Кого хотели изобразить ятели корсиканские ров — своих врагов?
Сколько таких монументов эпохи мегалита таится еще на острове, не знает никто.
Разбитое шоссе ведет в глубь скалистого острова, почва которого пересечена глубокими трещинами. Здесь, на севере, по дороге то и дело встречаются эвкалиптовые рощи, аромат которых заглушает запах бензина. Весной здесь уже вовсю желтеют мимозы и зеленеют акации, контрастируя с бледной синевой раннего весеннего неба. Далекие горы на горизонте все еще по-зимнему белые.
Сразу за поворотом горной дороги к югу от деревушки Сан-Лоренцо справа открывается небольшая романская церковь Святой Марии. Кругом сплошные заросли «маки» — непроходимая чаща из кустов вереска в человеческий рост, стеблей колючего дрока, ростков скального дуба и других цепких растений с щипами, связанных воедино многометровыми побегами ежевики.
Сквозь эти заросли ведет едва заметная тропа, поднимающаяся в гору. В одном месте она переходит в старую проселочную дорогу, но та вскоре опять пропадает под безудержно разросшимися «маки». Из-за них романскую церковь и не увидишь, пока не упрешься прямо в нее. Рядом с ней стоит менгир, каменная статуя высотой около 2 м. Ее можно увидеть, лишь подойдя к ней вплотную. Заметить менгир в дебрях дикой растительности практически невозможно.
Зато на ее фоне она выглядит почти чудом, каким-то каменным демоном. Глубокие тени «рисуют» странный контур и подчеркивают гротескные черты лица статуи, ростом немного превышающей обычного человека. Массивный подбородок украшен широким ртом, без губ и зубов. Нос лишь слегка намечен. Вместо глаз — два отверстия, лишенные всякого выражения.
Этот менгир на Корсике не единственный. Археологи обнаружили уже несколько десятков таких фигур. В зарослях «маки» наверняка таятся еще многие и многие их собратья. Когда их создали? Кто высек их из камня и зачем? Что означали эти загадочные статуи для тех, кто ваял их во тьме веков?
На острове еще живы древние легенды, рассказывающие об этих изваяниях разные страшные истории. Если вам повезет, вы можете попасть в число слушателей какого-нибудь древнего старца, лицо которого хранит неизгладимые следы солнца и ветра, и потратить очередной долгий зимний вечер на то, чтобы услышать потрясающую историю, рассказанную на полном серьезе, хотя и не без усмешки в самых драматических местах: «История, которую я хочу вам поведать, случилась давно, и тех, кто видел все это своими глазами, тоже давно уже нет на свете. Однако все было именно так и не иначе, потому что мне об этом рассказывал отец, когда я был еще ребенком.
Тех, кто знал, давно уже нет на свете.
Все знают, что раньше у нас на острове водились вампиры, выходившие по ночам из могил, чтобы ловить молоденьких девушек или просто забираться к ним через окно; желая молодой крови, они вонзали свои острые зубы им в шею или в грудь, и пили, пока не напьются. И вот однажды такой вампир поселился недалеко от нашей деревни, и тогда все жители, конечно, собрались и стали решать, как от него избавиться. Однако сделать это было непросто. Днем этот мертвец-кровопийца спокойненько лежал в своей могиле, выходя на охоту лишь ночью, когда за ним трудно было уследить. Поэтому жители деревни решили устроить ему ловушку.
Они знали, что больше всего он любил бродить в зарослях возле старой церкви, стоявшей на самой окраине деревни. Туда-то они и послали самую юную и самую красивую девушку, к тому же еще невинную. Ведь всем известно, что вампиры больше всего любят невинных девушек. Если вампир увлечется ею, то он забудет обо всем, и его нетрудно будет поймать и казнить. Таков единственный способ борьбы с вампирами, известный издревле.
На Корсике, как почти везде в Европе, мегалитическая культура начиналась с дольменов и менгиров. С течением веков каменные колонны начали приобретать стилизованные очертания человека. Были ли это первые в Западной Европе скульптурные изображения?
Кого олицетворяли вооруженные статуи, происхождение которых теряется в глубоком прошлом? Может быть, мирных жителей острова в далекую доисторическую эпоху около 3200 лет назад и вправду завоевали представители некоего «морского народа», происхождение которого нам пока неизвестно?
Скалистый ландшафт Корсики живописен и романтичен. «Маки», колючие заросли можжевельника, лавра, мирта, папоротника и розмарина наполняют его воздух волшебным ароматом. В народе и сегодня живут легенды о сказочном прошлом корсиканских статуй. Так, по одной из легенд, в статую превратилась девушка, окаменевшая от страха перед вампиром возле церкви Св. Марии в Сан-Лоренцо.
Однако случилось все не так, как задумали эти отважные люди. Нет, девушка-то пошла в то место, и жители деревни последовали за ней на некотором расстоянии, вооруженные оглоблями и дубинками, но она спокойно дошла до церкви: вампира нигде не было и следа. А надо сказать, что внутри церкви находился один юноша, и услышанные им осторожные шаги девушки показались ему спасением.
Днем он ходил к проповеди, долго молился, и служка по недосмотру запер его в каменной церквушке, когда богослужение окончилось. Юноша уже думал, что ему придется просидеть там всю неделю до следующего воскресенья, умирая от голода и жажды, и вдруг обнаружил, что за дверью кто-то есть. Тут девушка робко позвала вампира, и юноша, радуясь скорому освобождению, ответил ей громким криком, который в пустом пространстве под сводами церкви прогремел жутко и отчаянно, подобно трубному гласу. Девушку охватил смертельный ужас, сердце у нее остановилось, и она превратилась в камень.
…И девушка превратилась в камень
Все это было очень, очень давно. Но камень с человеческим лицом и сейчас можно увидеть у церкви Святой Марии, двери и окна которой теперь заколочены досками в память о той страшной ночи, когда жители нашей деревни хотели заманить в ловушку вампира».
Каменный человек действительно и сейчас стоит возле церквушки Святой Марии. Но легенды, которые рассказывают про него, — чистая фантазия. В ней нет даже той крупицы истины, которая часто имеется в таких устных преданиях. Да и сама статуя на самом деле гораздо старше, чем ее соседка-церковь, сооруженная лишь в романскую эпоху. Их разделяют почти два тысячелетия. В исторические времена странная каменная фигура превратилась в неразрешимую загадку. А легенд о ней ходит много, и не только про девушку. Французский археолог Роже Грожан и его исследовательская группа собрали их целую коллекцию.
В чем тайна этой и еще нескольких десятков других подобных статуй, найденных на одиноком скалистом острове в Средиземном море? Лишь около 30 лет назад, когда были обнаружены человекоподобные изваяния в Филитозе на юге острова, в темной истории корсиканских древностей наконец забрезжил какой-то свет. Потом были найдены новые артефакты и получены новые сведения, однако каждая разгаданная загадка, кажется, породила не одну, а очень много новых, связанных с доисторическим прошлым острова. Так было и до Филито-зы, в 1956 г., когда Роже Грожан написал: «Вот уже 150 лет, как над археологическими изысканиями на Корсике тяготеет нечто вроде проклятия. Библиография этих изысканий насчитывает 160 наименований, но ни в одной из работ нельзя найти и двух утверждений, которые согласовались бы с утверждениями других авторов… Скорее наоборот, все эти утверждения противоречат не только друг другу, но и действительности, например: «На острове Корсика почти нет мегалитов».
Действительность же такова, что мегалитов на острове Корсика как раз довольно много. Взять хотя бы дольмены и обычные мегалиты, подобные которым около 3000 г. до н. э. возводились практически повсюду на побережье Европы и Северной Африки. Позже, примерно 1000 лет спустя, на Корсике стали сооружать другие менгиры. Привычные камни-обелиски сменились камнями-фигурами: низ уже верха, передняя сторона почти плоская, задняя же заметно выпуклая — это явно человеческие фигуры, только стилизованные, с плоскими грудью и животом и сутулой спиной, с широкими плечами, хотя без головы и конечностей. Около 1500 г. до н. э. на каменных плечах появляются головы, вначале в форме почти не обработанных шаров, «яиц» или цилиндров.
Чуть позже у каменных лиц появляются глаза и рот. Ясно выделяется подбородок. Затем появляется нос, четко обозначенный, иногда «картошкой». Корсиканские ваятели эпохи мегалита создали, в сущности, первые в Западной Европе скульптуры, опередив неуклюжие изваяния первых древнегреческих мастеров на несколько веков.
Первые скульптуры
Однако потом произошло нечто странное: примерно около 1200 г. до н. э. у этих статуй-менгиров появляется оружие! Поперек каменной груди у них висят кинжалы, ножи и длинные мечи. На груди и спине отчетливо просматриваются латы или кольчуги. На головах — круглые шлемы с загнутыми краями, шею сзади защищает пластинчатый навес, а на шлемах, вероятно, создавались рога, потом отбитые. Во всяком случае, на шлемах остались углубления от рогов.
Странным это кажется потому, что строители менгиров в течение тысячелетий жили исключительно мирно, сеяли зерно и разводили домашний скот. И, если они вдруг начали ваять из камня воинов, это могло означать только одно: на них напали. И поскольку Корсика — это остров, то напасть на них могли только с моря. И действительно, на юге острова, в районе бухты Порто-Веккио, обнаружено много свидетельств нападения чужеземцев, которые разрушали древние менгиры или просто сбрасывали их со своих пьедесталов, закапывали в землю. Они разрушали поселения строителей мегалитов и строили на их месте свои сторожевые башни. В Филитозе на юго-западе острова и в Кукурудзу, в южных горах, они заложили настоящие крепости.
Кем были эти воинственные морские пришельцы? Историки называют их «торриями» из-за каменных башен, оставленных повсюду. Но это ничего не говорит о том, откуда они пришли и кем были. Тут-то нам и могут помочь статуи вооруженных воинов. Во времена этих нападений оседлое население Корсики жило еще в каменном веке. Корсиканцы не знали ни бронзы, ни железа. Их оружием были копья с каменными наконечниками. Когда ваятели того времени начали создавать статуи воинов с металлическими кинжалами, ножами и мечами, образцом им служили не земляки. Они изображали своих врагов. Зачем они это делали, вопрос спорный; возможно, таким образом они хотели увековечить подвиги своих соотечественников, погибших в битве, как в свое время делали народы Южной Сибири.
Итак, загадочные завоеватели использовали оружие, запечатленное на менгирах того времени, носили металлические латы с пятью поперечными углублениями поперек груди, круглые шлемы с надзатыльниками и рогами. Воинов, выглядевших именно так, можно видеть на большом барельефе в стене храма Мединет-Хабу,
«Морские народы» из Атлантиды?
удаленном на 3 тысячи миль в глубь Египта. На барельефе изображена морская битва между завоевателями и флотом египтян, происходившая в 1190 г. до н. э. В те времена этим завоевателям, видимо, удалось покорить большую часть Средиземноморья. Судя по всему, они и были загадочными «торриями», захватившими Корсику. Историки древности называют пиратов, ходивших по Средиземному морю 3200 лет назад, «морскими народами». Они даже различают среди них, например, шарданов или филистимлян. Однако это ничего не говорит о том, кто они такие и откуда взялись.
Родина их находилась явно не на Средиземном море, потому что никакой, даже самый воинственный народ не станет грабить свое родное побережье. Поэтому предположения ученых о том, что они жили в Палестине, на Эгейских островах, на Крите, в Греции, Фессалии или Македонии, не выглядят достоверными. Все эти районы в период около 1200 г. до н. э. подверглись нападениям и разрушениям. Где же располагалась настоящая родина загадочных завоевателей? Неужели они и вправду были жителями затонувшего континента Атлантиды?
По материалам газеты ВВС: Тайнознание
Свежие комментарии