…В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве - была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы "Контроль-К", возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот".
Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества "Руссуд", со стапелей которого сошли "Императрица Мария" и однотипный линкор "Александр III". В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев.Сам Верман являлся разведчиком со стажем. На допросе он рассказывал: "Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе "Наваль" в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана". И далее: "Moop и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии".
Деятельность Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела, которая называется "Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве".
Так уж сложились обстоятельства, что ему было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости.
На допросе Верман рассказывал: "Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха.., Блимке.., Наймаера.., Линке Бруно, инженера Шеффера.., электрика Сгибнева". Все они сотрудники судостроительных заводов, имеющие право прохода на строящиеся корабли.
Особый интерес вызвал электрик Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии". В 1933 г. в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре "Императрица Мария" раздался именно под носовой артиллерийской башней. "В период 1912-1914 гг., рассказывал Сгибнев, я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа "Дредноут": "Мария" и "Александр III", в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей".
Таким образом, у Вермана концентрировалась в руках ценнейшая информация о возрастающей мощи русского флота на Черном море. После оккупации юга России немцами его разведывательная деятельность была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: "В 1918 году по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени".
Но вернемся к взрыву на "Марии". В этот период Верман был депортирован и организовать взрыв не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: "... Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ... Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода "Наваль" Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца "Златоуст". Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе". Здесь и возникает вопрос - не участвовал ли Визер в "достройке" "Императрицы Марии" или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составляют труда. Вот что об этом говорится в письме Севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: "...Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д.355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя".
...Вопросов много. Но ясно одно - постройка новейших линкоров Черноморского флота, в том числе "Императрицы Марии", "опекалась" агентами германской разведки самым плотным образом. Немцев очень беспокоил русский военный потенциал на Черном море, и они могли пойти на любые действия, чтобы не допустить превосходства России на данном театре военных действий.
В связи с этим интересны сведения закордонного агента петроградского департамента полиции, выступавшего пол псевдонимом "Александров", "Ленин" и "Шарль". Его настоящее имя Бенциан Долин.
В период Первой мировой войны Долин, как и многие другие агенты политической полиции, был переориентирован на работу в области внешней контрразведки. В результате проведенных оперативных комбинаций "Шарль" вышел на контакт с немецкой военной разведкой и получил задание вывести из строя "Императрицу Марию".
Представитель германской спецслужбы по фамилии Бисмарк сказал ему: "У русских одно преимущество перед нами на Черном море - это "Мария". Постарайтесь убрать ее. Тогда наши силы будут равны, а при равенстве сил мы победим".
Следствие по делу арестованных в Николаеве германских агентов было закончено в 1934 г. Вызывает недоумение и легкость наказания, понесенного Верманом и Сгибневым. Первый был выдворен за пределы СССР в марте 1934 г., второй - приговорен к 3 годам лагерей. Собственно, чего же недоумевать?! Они уничтожали ненавистный царизм! В 1989 г. оба они были реабилитированы. В заключение органов юстиции говорится, что Верман. Сгибнев, а также Шеффер (который понес самое тяжкое наказание - был приговорен к расстрелу, хотя сведений о приведении приговора в исполнение не имеется) подпадают под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов".
А что же стало с останками некогда мощного боевого корабля Черноморского флота?
Член комиссии по расследованию причины гибели "Императрицы Марии" Крылов был назначен председателем организованной при Морском техническом комитете комиссии по подъему линкора. Необходимо было загерметизировать отсеки корабля и подать в них сжатый воздух, заставить всплыть судно вверх килем. Затем в доке, загерметизировав полностью корпус, на глубокой воде, поставить корабль на ровный киль.
...Работы в соответствии с предложенным проектом продвигались успешно. К концу 1916 г. все кормовые отсеки были отжаты, и корма всплыла на поверхность. Полностью линкор (вернее, то, что от него осталось) всплыл 8 мая 1918 г. Гражданская война, интервенция, послевоенная разруха заставили забыть об "Императрице Марии". Корабль находился в доке на деревянных клетках-опорах кверху днищем. В 1923 г. корпус линейного корабля из-за подгнивших опор просел, дав прогиб: док из-за повреждений оказался затопленным. На время исправления дока корабль поставили на мель у входа в бухту, а в 1926 г. его разобрали на металлолом. Позднее подняли и артиллерийские башни корабля, 305-мм орудия которого продолжили свою боевую службу. В 1941-1942 гг. их установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны. Они нанесли немалый урон наступавшим гитлеровским войскам. Только 25 июня 1942 г., штурмуя 30-ю батарею, враг потерял убитыми и ранеными до тысячи человек.
Так закончилась боевая биография корабля, погибшего по "не установленным причинам".
…Свое имя и героическое прошлое "Императрица Мария" унаследовала от флагманского корабля адмирала Павла Нахимова. Парусная "Мария" возглавляла русскую эскадру в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 г., вписавшем еще одну достойную страницу в летопись славных побед Андреевского флага. Линкор же достойно нес боевую вахту в 1915-1916 гг., приумножая славу своего предшественника.
И у обоих кораблей всего лишь один год службы и общее место гибели - родная Севастопольская бухта. Почему парусная "Императрица Мария" легла на дно бухты, известно. В августе 1854 г. ее затопили, чтобы преградить вход в Севастопольскую бухту англо-французской эскадре. Что заставило линейный корабль "Императрица Мария" погрузиться в воды Черного моря, до сих пор остается загадкой…
Свежие комментарии