
Недавно в один из госпиталей южноафриканского города Йоханесбурга поступил молодой человек, которому во время драки в череп вогнали длинный нож по самую рукоятку.
Известны еще несколько примеров "сверхживучести". Один из таких феноменов вошел в историю медицины под названием "Американский случай травмирования ломом". 13 сентября 1847 года, мастер железнодорожного участка Рутланд-Берлингтон Файниз Гейндж, готовясь к строительным работам, закладывал взрывчатку, утрамбовывая порох в шурфе специальным прутом, в диаметре имевшим полтора дюйма. Инструмент, наткнувшись на камень, высек искру, грянул взрыв. Прут вылетел из шурфа и, ударив Гейнджа в скулу, пробил голову.
Товарищи доставили окровавленного, но не потерявшего сознания Гейнджа в близлежащий поселок, в котором размещалась больница. Пострадавший сам прошел в приемную врача, поднявшись по довольно высокой лестнице. Извлекая лом из головы несчастного, хирург был вынужден удалить часть мозга. Никто не надеялся на благополучный исход, но судьба была милостива к Гейнджу. К удивлению медиков, он прожил еще много лет, не жалуясь на здоровье.
А вот совсем свежее происшествие. В словацком городе Нитра студент нефтехимического колледжа на уроке физкультуры неудачно метнул спортивное копье. Бросок был неточным, и острый
снаряд угодил в стоявшего неподалеку однокурсника, пробив тому сердце. При этом семнадцатилетний юноша, не теряя сознания, самостоятельно выдернул копье из груди и дошел до медицинского кабинета. Тут же вызвали машину скорой помощи. После сложнейшей операции на сердце на груди у счастливчика остался десятисантиметровый шрам. И это, пожалуй, единственное, что сейчас напоминает ему о пережитой трагедии!
Поистине, человеческий организм проявляет временами чудеса выносливости и живучести. Характерна в этом отношении история, произошедшая с неким Гранат -киным, жителем города Гродно, кладовщиком районной продуктовой базы. Зимним вечером он возвращался домой и тут, себе на беду, встретил своего коллегу, выезжавшего из ворот базы на мотоцикле, коляска которого была доверху нагружена ворованными товарами. Мотоциклист притормозил и ударил нежелательного свидетеля чем-то тяжелым по голове. Затем убийца взвалил кладовщика на мотоцикл, вывез за город и бросил в овраг, завалив тело снегом и ветками. Через двадцать два дня лесорубы случайно наткнулись на Гранаткина и, поскольку тот не подавал никаких признаков жизни, отвезли тело в морг. Паталогоанатом решил отложить вскрытие до утра. Каково же было удивление врача, когда, войдя утром в прозекторскую, он увидел, что лежащий на операционном столе Гранаткин был не только жив, но даже не обморожен. Кто поверит, что человек, пролежав на морозе без воды и еды двадцать два дня, смог остаться в живых? Однако невероятное случилось: пролежав ночь в теплом помещении, кладовщик пришел в себя!
Чем же можно объяснить случаи столь невероятной живучести? Возможно, ответ стоит искать в работах исследователей, которые занимаются изучением феномена, который они называют "запрограммированная смерть". Согласно их гипотезе, эволюция, чтобы сохранить сбалансированное многообразие животного мира на планете и избежать перенаселения, заложило в каждое живое существо две противоборствующие программы: одну условно можно назвать "тяга к жизни", вторую - "самоуничтожение".
Не будь последней, мы, скорее всего, жили бы вечно. А так с течением времени влияние программы "тяга к жизни" ослабевает, а воздействие противоположных импульсов, наоборот, усиливается. Клетки тела перестают обновляться, организм стареет, и в конце концов наступает смерть. Стойкость же к различным болезням и травмам определяется "тягой к жизни".
Когда эта программа дает сбой, фатальным может стать даже элементарный насморк. Организм просто перестает бороться за жизнь. Но, как видно из приведенных фактов, пока в нас сильна "тяга к жизни", человеческое тело проявляет примеры поистине фантастической выносливости и прочности.
Павел Стеклов
"Тайна сила" № 10 2008
Свежие комментарии