На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Былинный Дунай

 

1



Учёными было замечено, что в устном народном творчестве славян  часто упоминается река Дунай, территориально далёкая от мест расселения основного массива восточных славян.

 

Распространена эта особенность славянского фольклора повсеместно, где-то больше, где-то меньше; найти её можно в каждом календарном периоде: зимой - в колядках, святочных играх, весной в хороводных играх, песнях волочебников и толоки, в гаданиях, летом в купальских песнях, осенью в играх на посиделках.

 

«Метафора!» - сделали вывод учёные, - « «Дунаем» восточные славяне называли любой поток», и, следовательно, в народных песнях русских, украинцев и белорусов «Дунай» - понятие не географическое, не историческое.

 

Вопрос, как и откуда эта метафора появилась в древнейших языческих мифо - обрядовых представлениях и действиях, зафиксированных в устном народном творчестве, да и метафора ли это, наукой почему-то не ставиться.

2



На берегу Белого моря на русских свадьбах пели песню, в которой говорилось о том, что от скучной придунайской жизни со стариком молодуха собирается покончить собой, но мудрый муж «выправляет ситуацию»

 

В Беларуси во время «перепивания» невесты и обмена подарками женихом и невестой звучал текст, в которой говорилось о смерти девушки в месте впадения Дуная в море на глазах у матери, чем метафорично сообщалось о конце её жизни в родной семье (роде, племени) при переходе в другую семью (род, племя)

 

Почему-то из текстов подобного рода исследователи делают вывод о том, что словом «Дунай» обозначается любой водоём, река, море. Но ведь река Дунай действительно впадает в море и описанная ситуация вполне реальна. Так же реально описание Дуная в свадебной «банной» песне Архангельской губернии, Шенкурского уезда, правда в ней описывается не низовье, а верховья Дуная.

3

 

Если рассмотреть достаточное количество текстов, в которых упоминается река Дунай, то увидим, что в большинстве случаев, Дунай связан не с «женским» или «мужским комплексом», а скорее с устройством личной жизни молодёжи обоего пола, героическими деяниями мужчин, поездками на кораблях и конях .

 

Метафоры не возникают сами по себе. Для того чтобы что-то стало метафорой для всего аналогичного у трёх многочисленных народов, необходимо длительное и постоянное наблюдение этими народами основного объекта. 

 

Дунай, по словам Геродота «пересекающий Европу посередине», текущий сегодня по территории 10 государств, из которых только половина - славянские, и только одно восточнославянское – Украина. А у неё из почти 3000 километров длинны всего Дуная ныне лишь 170 км берега, а Россия и Белоруссия не имеют к нему (Дунаю) никакого (буквально) касательства, так же, как и Киевская Русь (в наших нынешних учебниках).

 

4



Однако, Святослав, в Х веке обосновавшись в нижнем течении Дуная, сделав столицей Переяславец, говаривал: «Здесь середина земли моей, сюда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, драгоценные ткани, вина и разные плоды; из Чехии и Венгрии серебро и кони; с Руси же меха и воск, мед и рабы».

 

Вот и написанный позже «Список русских городов» («А се имена всем градом русским далним и ближним»), созданный между 1387 и 1392годами, открывается перечнем подунайских болгарских, а не русских городов! И чего только по этому поводу не придумывали учёные, и то, что под Дунаем подразумевается Днепр, и то, что автор имел ввиду родство языка болгар и русичей, и прочее, прочее…Просто стеной встают наперекор данным фольклора, письменных источников, археологии.

 

Помимо «основного» Дуная, имеется множество рек с аналогичными названиями:

 

Дунаец в (бывш.) Курской, Смоленской Рязанской, Костромской, Могилёвской, Вятской, Томской губерниях, украинский Дунавець в (бывшей) Черниговской губ., белорусский Дунавец в (бывш.) витебской губернии… так же русск. Диалектное дунай «ручей» (олонецкое), польское диалектное dunaj «глубокая река с высокими берегами» , древнепольский Dunawiec, современное Dunajec (в Польше)» 

 

Интересно, что и былинный богатырь Дунай «гуляет» и занимается сватовством и доставкой невесты князю и в этом процессе находит и себе не очень удачную пару.

5

 

В былинах образ Дуная более грандиозен и трагичен, чем в игровых песнях: из крови смертельно раненого богатыря образовалась река, получившая его имя.

 

Иногда кровь убитой жены Дуная, старшей сестры жены князя Владимира, сливаясь с кровью мужа, образует Дунай.

 

В некоторых вариантах поток от крови Настасьи образует реку, с названием «Чёрная»

 

И эти два потока напоминают реальную ситуацию: в горном лесу, в местности, ныне называемой «Шварцвальд» («Черный лес») два ручья Брег и Бригах, сливаясь, образуют Дунай. 

 

«Древнейшее значение слова брег (берег) есть гора», по-кельтски brig, а вот в немецких языках слово гора звучит иначе– berg 

 

Топоним же «Чёрный лес» широко распространён именно на славянских территориях.

 

6

Исток реки Дунай в Швабии

 

Необходимо заметить, что ««Дунай» - одна из самых распространенных русских былин. Её популярность сочетается с удивительным постоянством текста. В отличие от многих других произведений русского героического эпоса, «Дунай» по существу не знает вариантов. 

 

То есть в одной из самых распространённых русских былин рассказывается о том, что русский богатырь Дунай и его жена добытая на Западе; старшая сестра жены князя Владимира, который действительно был женат на некой «чехине», имя которой история не сохранила), погибли и от их крови образовались два потока.

 

В отличие от болгар, словенцев и чехов, в фольклоре которых Дунай, именуется «белым», «наш» Дунай чаще бывает «зелёным»

7

 

«Голубым» величают Дунай не только немцы: в Воронежской области у реки Дон есть приток, называемый «Голубой Дунай».

 

Народные песни про Дунай часто связаны со свадьбой. Заметим, что обычно восточнославянские невесты во время свадеб уливаются слезами, традиционно выражая своё нежелание идти на чужую сторону.

 

Тут следует обратить внимание на дары, которые ожидаются от невесты. Обычно, девица одаривала родню мужа собственноручно вышитыми тряпочками, а здесь, на Дунае, дорогой импортной тканью и конём.

8



Болгарка: женщина  в традиционном костюме.

 

В другой свадебной песне девушка уронив в реку перстень обещает встречным рыболовам, если они выловят пропажу подарки. Здесь интересно упоминание кованого пояса, коих белорусские юноши и девушки не носили. Зато носили девушки с Дуная и древнерусская аристократия. Пояса с архаичными металлическими украшениями сохранились в болгарском женском традиционном костюме.

9



«Ярославна». Княгиня в поясе с металлическими накладками.

 

Мы видим, что богатые придунайские невесты,  «по согласию» увозились с Дуная.
А вот ЗА Дунай невесты шли не охотно.

 

Прямо не река, а в народных преданиях отдел ЗАГС, какой-то! На фоне буйства марьяжных интересов в придунавье, становиться и не такой уж невероятной версия о болгарском происхождении жены князя Игоря Прекрасе из Плиски (Ольги), изложенная в «Новом Владимирском Летописце».

 

1840 год, Алтайский горный округ, записана интересная свадебная песня, исполнявшаяся в обряде «браньё»:

 

«…По Дунаю насад плывёт,
По тихому ветляненькой.
Подле берег колымагу несет
Подле крутой багрецовую.
Во насаде (имя рек) сидит,
Что (имя) свет (отчество).
В колымаге – красна девица,
Что (имя, отчество ).
Как (имя молодца)-то Богу молится
(Отчество) поклоняется.
- Как создай, Боже, Господи,
Со небес тучу грозную
Со громами со страшными,
С молоньями со яркими,
Сонеси, Боже, Господи,
Что (имя молодца) - то с (имя девицы)…»
(«Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего востока». 

 

Здесь на Дунае и его береге, на разных средствах передвижения мы видим девицу и молодца, которые едут параллельно относительно друг друга. Юноша желает сблизиться с девицей, и для этого призывает не св. Валентина, не Петра и Февронию, например, а ГРОЗУ!

 

Напомню, что в народных представлениях «напиться воды» из какого-либо водоёма означало «застолбить место», сделать его своим.

 

Кони, табуны, пасомые славянскими женихами и прочими воинами на Дунае, а так же волки отмечены и в славянских с любовной тематикой. Волки, упоминаемые на Дунае не всегда реальные звери, иногда волк это другой (чем славянский молодец), жених, в семье которого едят сырое мясо.

 

10

 

Обратимся к историко-археологическому исследованию.  В конце 2 века н.э. начала складываться черняховская культура, которая к 3-4 векам простиралась широкой полосой вдоль Северного Причерноморья от Дуная до Дона. Культура эта была для своего времени высокоразвитой и полиэтничной, в неё входили и предки славян.

 

Достоверно известно, что в составе населения черняховской культуры присутствовали готы и анты – союз праславянских племён. Одним из основных маркеров черняховского времени являются так называемые антские пальчатые фибулы. Их носили женщины славян и готов, но к счастью, по-разному: готки – на каждом плече, а славянки по одной, что позволяет чётко определять этническую принадлежность хозяек украшений. В комплекте с пальчатыми фибулами на поясах носили и металлические «орлиноголовые» пряжки. Возможно, что традиционные женские металлические украшения болгарок и «кованые» пояса русских княгинь и девушек с Дуная в белорусских песнях - есть отголосок черняховской культуры. 

11



Антские пальчатые фибулы и орлиноголовая пряжка

 

 Византийские писатели отмечали, что готы идут в бой, шумя на разных языках, то есть под готами того времени подразумевались многие народы, входившие в черняховскую культуру, в том числе и славяне.

 

Географические названия, содержащие в своей основе этноним русь фиксируются разрозненно в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга. 

 

Недавно А.В. Назаренко достаточно авторитетно показал, что имя руги следует идентифицировать с этнонимом русь, так как в западноевропейских письменных памятниках X – XI веков под термином Rugi всегда имеется ввиду Русь»

 

К 7 веку н.э. в Среднее Подунавье, в том числе и на территории Дунайской Руси вторглись авары, пришедшие, как и гунны «из-за Дона» и создали Аварский каганат, простиравшийся от Венского леса и Далмации на западе до Потисья на востоке.

 

Получает распространение позолоченная и посеребренная поясная гарнитура. Все поселения и постройки этого периода на данной территории принадлежали славянам, так как авары вели по-прежнему кочевой образ жизни и капитальных строений не сооружали.

 

12



Сверху вниз: пальчатые фибулы, бронзовая мужская фигурка, кованный браслет, предметы поясных наборов.

 

В 623/624 году славянское большинство Дунайской Руси восстало против авар. Возглавил борьбу человек, «по имени Само», после победы избранный в «короли», он успешно правил славянским государством на Дунае в течении 35 лет, имел, так же, как и впоследствии князь Владимир Киевской Руси, множество жён и детей.

 

Существует мнение, что слово «само» было не именем, а титулом, званием, величанием. Так на славянских языках называют главу дома «сам», «сама»: «Сам придёт и решит». Сегодня мы этим словом обозначаем начальство, босса: «тебя сам на ковёр вызывает» - и всем понятно, о ком речь. 

 

13



Судя по всему, Сам князь.

 

Так , вероятно, величался и самовластный самостиец Само, настоящее имя которого история не сохранила. Известно только, что он был знатным славянином родом из Карантании, но подданным Франкского государства, откуда и прибыл на средний Дунай к местным славянам по торговым делам, и торговал он скорее всего оружием. Возможно его звали Самослав, сокращённо Само, что совпадало с титулом-величанием, потому и осталось в истории в таком виде. 

 

14



Фреска с изображением Само из Зноемской ротонды в Моравии (начало11 века). Обнаружена при фотографировании в ультрафиолетовом свете. ( F. Sysel a K. Dvořáková 1999). 

 

В течении 35 лет правления Само его держава вела постоянные войны с франками, баварцами и лангобардами на западе и аварами на востоке.

 

Если Геродот писал, что Дунай берёт начало в землях кельтов, то во времена Само, создатель «Франкской космографии» (середина 7 века н.э.) отмечал:

 

«Дунай долго течёт среди великих народов,
Управляет огромными реками и даёт пропитание славянам,
Протекает среди гуннов (авар) и насыщает винидов» (Свод древнейших сведений о славянах. Том 2. М.1995. С.400).

 

То есть франки считали, что весь Дунай заселён различными славянскими народами в верхнем и нижнем своём течении, а где-то посередине находятся авары. Это сообщение находит археологические подтверждения, кроме территории истока Дуная, что не означает того, что славян там не было  ранее.

 

И если в Франкском государстве, основном противнике государства Само, считали, что весь верхний и средний Дунай, вплоть до Аварского каганата заселён славянами, а государство Само постоянно пыталось раздвинуть свои границы, в том числе и на запад, к истоку Дуная, а былины Киевской Руси сохранили память о том, что сама река Дунай возникла из крови русского богатыря, может так оно и было примерно в первых веках н.э.? 

 

 



Источник: http://www.perunica.ru/etnos/6644-nezabyvaemyy-dunay.html

Картина дня

наверх