На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 722 подписчика

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Чёрные фантасты



«Черными фантастами» называют писателей и художников, отражающих в своем творчестве результат работы самых потаенных «закоулков» человеческого мозга: ужасы, галлюцинаторные видения и целую галерею чудовищ.

Монстры Виктора Замирайло

Фантастический жанр занял прочные позиции в русском искусстве начала XX века. С легкой руки символистов у нас процветал жанр сказочно-мифологической картины с обилием жутковатых ночных эффектов, лесных чащоб и водящихся там фантастических существ. В ту пору в России были очень модны швейцарец Арнольд Бёклин и немец Франц фон Штук, подарившие миру стиль мрачной живописной фантастики, в которой все всерьез: кентавры и фавны казались похожими на людей, а в пейзажах угадывалась природа Европы.
В России многие живописцы подражали Бёклину и Штуку. Постепенно художественные и популярные журналы оказались буквально перенаселенными фантастическими персонажами. Художники рисовали домовых и чертей, ожившие растения и птиц с человеческими головами. Популярен был мотив тающей Снегурочки: снежная дева превращалась в лужицу воды. Не было числа образам Бабы-яги, водяных и леших.
Средой для отражения ужасного и трагического в искусстве были не только картины Бёклина и Штука, но и... русская классика. Немало живописцев и графиков, работая над пушкинской темой, пробовали отразить в своем творчестве сон Татьяны, который был просто мечтой художника-фантаста. Целый сонм чудищ и призраков находил в графике интересные воплощения. Еще одним лакомым куском, связанным с Пушкиным, был бой Руслана с живой головой, и здесь русским иллюстраторам, опять-таки, помогли классики немецкого символизма.
Петербургский иллюстратор Виктор Замирайло (1868-1939 годы) был едва ли не самым странным художником-фантастом. Он умел работать в академической манере и много иллюстрировал классику. Так, например, Замирайло создал оригинальный шрифт для подарочного издания «Песни о вещем Олеге» с рисунками Виктора Васнецова. Но художник выставлял также живописные и графические композиции. Они были насыщены разными деталями, но царили в них черти и ведьмы. Зритель не сразу понимал, что перед ним фантастика.



Арнольд Бёклин. "Штиль на море". 1887 год

Замирайло был фантазером и сказочником. Интересно, что подлинную известность ему принесли именно фантастические работы. Черти и ведьмы на рисунках художника живут в туманном мире легенд, где все призрачно и зыбко. Являясь талантливым живописцем, художник придавал своим демонам черты жизнеподобия, а во многих пейзажах узнавались юг и средняя полоса России.
Во времена зрелого периода творчества Замирайло в русском языке еще не было слова «фэнтези», но его тип фантастики ближе всего подошел к этому направлению. Художник жил в мире видений и грез и отражал свой внутренний мир в художественном творчестве.
При этом он черпал вдохновение не в русских сказках, как Виктор Васнецов или Иван Билибин, а в шедеврах французских классиков. Его любимыми художниками были Гюстав Доре и другие французские мастера, например, Жан Гранвиль. Он очень ценил зарубежную фантастику, и иллюстраторы Доре и Гранвиль были для него источником вдохновения. Замирайло всегда опирался на классику, но придавал ей новое звучание и добавлял мрачный колорит.
В пожилом возрасте художник впал в депрессию и был подвержен вспышкам ярости. Он скончался в доме для престарелых. Художник незаслуженно забыт, но не из-за того ли, что мы стараемся держаться подальше от всяческой нечисти?

Летописец ужасов

Василий Масютин (1884-1955 годы) по праву считается одним из самых таинственных художников. Он получил хорошее военное образование, а затем решил стать художником и углубленно изучал классические и современные техники гравюры.
В разные периоды творчества Масютин отдал дань символизму, модерну и даже конструктивизму. Но его принято считать прежде всего художником-фантастом.
Созданные им графические листы населяет целый сонм фантастических существ. Масютин долгие годы прожил в Германии - стране, где очень ценили гравюры, связанные с потусторонним. Они переиздавались большими тиражами, и Масютин не мог пройти мимо влияния мастеров «готического ужаса» Макса Клингера и Йозефа Заттлера.
Мы встречаем у Масютина страшные образы, внушающие ужас даже современному искушенному зрителю. Их можно назвать биоморфными, так как Масютин сам конструировал образы многоногих существ-великанов с рогами, когтями и хвостами. Большинство монстров, выдуманных художником, уродливы, ему никогда не приходило в голову создать доброго, пусть и некрасивого, великана. Масютин никогда не щадил зрителя и обрушивал на него целый сонм уродов. Его не привлекали изящные русалки или трогательные эльфы. Вселенная фантаста Масютина - это мир монстров, один страшнее другого.
В 1945 году Масютин, живший тогда в Берлине, был взят в плен советскими солдатами. Ему инкриминировалось сотрудничество с украинскими националистами. Некоторое время художник провел в заключении. Даже под арестом он продолжал работать, много рисовал и пробовал выписать через родственников нужные для работы материалы. Фантастическую тему он так никогда и не бросил.
В конце 1940-х Масютин был отпущен на свободу и даже получал заказы от советского правительства на скульптурные работы. Судьба подарила ему еще 10 лет жизни после войны, но его работы в фантастическом жанре надолго остались невостребованными.
Имя Василия Масютина пришло к любителям искусства лишь несколько лет назад. Его работы долго не решались воспроизводить в печати - столь страшны были придуманные им чудовища. Интересно, что в разные годы и Масютина, и Замирайло называли «русский Гойя». И действительно, влияние мрачных видений великого испанца проявилось в творчестве обоих фантастов.

Совсем не абстрактный Кандинский

Знаменитый абстракционист Василий Кандинский (1866-1944 годы) далеко не всегда писал абстрактные картины. Он начинал с символизма и модерна. Знаменитый цикл «Стихи без слов», созданный в 1903 году, полон мрачных мотивов, подсказанных как русским фольклором, так и немецким эпосом, а также графикой эпохи романтизма.
Для фантастики никогда не была характерна силуэтная манера, а цикл «Стихи без слов» изобилует жутковатыми черными абрисами. Это силуэты суровых скал, холмов и деревьев, а также страшного Змея Горыныча.



Хуго Симберг. "Сад смерти". 1896 год

В юности Кандинский участвовал в этнографической экспедиции по деревням Русского Севера, в ходе которой многое узнал о декоративно-прикладном искусстве и фольклоре. Художник сохранил впечатления от этой экспедиции на всю жизнь. Отразились эти впечатления и в фантастическом цикле. Художник тщательно вырисовывал детали, стремясь добиться максимального выразительного эффекта. Он то делал изображение горизонтальным, то вытягивал его по вертикали.
Как знать, если бы Кандинский не увлекся своими абстрактными теориями, может, он был бы хорошим иллюстратором сказок и легенд. Не исключено, что художник вплотную подошел к силуэтной фантастике, открыл новый стиль. Но жизнь распорядилась иначе, и фантастический цикл «Стихи без слов» остался в истории единственной графической сюитой, имевшей в основе фантастические сюжеты.
Кандинский - художник сложной судьбы. Его не признавали на родине, и он связал свою жизнь с Германией, где преподавал в художественной школе «Баухауз». Однако абстрактное творчество Кандинского оказалось несовместимым с идеологией Третьего рейха, и часть жизни он провел во Франции и в США. Ныне художник признан во всем мире.

Видения Хуго Симберга

Финский художник Хуго Симберг (1873-1917 годы) очень популярен у себя на родине. Его имя в Финляндии знает каждый. Это настоящее зеркало национальной фантастики.
Художник учился в Выборге, затем сменил две художественные школы, ни одну из которых не окончил. Диплома у него не было, но зато Симбергу посчастливилось учиться у крупнейшего финского живописца Аксели Вальдемара Гален-Каллелы. Он взял у него красочность палитры и любовь к сказочной теме, но мир Симберга при этом не был вселенной волшебных финских сказок. Из-за обилия чертей и домовых этот мир был по-настоящему страшен.
Знаменитая картина «Сад смерти» изображает садовые клумбы, за которыми ухаживают два скелета. Они нарисованы условно и вместе с тем достаточно жизнеподобно. Возникает впечатление, что существам из загробного мира дано право ненадолго вернуться в земную жизнь и что им достаточно комфортно в этом саду.



Симберг строил свои работы на контрасте между реальным и фантастическим миром. Чаще всего он развивал такую тему: в гости к крестьянам приходил черт или другое фантастическое существо. Естественно, подобные визиты шокировали сельских жителей.
Симберг - настоящий певец ужасов, его имя прочно связано с категориями уродливого, трагического и призрачного. Но работы Симберга мрачны и страшны только своей тематикой. В цвете они выглядят нарядно и даже празднично, иногда напоминая иллюстрации к сказкам. Этой манере уготована долгая жизнь.
В последние годы жизни Симберг страдал от тяжелой депрессии, и это еще больше обострило его интерес к аномальным явлениям и уродству. Сегодня живописец - один из национальных символов в области искусства. Знают художника и за пределами Финляндии.
Ежегодно в мире создается и выставляется множество живописных произведений на тему ужасного и трагического. Но словосочетание «черный фантаст», скорее всего, никогда не будет заимствовано другими языками. Оно существует только в русском языке, загадывая любителям искусства трудную загадку.

Источник: "Тайны XX века"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх