На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 718 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Пять мифов о катастрофе Challenger

28 января руководство и сотрудники NASA отмечают день памяти американских испытателей, погибших при освоении космического пространства. В NASA вспоминают экипажи миссии Apollo 1, космических челноков Challenger и Columbia.

В этот день, ровно четверть века назад весь мир стал свидетелем катастрофы миссии STS-51L — 25−го полёта по программе использования многоразовых космических кораблей Space Shuttle.

Взрыв ракеты произошёл на 73 секунде полёта, в катастрофе погибли все семь членов экипажа. Среди погибших была и первый астронавт-непрофессионал, учительница Криста Мак Олифф.

Журнал National Geographic попытался развеять пять основных мифов, сопровождающих эту катастрофу на протяжении четверти века.

1. Взорвался сам челнок

«Взрыва шаттла как такового не было, — пояснила Валери Нил, куратор отдела Space Shuttle Национального музея аэронавтики и космонавтики в Вашингтоне. — Я думаю, что этот миф родился из-за того, что это выглядело, как взрыв, и СМИ подхватили это слово». В первое время о том, что корабль «взорвался», ошибочно сообщали даже в NASA. «Специалисты по контролю полёта доложили, что корабль взорвался», — заявил тогда пресс-секретарь NASA Стив Несбитт. Лишь детальное расследование показало, что нештатная ситуация на борту развивалась по куда более сложному сценарию.

Разрушение основного топливного бака высвободило весь находившийся в нём жидкий водород и кислород. Элементы топлива, соединившись в воздухе, образовали огненную вспышку в сотни метров.

В этот момент корабль ещё оставался невредим, продолжал набор высоты, однако вскоре его полёт стал неустойчивым. «В итоге он оторвался от бака. Двигаясь с огромной скоростью без ускорителей и бака, уже не мог противостоять аэродинамическим силам», — пояснила Нил. В результате несимметричного действия аэродинамических сил оторвалась хвостовая часть корабля и двигательный отсек. Произошло отделение крыльев, а затем кабины с экипажем от грузового отсека. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

2. Экипаж погиб мгновенно

Многие уверены, что смерть членов экипажа наступила мгновенно. Но расследование показало, что взрыв основного бака не привёл к гибели большей части экипажа. Несмотря на то, что точную причину гибели команды установить не удалось, эксперты сходятся во мнении, что астронавты оставались живы до падения кабины на воду со скоростью 321 километр в час. «Когда их нашли, астронавты оставались пристёгнутыми к своим креслам», — рассказала Нил. Куда менее ясно, оставались ли члены экипажи в сознании до падения в воду. «Это возможно, однако неизвестно точно, что команда потеряла сознание в результате разгерметизации модуля», — говорится в медицинском отчёте NASA.

3. За катастрофой следили миллионы

Первые часы и дни после катастрофы все американские телеканалы крутили запись с последними секундами корабля. Поэтому у многих людей отложилось воспоминание о том, что они видели катастрофу Challenger в прямом эфире. «Это неправда, что большинство людей видели катастрофу в прямом эфире», — уточнила Нил. Во-первых, большинство каналов не вело прямую трансляцию с космодрома имени Кеннеди. Во-вторых, запуск осуществлялся в 11.39 по времени восточного побережья США, когда большинство американцев были на работе. Запуск корабля «вживую» транслировался лишь по каналу CNN (сюжет с комментариями корреспондента Тома Минтиера можно найти на youtube) и по каналу NASA через спутниковые тарелки, которые в то время были лишь у счастливчиков.

4. Мороз — причина катастрофы

Запуск Challenger происходил при температуре ниже нуля по Цельсию — это был, действительно, самый «холодный» старт в истории программы Space Shuttle. Распространённым заблуждением считается то, что мороз стал причиной разрыва уплотнительного кольца на правом твердотопливном ускорителе. Те, кто винит в этом погоду, упрощают картину, рассказала Нил. «Не в одной температуре было дело. Инженеры заметили признаки частичного повреждения кольца за несколько дней до запуска, когда не стояла холодная погода», — добавила она. Следствие показало, что причиной катастрофы стала утечка раскалённых газов из твердотопливного ускорителя, которые попали на основной бак и вызвали взрыв. «Анализ показал, что низкая температура, определённо, этому содействовала. Однако таковы были конструкция ускорителя и механизм принятия решений в NASA. Это было невероятное стечение обстоятельств», — добавила она.

5. Нынешние шаттлы снабжены катапультой

Катастрофа челнока отложила на 32 месяца дальнейшие запуски по программе Space Shuttle. До сих пор многие люди уверены что, сделав выводы, администрация NASA снабдила оставшиеся корабли катапультируемыми креслами, чтобы у астронавтов был шанс спастись в случае неудачного старта. Однако конструкция кабины уже существовавших кораблей такова, что кресла не могли бы спасти всех членов экипажа, а только командира и второго пилота. Более того, их наличие само может создать угрозу их жизни. «Они тяжёлые и громоздкие, они сами представляют угрозу, так как снабжены пирозарядами», — пояснила работница музея. После катастрофы NASA всё же снабдила оставшиеся челноки особой системой выживания. Если корабль цел и находится в режиме стабильного планирования, в кабине отстреливается люк, и экипаж выскальзывает по особым шестам, выводящим их в сторону левого крыла. «После этого они благополучно приземляются на парашютах», — пояснила Нил. При этом челнок должен лететь в определённом диапазоне скорости, высоты и строго горизонтально. Помимо этого, в случае отказа двигателей челноки могут совершить посадку во многих районах Земли, даже выйдя на низкую орбиту Земли. За всю историю программы Space Shuttle такого не случалось ни разу.

Как бы то ни было, разработанная после 1986 года система не помогла бы выжить экипажу Challenger. «Эта система не принесла бы никакой пользы, так как шаттл в тот момент был ориентирован вверх и ускорялся», — добавила она. Расследование показало, что к катастрофе привела особая корпоративная культура и практика принятия решений специалистами NASA.

Частично материалы президентской комиссии по расследованию шаттла Challenger опубликованы на сайте NASA.


Павел Котляр, www.infox.ru

Картина дня

наверх