На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 706 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Войтова (Микова)
    Очень интересно. Но очень мало доказательств.👍Самая страшная ка...
  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...

"Королева экватора" Алексина Тинне- 2 часть

«Королева экватора»
 
     
     
     
     
Подъем на египетскую пирамиду  
Подъем на египетскую пирамиду  

В конце концов, поездка состоялась; Тинне впервые попала в Африку. Египет покорил Алексину. В Гизе она умудрилась даже взобраться на пирамиду — это в тогдашней-то длинной юбке и пальто до пят!



Голландки поднялись вверх по Нилу до Асуана, осмотрев по дороге знаменитые древние храмы Карнака, Луксора, Долину Царей.

Особенно очаровал Алексину храм на острове Филе у Асуана. Позже, во время третьего путешествия в Африку, вид этого храма при свете луны показался Алексине настолько романтичным, что она пригласила на Филе танцовщиц из Асуана, которые там плясали до утра...

На обратном пути голландки совершили путешествие с караваном через пустыню от долины Нила к побережью Красного моря, а в конце марта 1856 года вернулись в Каир. К этому времени Алексина уже неплохо говорила по-арабски. Она купила себе египетские наряды, которым с тех пор стала отдавать предпочтение.

Итак, наша героиня окончательно «заболела» Африкой. Но, чтобы вновь отправиться вверх по Нилу, надо было ждать попутного ветра, — а значит, новой зимы. Поэтому Тинне выехали из Александрии, чтобы провести шесть месяцев на Святой земле.

Они побывали в Иерусалиме, Иерихоне, в Вифлееме, на Мертвом море, а также посетили Бейрут, Баальбек и Дамаск. В Дамаске их принимал французский консул Эдмон Фердинан де Лессепс, брат строителя Суэцкого канала.
Алексина полюбила этот город; там она переоделась в арабский костюм и очень радовалась, когда мать не признала ее в чадре.

В середине декабря — голландки снова в Египте. Когда они выезжали из Каира вверх по Нилу, Генриетта записала в своем дневнике: «Заветная мечта Алексины — теперь отправиться в Хартум». Но им на этот раз удалось добраться только до Вади-Хальфы на севере Судана: дальше следовало двигаться через пустыню караваном, а верблюдов нанять не удалось...

Поэтому женщины вернулись в Каир, а затем и в Европу. По пути они вновь побывали в Палестине; через Бейрут, Кипр, Измир, Стамбул, Афины и Корфу прибыли в Триест, откуда поездом через Вену, Прагу, Дрезден и Амстердам в ноябре 1857 года возвратились в Гаагу.

Вскоре Алексина стала готовиться к новому путешествию...
Здесь стоит заметить, что экспедиции голландок были прекрасно экипированы, с учетом самых последних достижений техники. Например, Алексина увлеклась весьма новой в те годы фотографией; начав фотографировать еще в Гааге, она брала камеру в свои поездки, благодаря чему сохранилось немало африканских снимков.

Летом 1861 года Тинне в компании своей матери и ее младшей сестры, Адрианы ван Капеллен, отправилась в третье путешествие на Черный континент. Адриана, фрейлина вдовствующей королевы Голландии Анны Павловны, русской по происхождению, незадолго до этого вернулась из России, где у нее был роман с императором Александром II. Поездкой в Африку она надеялась залечить свои душевные раны...

На этот раз Алексина не в шутку собралась отправиться к верховьям Нила. В начале января 1862 года на трех местных речных судах — дехабие — голландки двинулись вверх по великой африканской реке.

В Каире европейцы отговаривали женщин от поездки в Судан, рассказывали всякие ужасы об этой стране, о царящих там варварских нравах, о нездоровом климате. Это только сердило, но никак не пугало Алексину. За твердую решимость проникнуть в глубины таинственных земель ее даже прозвали «королевой экватора»...

Вообще, храбрость младшей Тинне впоследствии поражала всех, кто с ней общался: она единственная, кроме команды, осталась на барке, чтобы преодолеть опасные нильские пороги у Асуана. От Короско в Судане, где Нил делает излучину, до Абу-Хамада ее экспедиция прошла через безводную пустыню на верблюдах.

В этих местах несколько лет спустя погиб от жажды целый египетский полк... Но все это случилось позднее...

Вверх по «Белой реке»
 

 

   
     
     
     
Алексина Тинне со слугами в своем доме в Каире (гравюра с фотографии)  
Алексина Тинне со слугами в своем доме в Каире (гравюра с фотографии)  
11 апреля голландки прибыли в Хартум. Алексина, чьей воле уже подчинялись обе старшие женщины, первоначально собиралась двигаться дальше по Голубому Нилу в Эфиопию, о которой она была наслышана от одного немецкого миссионера, немало времени проведшего при дворе эфиопского монарха.

Но о ситуации в этой стране приходили тревожные вести; к тому же, у французского консула в Хартуме, Тибо, девушка познакомилась с бельгийским купцом Бартелеми, который увлек Алексину рассказами о поездке по Белому Нилу. Подъем к истокам древнего Хапи казался все более привлекательным...

Окончательно склонило голландку к этому пути еще одно романтическое обстоятельство. Как раз в то время велись поиски двух английских путешественников — Джона Спика и Джеймса Гранта, которые в 1860 году от Занзибара на восточном побережье Африки отправились к верховьям Нила; с тех пор об англичанах не было никаких сведений.

Из Хартума им навстречу был направлен английский консул Джон Питрик. С аналогичной целью вверх по Нилу собирался подняться и английский путешественник Самюэл Бейкер. В конце концов, Алексина тоже вознамерилась принять участие в этих поисках.

В то время Хартум представлял собой скопище авантюристов всех мастей. Под видом торговли слоновой костью, купцы не брезговали заниматься торговлей рабами. Египетское же правительство заявляло, что работорговли в этом районе нет, и сквозь пальцы смотрело на происходившее.

Все, у кого были деньги, посылали вверх по Нилу корабли с целью приобретения рабов. Да и египетские наместники в Судане сами были не прочь подзаработать на этих позорных сделках; к тому же, они занимались неприкрытым вымогательством, с чем не раз пришлось столкнуться Алексине.

Наместник Муса-паша был настоящим тираном. Бейкер писал о нем в 1862 году: «Человек этот превзошел обыкновенных турецких чиновников: в нем к высшей восточной порочности примешивалась еще и грубость дикого зверя. Во время его губернаторства Судан был совершенно разорен... Без торговли на Белом Ниле Хартум едва ли бы мог существовать, а торговля эта состоит в похищении людей и в убийствах».

Спустя два года Алексина Тинне, на личном опыте познав деяния Мусы-паши, писала из Хартума своему сводному брату Джону в Англию: «Расскажи в газетах, в каком жутком состоянии находится страна. Муса-паша ввел такие налоги, что все хозяйство развалилось. Он держит 20 тысяч солдат, провизию для которых добывает грабежом; он захватывает рабов и превращает их в солдат. Многие деревни, которые еще год назад процветали, теперь опустели»...

Вопреки всем предостережениям, Алексина решила нанять единственный в то время на Ниле пароход и на нем двигаться вверх по «Белой реке». Наместник всячески препятствовал экспедиции Тинне, не желая иметь лишнего свидетеля творившихся беззаконий, — но при поддержке египетского принца Халима, брата вице-короля Египта, с которым она познакомилась во время пребывания в Каире, Алексине все же удалось заполучить пароход. В мае 1862 года голландки отправились из Хартума.

Один журналист, современник Тинне, заметил: «Не часто случается, чтобы леди из высшего общества пускались одни в опасные путешествия без всяких других побуждений, кроме страсти к неизведанному и без всякой другой поддержки, кроме собственного мужества».

Красивая, энергичная, прекрасно образованная, Алексина, бесспорно, выглядит самой романтической фигурой в истории исследований Африки. Из путешественников, знавших или встречавших ее, не было ни одного, кто бы вспоминал о ней без восхищения или хотя бы не сказал в ее адрес доброго слова...

Дойдя до того места, где Нил принимает в себя воды правого притока — Собата, Алексина решила подняться вверх по этой реке. Десятидневная экспедиция по Собату, до тех пределов, пока река оставалась судоходной, прошла благополучно, но была не слишком результативна. И наша героиня продолжила плавание вверх по Белому Нилу.

Наконец, она добралась до Гондокоро — это почти у границ с нынешней Угандой, на пятом градусе северной широты. В нескольких километрах выше начинались пороги; плыть на пароходе дальше было невозможно. Поэтому Тинне отправилась в пешую экспедицию; однако явное сопротивление работорговцев, не желавших пускать европейскую экспедицию на земли, где они чувствовали себя полными хозяевами, и тропические болезни вынудили ее вернуться.

Алексина вновь прибыла в Хартум, но оставалась там недолго. В начале 1863 года она вновь отправилась на верхний Нил, на этот раз, в район его западного притока — малоисследованной реки Бахр-эль-Газаль, «Реки Газелей», как назвали ее арабы.
наверх