Он научился читать в два года, придумал слово «евгеника», открыл антициклон, опубликовал первую в мире метеорологическую карту, ввёл в статистику термины «регрессия» и «корреляция», а в психологию – термин «синестезия», изобрёл первый искусственный источник ультразвука и телетайп, был одним из основателей дактилоскопии, дифференциальной психологии и психометрики, кавалером всех научных наград Британского Королевского общества, его именем названо растение семейства гиацинтовых, а королева посвятила его в рыцари. Звали этого человека Фрэнсис Гальтон. Математик, географ, статистик, метеоролог, антрополог, биолог, психолог, путешественник, генетик, он был из тех людей, которых называют «маяками цивилизации», а проще – гениями. Но и чудаком наш герой тоже был презнатным...
Фрэнсис Гальтон родился в 1822 году в весьма небедной семье оружейников и банкиров, когда-то породнившихся с семейством Дарвинов, и великий Чарльз Дарвин приходился ему двоюродным братом. В 1840-м Фрэнсис поступил в Кембриджский университет, но так и не окончил его, посчитав, что заниматься наукой можно и без университетского диплома.
Уже в 1849 году он опубликовал первое научное сообщение «О печатном телеграфе» – телетайпе. После чего сразу уехал в долгое путешествие по Ближнему Востоку и Южной Африке. А когда вернулся и опубликовал отчёт об африканском путешествии, сразу удостоился золотой медали Королевского географического общества. Ещё через год Гальтон написал книги «Искусство путешествовать» и «Заметки о современной географии».
В 1856 году Гальтон неожиданно для всех увлёкся климатологией и метеорологией, опубликовав первую в истории климатическую карту Европы и попутно открыв феномен антициклонов.
В 1860 году – новый поворот.
После выхода книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» Гальтон занялся биологией и антропологией и разработал проблему наследования различных признаков у человека и животных. Тогда и появились его книги «Наследственный талант и характер», «Первые шаги в направлении одомашнивания животных», «Наследственный гений» и «Стадность у коров и человека». Эти работы Гальтона предвосхитили многие открытия в генетике, биологии, социальной психологии и антропологии.Гальтон первым стал изучать однояйцевых близнецов, обнаружил, что человеческие признаки передаются по наследству, и разработал учение о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми. В те годы Гальтон увлёкся и созданной им же наукой «евгеникой» – он мечтал «вывести» совершенного во всех отношениях человека...
К семидесятым годам XIX века Гальтон разработал методологию психометрических исследований, изобрёл первый прибор для психометрических опытов, в том числе и ультразвуковой «свисток Гальтона», конструкция которого и сегодня лежит в основе многих приборов для генерации инфразвука, а 1884 году ученый открыл первую в мире антропометрическую лабораторию. Даже среди чопорной лондонской знати считалось хорошим тоном подвергнуться антропологическим измерениям в этой лаборатории, в которой Гальтону помогал ассистент, сержант Рэнде. Именно в это время Гальтон разработал методику «составных портретов», до сих применяющуюся в криминалистике для составления портрета преступников по словесным описаниям свидетелей. С криминалистикой связано ещё одно увлечение Гальтона – дактилоскопия.
В 1892 году Гальтона заинтересовали появившиеся в журнале Nature статьи о рисунке кожных покровов кистей человеческих рук. Задолго до этого, ещё в 1877 году, служивший в Индии британский полицейский чиновник Уильям Гершель выдвинул гипотезу об уникальности и неизменности папиллярного рисунка на пальцах человека. Конечно, об «узорах на пальцах» люди знали с незапамятных времён – например, в Китае вплоть до VII века к документам прикладывали отпечаток кисти руки. Известна и история с отпечатком ладони пророка Мухаммеда на фирмане (охранной грамоте), выданном монастырю на Синае в 620 году. Через много лет, в 1517 году, этот фирман спас монастырь от разграбления: узнав об охранной грамоте самого пророка, турецкий султан Селим приказал своим головорезам оставить монастырь в покое...
Первое научное описание «узоров на пальцах» дал в 1665 году итальянский естествоиспытатель Марчелло Мальпиги в книге «De extemo tactus organo» («О внешних органах чувств»). Можно вспомнить и первую попытку классификации папиллярных узоров, сделанную в 1823 году Йоханом Куркинке в книге «К вопросу об исследовании физиологии и кожного покрова человека». Но до дактилоскопии как науки ещё было далеко, и пионером здесь можно считать выходца из Далмации аргентинского чиновника серба Хуана Вучетича, который разработал десятипальцевую систему классификации отпечатков пальцев.
Любопытно, что именно в Аргентине этот метод впервые был применён для изобличения преступницы, матери, убившей двоих собственных детей и оставившей кровавые отпечатки пальцев на месте преступления. Аргентинская полиция первой поставила дактилоскопию «на поток» в 1896 году. Через год дактилоскопию начала практиковать британская полиция в Индии, в 1902 году дактилоскопия прижилась в Австро-Венгрии, в 1903 году – в Германии, Бразилии и Чили, в 1906 году – в Боливии и России, в 1908 году – в Уругвае, Парагвае и Перу. Кстати, одной из самых последних стран, поверивших в «криминальную» дактилоскопию, оказалась Франция. Сейчас в мире применяются несколько дактилоскопических стандартов, например ANSI и стандарт ФБР США. В России биометрические стандарты регламентированы ГОСТом.
Но всего этого могло бы и не быть, если бы не Фрэнсис Гальтон, опубликовавший в 1892 году работу, которая так и называлась – «Finger prints», или «Отпечатки пальцев» (с тех пор этот термин и прижился в криминалистике, и выходит, что его тоже придумал Гальтон). Исследовав тысячи отпечатков пальцев и ладоней, Гальтон открыл основные принципы дерматоглифики, или принцип неизменности пальцевых узоров в течение жизни человека. Гальтон первым доказал строгую индивидуальность отпечатков пальцев и предложил простую и стройную классификацию трёх типов отпечатков – «дуг», «петлей» и «завитков». Проще говоря, он первым додумался до использования отпечатков пальцев не только для идентификации человека, но для регистрации и каталогизации. Гальтон первым открыл четыре основных типа «пальцевых узоров», от которых происходят все прочие рисунки на коже пальцев.
Позже, использовав все эти открытия Гальтона, Эдвард Генри создал универсальную дактилоскопическую формулу и основанную на ней систему классификации. В криминалистике её и сегодня называют «системой Гальтона-Генри».
Попутно он занимался биологической статистикой, разработал способ вычисления коэффициента корреляции (и ввёл в научный оборот сам термин «корреляция»), открыл закон регрессии наследственных признаков, обозначивший целую эпоху в доменделеевской генетике. Он был одним из первых исследователей человеческого интеллекта и впервые в академической литературе описал «афантазию». А заслуги Гальтона в биологии были так велики, что Жозеф Декен даже назвал его именем растение семейства гиацинтовых, оно так и называется – Galtonia Decne.
Алексей Григорьев
Свежие комментарии