Что делать, кто виноват, как достигнуть цели и зачем? Обычные вопросы обычного человека… Оленеводы Тувы не задают их себе. Местные не сомневаются: за них все решат духи природы. «Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов
Памятка путешественнику Республика Тува, Кызыл РАССТОЯНИЕ от Москвы ~ 3660 км (от 5 часов полета без учета пересадок) ВРЕМЯ опережает московское на 4 часа ВИЗА не нужна ВАЛЮТА рубль |
На северо-востоке Тувы, в Тоджинском кожууне (муниципальный район), находится священный источник аржан, дарующий долголетие всем, кто в нем искупается.
По местным поверьям, в начале сентября аржан «созревает» — концентрация магических свойств воды достигает пика. В это время сюда со всех концов района приходят люди, нуждающиеся в помощи. Я не нуждался, но приехал в Тоджу в конце августа.ПЕЧЕНЬ ГОРЫ
Аржан расположен в горах недалеко от села Тоора-Хем, административного центра Тоджи. Добраться туда можно на оленях, поэтому мы с оператором разыскали стан (так называются поселения оленеводов-кочевников).
![]() Единственный способ передвижения по каменистым дорогам Тоджи — олени |
Стан Одуген расположился на склоне горы. Оленеводы называют это место «печенью горы». По поверьям тоджинцев, в природе все живое и у всего есть сердце, легкие, печень...
Посреди поляны стояло пять чумов — шалашей из жердей, покрытых оленьими шкурами. Вокруг паслось около 200 оленей. Навстречу нам вышел мужчина в куртке и штанах защитного цвета. Это был Павел — начальник стана.
— Мы должны были уйти к аржану два дня назад, — улыбнулся он. — Только собирались в путь, сгущались облака. Видимо, без вас нас не пускали к источнику.
Вопрос «Кто не пускал?» остался без ответа. Мы поставили палатки и решили осмотреться. Двое мужчин метрах в ста от нас загоняли в стадо трех отбившихся оленей, женщина лет тридцати чистила чугунные кастрюли, рядом с ней резвились дети, старики играли в шахматы. Всего я насчитал 12 человек, включая детей.
![]() Тувинцы отправляют детей к оленеводам на лето. Местные считают, что жизнь кочевников научит их чувствовать природу |
Вечером все собрались в главном чуме. Норжумаа — единственная женщина в стане — разливала в алюминиевые тарелки похлебку из оленины. За едой местные выспрашивали новости с Большой земли. Раз в неделю они связываются по старой радиостанции с Тоора-Хемом. Связь плохая. Все, что успевают: узнать, какой день, и передать приветы близким.
После ужина я поинтересовался, когда мы пойдем к аржану. Но Павел лишь ухмыльнулся и сказал: «Завтра, если разрешат».
ПОСОХ ВСАДНИКА
![]() Оленеводы используют три вида седел: вьючное — настил, который крепится на передние лопатки оленя, ездовое — похожее на традиционное конное, и детское — с деревянными ограничителями |
— Ну точно, вас ждали, — разбудил меня Павел. — На небе ни облачка. Скоро увидим аржан...
Кочевники погрузили вещи на оленей, лихо оседлали животных, и мы отправились в путь. Ехать верхом оказалось непросто: бока оленя круглее, чем у лошади, легко соскользнуть. Поэтому местные используют палку-посох, которой опираются о землю, если чувствуют, что падают. Мне и оператору вручили по два таких посоха.
Ехали по 12 часов в день. На стоянках, собираясь у костра, в основном молча смотрели на огонь. В один из вечеров зарезали оленя. Ноги, голову и внутренности Норжумаа унесла в чум. Тушу пожарили на вертеле. Но прежде чем приступить к трапезе, Павел достал хомус (варган). Пронзительный звук отразился от гор и вернулся к костру. Раздалось традиционное тувинское горловое пение хоомей. Так оленеводы просили прощения у духов за убийство оленя. По словам Павла, если этого не сделать, духи прогневаются и уничтожат все стадо.
Несмотря на почитание тувинцами духов, угрозы все равно возникали. Утром следующего дня в 100 метрах от места стоянки нашли растерзанную тушу оленя. Это красные волки подобрались слишком близко. Забрав у Норжумаа внутренности съеденного нами накануне оленя, двое тоджинцев покинули стан. Они должны были раскидать требуху как можно дальше, чтобы запутать хищников.
По словам Павла, появление волков — знак: оленеводов «не пускали» к источнику. Я отчаялся. Но Павел успокоил, сказав, что завтра мы попробуем пройти к аржану вчетвером, я с оператором и он с шаманом, который должен был задобрить дух источника.
МИНЕРАЛ СМЕРТИ
Рано утром мы уехали. К вечеру второго дня остановились у края ущелья. На его дне из земли поднимались дымки — это и был аржан. Но Павел начал устраиваться на ночлег. Я не понимал, почему, ведь цель так близко.
![]() Шаманские атрибуты защиты от духов — искусственные змеи и кованые инструменты |
— Ты видишь здесь дорогу вниз? — Павел указал на отвесные скалы ущелья, где, как мне показалось, без альпинистского снаряжения не спуститься. — Пока аржан не пускает нас. Переночуем здесь и, если получим разрешение, сможем сойти вниз.
![]() Маленькая Чойгана идет к аржану, чтобы раскрыть в себе шаманские способности. Так девочке велела бабушка — потомственная шаманка |
Пока я устанавливал палатку, шаман выкладывал камнями место для костра. Я решил подойти ближе. Но Павел остановил меня и попросил не мешать готовиться к разговору с духами аржана.
Как только стемнело, шаман развел костер и начал камлание — шаманский обряд. Он взял бубен и стал пританцовывать вокруг костра. Минут пятнадцать шаман что-то бормотал себе под нос, затем оставил бубен, разложил на камнях куски оленины и уселся рядом. Через пару минут он завел диалог с кем-то невидимым. По словам Павла, это был дух источника.
![]() Прежде чем добраться к аржану, нужно принести жертву духу источника |
Пока шаман беседовал, Павел рассказал, что вода аржана лечит серьезные заболевания. Она удаляет из организма «минерал смерти». Так тувинцы называют некую соль, которая содержится в организме человека, с годами скапливается на стенках сосудов и приводит к тромбофлебиту, инсульту, склерозу...
— Завтра будет дорога, — прервал нас шаман.
Наутро в отвесных склонах ущелья мы легко нашли проход. Аржан — это 30 ключей, бьющих из-под земли. Вокруг двух самых больших построены деревянные домики с бассейнами внутри: с ледяной и горячей водой. Я искупался и в том, и в другом. Мы пробыли возле аржана пару дней и вернулись в стан, чтобы другие оленеводы могли проделать наш путь.
![]() Просить прощения у духов нужно обязательно под музыку, как делает это шаман |
***
Я слабо верю, что духи открыли нам источник. Но тоджинцы не сомневаются в их существовании. Здесь, в дикой тайге, человек ощущает полную зависимость от природы, неспособность повлиять на свою судьбу, и приходится верить, что кто-то незримо защищает тебя.
Свежие комментарии