На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 720 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Идущие на смерть


Впервые гладиаторские ристалища появились около 264 г. до н.э. Это не римское изобретение. Древние этруски частично вытесненные и частично ассимилированные римлянами, подарили им не только алфавит, но и некоторые обычаи. Как и другие великие цивилизации, этруски на определенном этапе развития отказались от человеческих жертвоприношений в честь усопших родичей. Заменой послужили более гуманные погребальные игры. Постепенно они приобрели характер празднеств, устраиваемых ради популярности частными лицами.

В Римской республике этот побудительный фактор вышел на первый план, особенно перед выборами. Словом - "хлеба и зрелищ"!

Поп-звезды Древнего Рима.

В истории гладиаторских боев, что ни слово, то миф. Вопреки расхожему мнению, смертельный исход поединка отнюдь не обязательно был предрешен. Цезарь, а то и публика, могли даровать жизнь побежденным. Владельцы гладиаторских школ -ланисты -всячески стремились закончить бой вничью, подчас сговариваясь друг с другом, подобно нынешним хозяевам футбольных клубов. Хорошо подготовленный боец стоил очень дорого, и утрата его приносила большие убытки. Не говоря уже о том, что в Римской империи гладиаторы играли роль "суперзвезд".

Среди них были подлинные кумиры, собиравшие толпы фанатов. Особой популярностью они пользовались у женщин. Солидные матроны и юные девушки буквально преследовали их по пятам . Бросали семьи, очертя голову отправлялись за гастрольной командой! Подобно театральным представлениям и спортивным состязаниям нашего времени, гладиаторские бои устраивались по всей Римской империи. Афиши, развешанные по городу, заранее сообщали программу, имена и число участников.

Помимо извечно притягательного ореола славы, окружающего победителя, гладиаторы пользовались репутацией сексуальных гигантов. Иные рекламные предложения интимных услуг могли бы дать сто очков вперед "желтой прессе". Вот, например, сопровождаемый рисунками маленький "шедевр" из Помпеи: "Целитель девственниц и утром, и по ночам".

Кровь у гладиатора и впрямь считалась целебной. Смоченным ею наконечником копья девушки наводили себе пробор. Охота за сувенирами - окровавленными бинтами, вырванными клоками туники, потерянной в схватке сандалией - кончалась нешуточной потасовкой. В харчевнях, где обычно подкреплялись бойцы, верхний этаж отводился для дам. Они могли видеть и слышать все, что творится внизу, и вволю посудачить с товарками о достоинствах избранника. Своего рода "мужской стриптиз" - в определенном смысле история движется по замкнутому кругу. В такого рода "дамских клубах" были и комнаты для свиданий.

Состоятельные матроны одаривали своих любимцев деньгами и дорогими подарками. Гладиатор, одинаково искусный как в "деле Марса", так и в "деле Венеры", в короткий срок становился богатым человеком, способным купить свободу. Жены и дочери самых высокопоставленных особ лезли вон из кожи, дабы заполучить такого в любовники. Скажем, известно, что жена императора Вален-та встречалась сразу с двумя "самцами".

Знаменитого Спартака, зачисленного чуть ли не в основоположники мировой революции, тоже опекала знатная аристократка. Поднявший в 74-71 гг. до н.э. восстание рабов, он уже был свободным человеком и одним из самых именитых гладиаторских тренеров. Но как предводитель голодных орд стал их невольным заложником.

Среди бойцов было немало рабов - из военнопленных и осужденных преступников. Иные люмпены сами продавали себя в рабство. Однако на вершине славы находились свободные граждане, доблестные воины, готовые рискнуть собой ради славы и денег. В боях частенько принимал участие даже император Коммод, человек недюжинной силы, но ущербного рассудка и необузданного нрава.

Выходу на арену предшествовали годы обучения и тренировок. Ланиста заботился о здоровье и психическом состоянии своей "команды". Людей содержали в чистых, хорошо проветриваемых помещениях, кормили в соответствии с продуманным диетическим распорядком. Преобладающим блюдом являлась каша из муки и круп. Кому с кем биться, обычно решалось игрой на камешках в чет или нечет.

Кровавый театр.

Классическая пара состояла из ретиария и секутора. Орудиями первого были сеть и трезубец, второго - щит и меч. По крайней мере, теперь мы знаем, у кого заимствовали свой символ наши чекисты. Сами они вряд ли догадываются... Секутору полагались также шлем и манжеты. Представления длились от рассвета до заката. В антрактах можно было поесть, ублажить себя вином, посетить баню, а то и лупанарий, то есть бордель.

Божеством - покровителем бойцов считался Геракл. Перед представлением ему приносились жертвы. Ради пущей напряженности к поединку присоединялся провокатор, в задачу которого входило подзадорить соперников. Иногда после серии схваток устраивалась битва провокатора с провокатором. Школы (луди) подбирались по этическому принципу: галлы, даки, терманцы... Школа в Капуе, где преподавал Спартак, состояла из фракийцев. Их единственной целью было вернуться на родину, по восстание вылилось в разбой и грабеж.

Все представления аранжировались соответствующей атрибутикой и музыкальным сопровождением.

Кровавый, но все же театр. Только император мог потребовать массового побоища, но такое случалось редко. Не в интересах власти было подрывать популярную и прибыльную индустрию развлечений. Смертельным исходом обычно заканчивались битвы всадников. Особенно гонки на колесницах, где насаженные на ось ножи полосовали лошадей соперников. Выброшенные на высокой скорости колесничие ломали руки, ноги, а то и позвоночник. Неудивительно, что у этих парней были самые высокие заработки. И на арене, и на ложе любви.

Проводились и "элитарные" схватки без правил. Побежденный, если не получал пощады, должен был поразить себя оружием соперника. Тяжело раненного приканчивал психопомп - "водитель душ". Практиковались и поединки вслепую: в шлеме без прорези для глаз. Известный по фильмам жест (большим пальцем вверх или вниз) истолкован превратно: судьбу мановением пальца решал цезарь или другая важная особа. Крик "югола!" (добей!)могла исторгнуть и озверевшая толпа. Однако и поверженный гладиатор показывал пальцем, что просит, нет - не пощады, а разрешения на самоубийство: «ечом противника сверху вниз.

Римляне умели достойно встретить смерть. Тому свидетельство - хрестоматийные рассказы о том, как, перерезав себе жилы в ванне, до самого конца беседовали с друзьями мудрецы Сенека и Петроний. "Варвары" тоже воспитывались в соответствии с этическими принципами своих стойких предков. Философское отношение к собственной жизни достигалось и своего рода "промывкой мозгов". Стократно прав Екклесиаст: "Нет ничего нового под солнцем".

Получить свободу можно было либо за деньги, либо за доброе дело. Известны случаи, когда гладиаторы спасали детей от огня, от диких зверей, обезвреживали наемных убийц. Римляне умели ценить смелость и самопожертвование.

За пять-шесть успешных сражений раб мог просить освобождения в базилике Ульпия. В праве хозяина было отказать, но двенадцать побед гарантировали заветный рудис - тонкий деревянный меч, означавший свободу. Иногда этого требовала для героя восхищенная публика. "Глас народа -глас божий" - император мог даровать гражданство прямо на арене, что лишь увеличивало его популярность.

Великое ристалище.

В 53-52 гг. до н.э. бои проводились на форуме. Вскоре в Риме, на площади Навона, где ныне великолепный фонтан Пяти рек, появился театр. Фонтаны били там и тогда, что не помешало деревянному театру сгореть.

Знаменитый Колизей был воздвигнут в 79 г. н.э. при Веспасиане Флавии. Этот самый грандиозный амфитеатр всего античного мира придал битвам на арене невиданный прежде размах. Он вмещал

75-80 тысяч зрителей. Публика размещалась по принципу "сверху вниз": рабы, граждане, солдаты, сенаторы, император . Впрочем, выше всех и, следовательно, дальше от арены сидели женщины. Открыл "Амфитеатриум Флафиум", названный в честь Веспасиана Флавия, его сын и наследник Тит празднествами, а вернее, бойней, длившейся 100 дней.

Названный по месту, где находился колосс, первоначально посвященный Нерону, Колизей образует каменный эллипс длиной в 524 метра. Семьдесят шесть отдельных входов плюс идеально выверенная система лестниц, восходящих почти на пятидесятиметровую высоту, гарантировали полную безопасность. Давки, да еще со смертельным исходом, как бывало в наших дворцах спорта, там не могло быть ни при каких обстоятельствах. Четыре гигантских яруса, три аркады одна над другой по 80 арок каждая сделали это сооружение непревзойденным шедевром архитектуры. 240 мачт, установленных на верхнем ярусе, служили для тента, который натягивали восемьсот матросов вслед за движением солнца, а также на случай дождя. Под ареной находился многоуровневый лабиринт туннелей со службами, помещением для сотен рабов, лифтом для подъема-реквизита, клетками со зверями, которых выпускали по специальным коридорам.

Звери и зверства.

Животные были самые экзотические: львы, тигры, слоны, носороги, жирафы. За один раз убивали до 5 тысяч зверей. Чернокожие африканские рабы сражались со львами и носорогами, испанцы - с быками, германцы - с медведями. Сколько погибало при этом бойцов-вектаторов, никого не волновало. Те, кому удавалось выжить в единоборстве с голодными хищниками, получали свободу.

Отдельно стоит упомянуть о брошенных на съедение людях, в том числе христианах. Масштабы религиозных зверств раздуты церковными писателями. Считается, что эксцессы подобного рода вошли в практику при Нероне. Но лишь в правление Домициана арена буквально утопала в крови зверей и людей любой веры. Колизей по праву был назван Храмом Смерти.

Историки считают, что за все время было истреблено 700 тысяч человек, среди которых 2 тысячи гладиаторов! Возможно, цифры и преувеличены, но зверства и непотребства, коими ублажали жадный на дикие забавы плебс, превосходят всякое воображение.

С приходом христианства император Феодосии в 392 г. запретил языческие обряды, но сражения гладиаторов с хищниками продолжались вплоть до 405-го, а травля зверей - до 526 года.

Великая, по безжалостная цивилизация, разнузданная, до крайности развращенная... Это и обрекло ее в конечном счете на гибель.

Ф.Грищук "Интересная газета. Загадки цивилизации" №10 2008 г.

Картина дня

наверх