной звезды в центре потолка.
На старом снимке он выглядит немного иначе (я про потолок). Глянец уже придумали реставраторы.
Приятно, что все-таки мелким деталям уделили внимание.
Вот эта комната поставила меня в недоумение. Снимок сделан с самой ближней точки, на которую можно было подходить, чтобы увидеть спальню князя Альбрехта Радзивилла. Впереди видна кровать, по видимому, самого князя.
Странно, что на старых снимках, кровать выглядит вот так:
Все часы, которые попадались взору, не идут.
Лестница на "трэццi паверх". Там походила отдельная выставка драгоценностей.
Спальня Марии Розы Радзивилл. Настораживает единственная мебель в этой спальне - "сиамские близнецы", кровати нет.
Старый снимок спальни. Чем руководствовались реставраторы - неизвестно.
Еще что не давало мне покоя: "а куда Радзивиллы ходили в туалет?", среди всех залов и комнат нет ни одного туалета. Похоже, после посещения именно таких музейных комплексов и бытуют легенды, что европейцы не мылись, а справляли нужду в темные углы.
Восточная галерея.
Зал, где проходит выставка часов, столовых принадлежностей и всякой драгоценной мелочи.
Идем дальше. Далматика Речи Посполитой, XVIII век.
Вот такое разнообразие крестов. По центру - орнат (казула). Стола Речи Посполитой, VXIII век. Этот набор слов остается для меня тайной. Но, если так подписано, значит, так оно и есть :).
Монстранция, неоготика, XIXв.
Процесс реставрации средневековых "игрушек".
Как они работают, остается только догадываться.
Зеркало в Золотом зале.
Охотничий зал. На самом деле, его здесь никогда не было. Зато теперь есть.
В этом зале выставлена коллекция минералов.
Опять эти гламурные таблички "руками не трогать".
Подслушав, разговор двух работников музея, мне стало известно, что эта каплица-часовня - бутафория. Хотя, несомненно, выглядит все вполне красиво.
А если углубится в историю создания каплицы, то можно узнать, что устроил ее Михаил-Казимир Радзивилл, чтобы поместить в нее икону Богоматери, в знак памяти победы над турками в конце XVII века.
Сохранившееся пушки в Арсенальном зале.
Помимо пушек в Арсенале экспонируется еще множество оружия и сопутствующего: сабли, ножи, мечи, щиты, доспехи, топоры, мушкеты, ружья, пистолеты, ядерное оружие (шучу, шучу, какие еще пистолеты :)).
Вот и прошли мы все залы родовой обители Радзивиллов. Выходим во двор и любуемся замком, который освещает вечернее осеннее солнце.
Вокруг реставрационного замка ходит много споров. Некоторые статьи заставляют задуматься об истинном мотиве восстановления. Кроме сохранившихся старых снимков, рисунков замка и его интерьера, есть еще незыблемые воспоминания княжны Эльжбеты Радзивилл (Томашевской) - дочери последнего хозяина Несвижского дворца, которая ныне проживает в Варшаве. Она считает, что реставрация уничтожила замок, как таковой, превратив в обыкновенный музей со спорной правдивостью. Известно, что при восстановлении начальство отказалось от услуг ученых-историков. От чего создаются мысли, что эта реставрация сделана по загаданному сценарию и во всем переплетены внушительные денежные суммы. Оставляю сей вопрос для размышления открытым.
Свежие комментарии