Некогда Европа была покорена могучим индоевропейским народом - кельтами.[Эра владычества кельтов в Европе названа археологами эпохой Латен, по месту открытия материальной культуры, и относится к V-I вв. до н.э.]. После заселения далекими предками кельтов запада и центра Европы прошло несколько тысячелетий, посвященных освоению побережья Атлантики, альпийских долин, берегов Рейна, Луары, Сены.
Всюду, где ступала нога кельтов, ими возводились “оппидиумы”, служившие видимым свидетельством могущества и власти кельтов. Вокруг центров кельты строили укрепленные усадьбы военной аристократии, поселки, по древней индоевропейской традиции именовавшиеся “виками”, и святилища, высившиеся на скрытых лесами вершинах. Отдельные провинции кельты объединяли рукотворными дорогами. На перекрестиях сухопутных и речных дорог развивались рынки. Кельты были искусными металлургами и едва ли не всюду в Европе, а особенно в местах, где наиболее доступно необходимое сырье, дымили трубы металлургических горнов. Впоследствии римляне и германцы во многом пожали труды кельтов, оперевшись на густую сеть кельтских дорог, крепостей и опыт в развитии ряда ремесел и широкой континентальной торговли.
Если на заре своего владычества кельты, в лучшем случае скрывавшие могучие тела холщовой рубахой, были неустрашимыми воинами и не было на континенте силы, способной противостоять им в открытом сражении, то, оказавшись крупнейшими в Европе землевладельцами и скрыв тела металическими доспехами и панцирями, кельты стали сверх меры дорожить материальным достатком и начали любыми путями избегать сражений с агрессивными соседями. В результате римляне и германцы в течение нескольких столетий отняли у кельтов едва ли не все их достояние и в первую очередь власть над обширными земельными угодьями в центре и на западе Европы. Оплот кельтской материальной, языковой и духовной культуры с континента переместился на острова британского архипелага и в первую очередь в Ирландию, в Уэллс, Шотландию и на полуостров Бретань на западе Франции.
Духовное наследие кельтов вбирает несколько напластований. Древнейшее из них содержит предания общекельтского круга, воспевающие богов, которым впоследствии поклонялись и кельты континентальной Европы и кельты Британского архипелага. После римских завоеваний на первый план вышло духовное наследие кельтов Ирландии, горной Шотландии, Уэльса и Бретани (Арморики). На иных некогда занятых кельтами землях Европы и Малой Азии (Галатии) кельтское наследие чаще всего напоминает о себе сохраняемыми землей памятниками и топонимами. Но к великому сожалению это наследие не всегда имеет уста. Отсюда понятно, почему речь главным образом пойдет о преданиях кельтов Британского архипелага и в первую очередь Ирландии и Уэльса. Зато наследие британских кельтов громадно. Лишь один из текстов X в. содержит список из названий саг, возникших до 650 г., - числом 161. Иные источники число саг доводят до 278. Частые вторжения викингов, разорявших поселения британских кельтов, и с каждым столетием все более укореняющееся христианство к IX в. побудили хранителей кельтских преданий предпринять решительные меры к спасению наследия тысячелетий. В XI-XII вв. собранные, согласованные и объединенные в своды саги кельтов Британии были переписаны и благодаря этому сохранены.
Саги кельтов не велики по объему, ибо по традиции сага рассказывается в один зимний вечер. Хранителями знаний у кельтов издревле выступают друиды - жрецы и судьи, барды - певцы и поэты, филиды - предсказатели, законники и государственные мужи одновременно. Кроме того, филиды при дворах знати выступают как историки, географы и знатоки генеалогии родов. Филиды не просто излагают предания, но и формируют их прозаическое и поэтическое содержание.
Издревле на острове Ирландии сложилось пять областей: Ульстер (север и северо-восток), Коннахт (запад), Мунстер (юг и юго-запад) - делился на восточный и западный, а впоследствии на северный и южный, Лейнстер (юго-восток). С ходом столетий в центре Ирландии возвысилась область верховного короля, живущего в Темре (Таре) - Миде. Королю центральной области подчинены короли иных областей Ирландии.
Общество кельтов издревле делится на три сословия - аристократию, жрецов и свободных граждан. Кроме того, у кельтов существуют рабы. Основным занятием верхних слоев кельтского общества являются охота и война. Докельтское население острова - пикты, каледонцы, атекоты долгое время продолжали достаточно независимо жить на севере Ирландии.
По традиции раз в год в основных центрах пяти королевств Ирландии происходят народные собрания, не редко совпадающие с ярмарками.
Помимо угона скота кельты Ирландии славятся как морские пираты, грабящие побережье Англии и Шотландии. Среди пленников, обращенных в рабство и привезенных в Ирландию, оказался святой Патрик, впоследствии приложивший немало усилий к обращению Ирландии в христианство.
Запад Шотландии был заселен приплывавшими из Ирландии кельтами, позже составившими народ горных шотландцев.
За соблюдением законов в Ирландии следит коллегия судей, опирающихся на сборник гражданских прав. [По преданию древнейший из сохранившихся сборников восходит к 438 г.] Договора и сделки, равно как и власть знати, покоятся на институте заложников. Кровная месть, с ходом времени, была заменена на пеню - выкуп. При этом единицей цены является рабыня или эквивалентные ей три коровы.
Каждый кельт является воином и каждая кельтская женщина принимает участие в сражениях. [В 697 г. по настоянию аббата Адамнана был принят закон, освобождающий женщин от военной повинности.]
Обычаи кельтов суровы. В сагах о Кете, сыне Матаха, говорится о том, что герой повествования не мог уснуть, не положив под колено головы поверженного днем врага.
Теперь обратимся к представлению кельтов Ирландии об окружающем их мире.
В центре Мидкуарта (средний двор мироздания) высится священное древо кельтов - столб дома Да Дерга. У его основания находится источник. Ирландцы утверждают, что источник этот вытекает из сида (холма) Нехтана и дает начало реке Бойн, одной из крупнейших рек Ирландии. Источник Вдохновения заключает в себе божественную мудрость. Стоящий над источником ореховый куст роняет в его воду плоды. Их уносит потоком в реку Бойн и тому, кто отведает таких орехов, даруется полнота знаний.
С Источником Вдохновения связано такое предание. Некогда Боанн, богиня любви и мать бога любви Аонгуса, осквернила чистоту Источника Вдохновения. Воды выплеснулись из лона и образовали реку Бойн, названную по имени богини Боанн. В реке Бойн плавает лосось мудрости.
В представлении кельтов Ирландии, океан, заключающий в себе потусторонний мир, особенно враждебен на севере, востоке и северо-западе.
На Островах Блаженных остановлено время и царят молодость и изобилие. Кельты эти острова называют: Великая Земля, Земля Жизни, Земля Женщин. Правит западными островами Трен. Еще западные острова кельты называют владениями Тетры, одного из правителей фоморов. По поверью попасть в иной мир можно, переплыв океан.
У кельтов существуе предание о столкновении мира богов и людей с миром подземных демонов, происходящее на рубеже старого и нового годов. При этом демоны разрушают божественную гармонию мироздания. В огне гибнет правитель мира, а вместе с ним и сам мир. Но всякий раз мир возрождается вновь. [Это очень древнее предание с общеиндоевропейскими корнями, наиболее созвучное северогерманскому преданию о гибели мира в огне и о его последующем Возрождении.]
Кельтский праздник нового года называется Самайн и отмечается в последний день октября. Обряды Самайна ирландские кельты совершают в земных рукотворных помещениях пиршественной залы - Bruiden. В Ирландии высится пять священных деревьев [Crann bethad (ирл.) - ‘Древо Мира’, это центральный столб дома Да Дерга.] и пять Bruiden. Хозяином одного из Bruiden является кузнец. В саге “Разрушение дома Да Дерга” повествуется о сражении короля Конайре с одноглазым предводителем демонического войска. При этом пиршественная зала гибнет, объятая огнем, и нет возможности ее тушить из-за того, что высохли все источники. Сюжет этой саги служит отголоском древнего предания о гибели мира в огне во время битвы с демонами.
В саге “Болезнь Кухулина” так описывается Самайн: “ Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайн, самый день Самайн и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощение. Потому-то и славилось празднование Самайн во всей Ирландии.
Любимым же делом собравшихся воинов было похваляться своими победами и подвигами. Чтобы подтвердить свои рассказы, они приносили с собой в карманах отрезанные концы языков всех убитых ими врагов... У каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него. Так меч был порукой правдивости воина”.
В основу отображения божественного и героического пантеона кельтов будет положен образ Мирового Древа, именуемого кельтами Столбом дома Да Дерга.
Боги небесной сферы кельтского пантеона соответствующей кроне Мирового Древа.{список богов всех сфер не полон}.
Езус - один из верховных богов галлов [кельтских народов, населяющих современную Францию и описанных Юлием Цезарем] Езус более других кельтских богов связан с Мировым Древом, ибо даже приносимые ему жертвы вешают на дереве. Езус бог гневный. Его изображают держащим в правой руке топор или серп, а в левой ствол дерева. Не редко на ветвях этого дерева галлы изображают быка [Tarvos Trigaranus (лат.)]. На голове и спине бык несет трех журавлей или иных птиц. Езус не просто божественный господин галлов, но и грозный могучий бог вооруженной силы.
Таранис - кельтский бог громовержец. Галлы изображают Тараниса в камне бородатым исполином, в одной руке держащим колесо, а в другой дубину, олицетворяющую молнию, гром и небесный огонь. Нередко богу воздвигают колонну, и Таранис венчает ее, попирая громадное чудовище со змеиными конечностями. [Такие памятники стоят в Бретани и в Рейнской области.] Подобные памятники Таранису запечатлевают в камне древнее индоевропейское предание о борьбе бога громовержца со змеем.
Луг - кельтский сияющий бог света, близкий солнцу и представляемый красивым молодым воином. Галлы повсеместно почитают Луга и на многочисленных памятниках посвящают богу надписи и немалое число селений называют в его честь. Луг галлов и ирландцев валлийцами зовется Ллеу, сын Арианрод. Валлийцы считают Ллеу воспитателем мага и ясновидящего Гвидиона.
В Ирландии Луга чествуют на ежегодном празднике Лугнасад 1 августа. В сохраненных сагами преданиях ирландских кельтов Луг причисляется к новопришедшим на остров богам из Племен Богини Дану. Оказавшись в Ирландии, Луг проявил себя в ремеслах, стал называться Самилданах и почитается покровителем ремесел. [Samildanach (ирл.) - ‘искусный во многих ремеслах’. Один из эпитетов валлийского Ллеу - искусная рука.] Луга считают изобретателем настольной игры фидчелл.
Ирландцы хранят предание о сражении Луга с предводителем фоморов (демонов, обитающих в недрах океана) одноглазым Балором. Фоморы обитают на далеком северном острове, над которым висит стеклянная башня. Одноглазые, однорукие и одноногие морские божества фоморы спорили с Племенами Богини Дану за обладание Ирландией. Ирландцы матерью Луга называют Этлин, единственную дочь Балора. В свое время Балору было предсказано, что ему суждено погибнуть от руки внука, и Балор запер Этлин в хрустальной башне, высящейся над островом Тори, у северо-западного побережья Ирландии, дабы она не родила внука. Сын бога врачевания Диана Кехта, по имени Киан, сумел пробраться к Этлин, и она родила Луга.
Уберег юного Луга от Балора бог моря Мананнан сын Лера. Он и воспитал Луга. Иное предание гласит, что Луга от Балора спас бог кузнец Гоибнеу, брат Киана.
Предсказание сбылось в ходе второй битвы при Мойтуре. Нуаду, предводитель Племен Богини Дану, уступил главенство Лугу. А Луг, подражая фоморам, зажмурил один глаз и на одной ноге подобрался к деду Балору. При этом один глаз Луга ввалился в его голову, а второй напротив выпятился наружу, ужасая противников бешеной яростью. Когда четверо слуг подняли тяжелое веко Балора, Луг поразил его глаз. Пущенный из пращи камень продавил глаз Балора сквозь голову, и он оказался на затылке, ужасая фоморов, стоявших позади Балора. Фоморы разбежались, а Балор пал замертво.
Свежие комментарии