
Каждый день миллионы москвичей все торопятся и бегут куда-то, в буквальном смысле слова не смотря под ноги и не задумываясь о том, что обычный столичный люк может оказаться входом в другой мир. Еще пару лет назад я и сама не поверила бы в это, пока не познакомилась с представителями движения диггеров и не осуществила вместе с ними несколько вылазок туда, в катакомбы подземного мира.
Во времена Английской буржуазной революции диггеры, или "истинные левеллеры", под предводительством Джеральда Уинстэнли боролись за установление всеобщего равенства и ликвидацию частной собственности на землю. Они и не могли предположить, что их именем будет названо одно из интереснейших и необычных направлений "подземной деятельности" новейшего времени. Ведь сегодня диггеры — это исследователи рукотворных подземелий, подземных сооружений и коммуникаций. Руководителем и родоначальником московских андеграундных "копателей" является Вадим Михайлов. Его организация получила название "Диггер-Спас" и после многолетних конфликтов с властями в 2000 г. приобрела статус структурного подразделения МЧС.
Вадим стал диггером неслучайно. Этому предшествовала одна небезынтересная история из его детства:
- Когда мне было 12 лет, мы с друзьями из соседнего двора любили залезать в старый подвал заброшенного дома, находившегося неподалеку. Мы изучали его постепенно и однажды обнаружили лестницу, ведущую глубоко вниз. Спустившись по ней, попали в длинный темный коридор, по стенам которого стояли высокие полки. На них располагались небольшие сосуды, в которых были заспиртованы странные существа (как выяснилось позднее, в подвале размещалась часть не до конца вывезенного склада Института океанологии).
Мы шли как завороженные по этой "кунсткамере", разглядывая уродцев в банках, а затем, пораженные и одновременно вдохновленные увиденным, поклялись друг другу при свете газетных факелов, догоравших у нас в руках, что создадим такую экспедицию, которая будет исследовать подземные трущобы цивилизации.

Вадим исполнил свою клятву, собрав вокруг себя единомышленников и положив начало проведению подземных исследований. К данному моменту "Михайловским" диггерам уже удалось открыть в городском подземелье 12 уровней и 24 подуровня. Что же кроется за этими цифрами?
Уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий — это не только одна из самых темных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого его основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного. Вадим Михайлов рассказывает, что правитель "изрыл всю Россию вдоль и поперек". Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков.
Отряд Михайлова исследует сети древних крепостных подземелий Кремля и Китай-города, подземные ходы Боровицкого холма (под домом Пашкова), Чертолья, Храма Христа-Спасителя, монастырей Москвы — Новодевичьего, Симонова, Донского, Чудова и других, обширные комплексы старинных хозяйственных подвалов Солянки и Замоскворечья. Однако до сих пор не обнаружены древние подземные ходы под Москвой-рекой, о которых упоминается в исторических документах. Известно, например, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Первые закончились неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, небывалая честь по тем временам. Про тоннель под рекой в тот период ни слова больше не упоминалось.
Самая легендарная тайна подземелий Кремля — библиотека Ивана Грозного, слава о которой при жизни царя гремела по всей Европе. Знатные иностранные гости специально приезжали в Москву, чтобы ознакомиться с тем или иным фолиантом из уникальной коллекции. Однако уже в 1601 г., через 17 лет после смерти хозяина, библиотека пропала. Большая часть историков предполагает, что она располагается именно в подземельях Кремля. Разумеется, диггеры под предводительством Вадима пытались всеми силами отыскать ее. Причем эти поиски проходили под контролем властей.
Михайлов рассказывает:
— Двигаясь по подземелью в районе Боровицких ворот, мы увидели в стене небольшую дверь с маленьким отверстием и решили просунуть туда телеглаз. На мониторе высветились сундуки, подходившие по описанию к сундукам из государевой библиотеки. Ну, думаем, все — нашли! Но внезапно прорвало водопровод, в результате чего весь район затопило. После этого мы не спускались туда. Возможно, это была камера, так или иначе связанная со старинной библиотекой.
Раскопки у Никольской башни Кремля
Объекты исследований "михайловцев" — не только средневековые подземные ходы. После смерти Грозного подземное строительство не закончило свое существование. Государь и не мог предположить, каких грандиозных масштабов достигнет его начинание в XX в. Метро, водостоки и прочие подземные коммуникации — это лишь видимая часть того, что было сооружено под столицей за последние 70 лет. В московском метрополитене существует много засекреченных мест, которые были запланированы еще до его рождения, бункеров и других сооружений. Михайлов напоминает, что в свое время Хрущев открыто заявлял о наличии целого подземного флота, термоядерные подземные корабли которого идут со скоростью пешехода.

Московские диггеры занимаются исследованием метро, метро-2, объектов дренажа, дублирующих систем, систем Министерства обороны, бункерных систем и многих других сооружений. По словам Вадима (возвращаясь к вопросу об открытых уровнях), на десятом уровне располагаются неолитические пещеры, далее — Московское море, находящееся в гигантских карстовых полостях. На последнем уровне размещены некоторые экспериментальные проекты, о которых Михайлов пока что не хочет распространяться за неимением достаточной информации. Наиболее впечатляющими кажутся таинственные подземелья необозримой глубины и огромные рукотворные шахты. "Их дно, возможно, упирается в карсты: там висит туман, туда стекают водопады мощнее Ниагарского", — рассказывает Вадим.
Особый интерес составляют так называемые "станции-призраки". Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре

закрытые станции: "Советскую" на Замоскворецкой линии, "Первомайскую" на Арбатско-Покровской, "Калужскую" в здании депо на Калужско-Рижской и
"Волоколамскую" на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти "территории", поэтому о них имеются определенные сведения.

"Советская" была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между "Театральной" и "Маяковской". Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал "Советской" был трансформирован в отлично защищенный бункер.
В отличие от "Советской", "Первомайская" была реально действующей станцией и первоначально располагалась за "Измайловским парком", в здании электродепо "Измайлово". По наблюдениям последних "вылазок" Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью "Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция "Первомайская" была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой "Первомайской" остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.
Я убедилась воочию в существовании
"Волоколамской", расположенной между станциями метро "Щукинская" и "Тушинская".
Мне ни разу не посчастливилось спуститься под землю с отрядом Михайлова. Однако у "Диггер-Спаса" существует значительный

контингент поддержки, группами разбросанный по всей Москве. Не имея отношения к официальной организации, такие группы самостоятельно исследуют глубины, опираясь на "находки" "михайловцев" и на личные сведения. К одной из них мне и удалось примкнуть, познакомившись с московским диггером Дмитрием Казанкиным. Эти люди показали мне "Волоколамскую". Вылазка происходила летней ночью в одном из дворов, расположенном недалеко от "Тушинской". Убедившись, что вокруг никого нет, мы спустились под землю через люк и очутились в небольшом помещении с трубами и винтами. Надев необходимое снаряжение, мы двинулись вперед по "наводке".
Порой приходилось использовать лазы под кабелями, что мне, как новичку, было крайне сложно. Угнетало и то, что под землей было невыносимо жарко. Однако желание поскорее увидеть недостроенный объект брало верх. В целом, мы добрались до "пункта назначения" без особых приключений и, миновав несколько подземных ходов, увидели "Волоколамскую". Изначально она предназначалась для жителей жилого массива, так и не сооруженного на месте Тушинского аэродрома. Поэтому станцию не достроили. На ней нет ни выходов на поверхность, ни наружной отделки. Я могла лицезреть лишь пустынную платформу и два ряда опор, освещенных несколькими лампочками. Немного побродив по платформе и осмотрев окрестности, мы поспешили выбраться наружу.
"Экскурсия" до "Волоколамской" была моей первой вылазкой в московское подземелье. Последующие путешествия были посвящены частичному изучению системы метро-2. Именно тогда Дмитрий Казанкин впервые поведал мне о существовании целой "летописи" диггерских баек, а также о тайнах и загадках, которые скрывают мрачные стены андеграундных сооружений. Его рассказы чрезвычайно заинтересовали меня. Впоследствии мне удалось узнать многое о "мистериях" подземной "столицы".
Байки и были московских диггеров
Объекты изучения Вадима Михайлова — многочисленные подземные катакомбы столицы. Первые сооружения появились в XV веке, во времена царствования Ивана Грозного. Огромное количество бункеров и подземных ходов было создано руками наших предшественников уже в XX столетии. "Михайловским" отрядом было открыто 12 уровней и 24 подуровня подземных строений. Это метро и метро-2, объекты дренажа, дублирующие и бункерные системы, ядерные реакторы, эталонные шахты и многое другое. На десятом уровне расположены неолитические пещеры, затем — Московское море в гигантских кастовых полостях. На последнем уровне находятся еще не изученные до конца экспериментальные проекты. Все это свидетельствует о том, что Москва изрыта вдоль и поперек.
Диггеры не просто изучают подземелье. Психология глубин дает о себе знать. Эти люди попутно создают необычные легенды, собственную философию, свой мир, в котором действуют иные законы. Впервые я узнала об этом, путешествуя по тоннелям метро-2 с московским диггером Дмитрием Казанкиным. Его рассказы оказали на меня значительное влияние, в результате чего я с головой ушла в изучение и "узнавание" диггерских баек, той самой философии глубин.
Вадим Михайлов называет обычных столичных жителей "людьми поверхностного мира" и только загадочно улыбается, когда его истории называют легендами. Сам он утверждает, что не раз вместе со своими единомышленниками сталкивался под землей с удивительными явлениями. Одно из них это — ...крысы:
— В первый раз мы встретились с крысами совершенно неожиданно — в тоннелях, расположенных под зоопарком. Их было примерно 5 экземпляров, и мы уберегли себя тем, что бросили в их сторону ломы и быстро ретировались. В течение 19 лет наших спусков под землю я ни разу не встречал таких крупных животных! Тогда они показались мне просто огромными, хотя позже, вспоминая детали, я определил, что грызуны достигали не более 65 см в длину (не считая длины хвоста) и 25-30 см в холке (это величина среднего фокстерьера). Сначала мы даже подумали, что перед нами нутрия, но потом пригляделись внимательно и поняли, что это все-таки это крыса.
Свежие комментарии