На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 720 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Реконструкция основных этапов строительства Владычного Двора X-XVII веков. Город Великий Новгород.

   От автора  /Воскобойник И.А./

Что я хочу отметить в этой работе: во-первых; показать динамику строительства Владычного двора, в основном  каменных сооружений, с момента его (Владычного двора) заселения с 989г., по 1669-1670годы, которые являются датой последнего периода значительного строительства на Владычном дворе, перед затуханием  его развития,  в связи  с окончанием  независимости.

  Во-вторых; в отличие от предыдущих исследователей, считающих, что рукав Большого ручья, на насыпи которого  воздвигнута  София, был засыпан единовременно, полагаю;  что этот процесс происходил в два этапа.  Наибольшая часть рукава Большого ручья была засыпана или спрятана под землю под кирпичным полуцилиндрическим коробом, в период строительства Софийского собора в 1045году, а часть ручья была оставлена как затока, по которой можно было, из Волхова, по реке, прибывать на небольших судах, прямо к  Софийскому собору. Затока функционировала и при Евфимии II, когда Владычный двор, его стараниями, был превращён в замкнутую крепость, и  при полном завершении строительства каменной крепостной стены Кремля во второй половине XV века. Оставшаяся часть рукава Большого ручья была засыпана при достройке Владычного двора епископом Питиримом в 70-х годах XVII века. К этому времени затока, вероятно, потеряла своё функциональное значение или стала непригодна для использования, её засыпали и на этом месте возвели «продолжение»  Никитского корпуса, восточной стеной которого стала внешняя сторона Кремлёвской оборонительной стены XV века.

  Особым образом, хотелось бы отметить первоначальный замысел строительства  Евфимием II центрального сооружения Владычного двора, трёх этажной, крестовой владычной палаты, как её сейчас называют - Грановитой.  Об этом и другом, далее подробно…

                     Основные вехи строительства новгородского Владычного двора.

Приступая к этой работе, я хотела внести в неё весь опыт предварительных исследований и изысканий, проводимых по  Владычному двору под руководством ведущего новгородского архитектора-реставратора  того времени Г. М. Штендера, в непосредственном подчинении которого я работала архитектором-реставратором с 1979г., по конец  1991г. В частности, я принимала участие в архитектурном надзоре по ремонтным работам, проводимым по Владычному двору в эти годы.

Опираясь на личный опыт участия в работах по Кремлю, проводимых под руководством Г. М. Штендера, а так же на историко-архитектурные изыскания Э. А. Гордиенко, изданные в 1991 году в книге «Владычная палата новгородского Кремля», смею представить свой взгляд на данную тему. Возможно, он чем-то отличающийся от общего восприятия, но тем и «революционный», который, возможно, станет «ключевой точкой отсчёта» в дальнейших исследованиях архитектуры, культуры и наконец, истории становления традиций нашей государственности.

  И так, обратимся к летописи; как отмечает Э. А. Гордиенко (1), «Первый епископ Иоаким Корсунянин (989-1030) поселился на том острове, где впоследствии прочно обосновался Владычный двор». С его именем связано установление  Христианства в Новгороде.

  Остров, на котором поселился Иоаким Корсунянин,  обладал естественной водной защитой.  С северо-западной стороны, от городского поселения, его ограждал северный рукав Большого ручья, впадающий в Волхов, он сохранился до наших дней. С южной стороны острова, как показали почвенные бурения, протекал второй рукав Большого ручья, однако восточная часть острова обрамлялась водной преградой, расположенной вдоль существующего Никитского корпуса, о чём свидетельствуют те же  почвенные бурения. Так же на крепостной стене XV века, у северной части Никитского корпуса, сохранилась низкая арка, позднее заложенная, свидетельствующая о протоке воды, исходящей с территории Владычного двора в северный рукав Большого ручья. В том же месте, с севера от Никитского корпуса, были обнаружены конструкции деревянных крепостных стен.

И так территория поселения Владыки была сравнительно небольшой.  Основные постройки должны располагаться на возвышенности острова, что ещё больше сужает площадь застройки. Кроме того, несмотря на желаемую изолированность поселения Владыки, диктуемую безопасностью, должна была существовать связь его с городским населением, в виде основного подъездного пути, а, значит, на остров существовал мост, возможно подъёмный, для того, что бы можно было выезжать с острова по делам и завозить на остров провизию.  Положение направления проезжей дороги может подсказать нам расположение первых и основных врат на Владычном дворе. Самой древней надвратной церковью Владычного двора является ц. Рождества Христова, к ней примыкал ряд келий, выстроенных с юга на север. На этой же линии расположены въездные ворота под церковью, соответственно они открывали въезд, ориентированный запад-восток. Если к этому вспомнить, что основная материковая часть городской застройки располагалась с запада от острова, то можем представить; что на Владычный двор, находящийся на острове, вела дорога с материка, с запада,  она проходила через ворота (позднее под надвратной церковью Рождества Христова), вдоль корпуса владычной палаты и к …

Как известно, в Христианском мире; «все дороги ведут к Храму».  Кроме его домовой, возможно каменной, палаты, епископом  Иоакимом  Корсуняниным была построена первая каменная церковь Иоакима и Анны. «Судя по названию, храм посвящался покровителям епископа и, значит, был его домовой церковью. Украшенная резьбой, она, по-видимому, воспроизводила облик херсонесских церквей, напоминая епископу его греческую родину, оттуда он был поставлен на новгородскую кафедру»  Э. А. Гордиенко(2). Скорее всего, церковь Иоакима и Анны располагалась на возвышенности острова.

 

Таким образом, были определены две основные линии застройки  1-го Владычного двора, как показано на плане 1.

Первая линия, определяющаяся движением дороги с материка на остров, ведущая к первой каменной церкви Владычного двора. Вторая линия проходила перпендикулярно к первой, вдоль ворот и палаты Владыки. Чтобы обезопасить двор Владыки со стороны въезда с материка, вероятно, достаточно было оградить его с западной стороны, до естественных водных преград. Поэтому на север, от палаты Владыки, и на юго-запад, от въездных ворот, располагались два крыла деревянных крепостных сооружений. Остатки северных, как уже было отмечено, были найдены с севера от существующего Никитского корпуса, а остатки южного крыла были обнаружены при закладке шурфов в Лихудове корпусе. Это и определяет их расположение у водной преграды. Служение  Иоакима Корсунянина на новгородской кафедре в течение 42 лет, говорит об эффективности такого рода островной безопасности. Ведь  Иоаким Корсунянин был первым миссионером, наставником христианской веры на новгородской земле, тогда ещё населяемой языческими племенами. За годы его миссионерства, почти полвека, Христианская Вера завоевала человеческие души и приобрела популярность на Новгородской Руси, и для последователей веры уже потребовался такой грандиозный храм, как Софийский Собор. С другой стороны, Христианская Вера была узаконена светской властью Руси, поэтому все работы по возведению Софийского собора осуществлялись при пособничестве и покровительстве новгородского князя Владимира Ярославовича (1044-1050). В это время, с 1036 по 1061 годы, на Владычный двор, после смерти Иоакима Корсунянина, был поставлен Лука Жидята. Все его  помыслы  были направлены на устройство Софийского собора, тогда как  князь, Владимир Ярославович, с 1044 года занимался строительством кремля. Пожаром был уничтожен деревянный Софийский собор.  Чтобы построить каменный Софийский собор таких масштабов, потребовалось расширить территорию Владычного двора, поэтому понадобилось осушить русло ручья.

 

 

Вероятно, осушить русло второго рукава Большого ручья было возможно, но сложно. Как показали почвенные бурения; течение ручья питалось подземными источниками,  уровень грунтовых вод, в северной части Владычного двора, располагался высоко, и вплоть до конца XIX века, здесь находились колодцы, для забора и освещения питьевой воды.  Возможно, что русло второго ручья было спрятано под конструкцией кирпичного короба, остатки которого были обнаружены в  1990 году при закладке новых коммуникаций, в двух местах. Один шурф закладывали между Никитским корпусом и Грановитой палатой, второй недалеко от Лихудова корпуса. В обоих местах были найдены арочные конструкции, в которых использовался большемерный кирпич. Здесь надо отметить, что при устройстве Софийского собора, была разобрана первая каменная (кирпичная) церковь Иоакима и Анны. С другой стороны,  как выяснилось,  опыт сооружения каменных кладок, удерживающих воду, в то время существовал уже при строительстве Софийского собора. Так в восточной части собора, между первым и вторым ярусами в северной апсиде, было устроено объёмное, скрытное помещение для хранения питьевой воды, на случай длительной осады собора. София, в те времена, представляла собой неприступную крепость, которая спасала Владыку и христиан от вражеских набегов.

 И так, второе русло Большого ручья,  на 2/3 скрытое под коробом, было засыпано грунтом, а часть русла оставалась на поверхности, образовывая затоку со стороны северного русла Большого ручья.  Вытекая, из-под  короба, вода протоки струилась вдоль существующего Никитского корпуса, по северной части Владычного двора.  Затока функционировала как часть водной магистрали Владычного двора и просуществовала длительное время, о чём свидетельствует выстроенная вдоль неё в XV веке кирпичная, оборонительная стена, при перестройке спрятанная в стенах позднего Никитского корпуса.

Строительство огромного собора, частично на не устоявшемся грунте, давало свои результаты. Падал северо-западный угол собора, а позднее, при завершении строительных работ, падал северный неф Софийского собора, но уже из-за некачественных работ стенщиков.  Тем не менее, строительство Софийского собора на долгие годы обеспечило безопасность и защиту хозяевам Владычного двора. Однако, в 1065 году, «налетел на Новгород полоцкий князь Всеслав Брячиславич. Через неревский конец его войско подошло к проездной башне. Преодолев запертые ворота, половчане  вторглись на Владычный двор, а затем в Софийский собор» - Э. А. Гордиенко (3). Для новгородцев этот урок не прошёл даром.  «Успешный набег ободрил половчан, и в 1069г. Всеслав повторил поход на Новгород. На этот раз его отряд был остановлен у стен города и разгромлен» - Э. А. Гордиенко (4). Здесь сообщается о наличии городских оборонительных сооружений. Так же, как и оборонительные стены Кремля, они были деревянные в то время, так как первые каменные крепостные стены были возведены на Владычном дворе только в конце XIV – в начале XV века (это была восточная стена существующего Никитского корпуса). Соответственно, надвратная церковь Фёдора, устроенная после победы над полоцкой ратью, в честь служившего тогда на Владычном дворе епископа Фёдора (1069-1078), скорее всего, была деревянной.

 После сооружения Софийского собора в Новгороде, в смутное время почти не строили храмов.

Только в конце XI – в начале XII веков, когда на княжеском престоле утверждается Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, а на епископскую кафедру возведён Никита (1097-1108), ставленник Киево-Печёрского монастыря, в Новгороде разворачивается храмовое строительство. «Никита поселяется рядом с Софийским собором. Кельи его не сохранились, но все сооружения, возводившиеся на этом месте по традиции в течение нескольких веков, назывались никитскими» - Э. А. Гордиенко (5). Надо сказать, что и в последующем, по преемственности от одного Владыки к другому, как по традиции, передавались устои и порядок Владычного двора. Палаты Владык и церкви оставались на тех местах, где первоначально были возведены, если только не были уничтожены в пожарах.  Их названия сохранялись из поколения в поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый Владыка что-то достраивал на Владычном дворе, дополнял и облагораживал его.

 Кельи Никиты располагались  недалеко от западного входа в Софийский собор. На планах конца XVIII – начала XIX вв., самая южная часть Никитского корпуса, где по преданию находились кельи Никиты, имеет оригинальную форму. Такая неправильная форма сооружения, наводит на мысль, что она образовалась объективно, в силу сложившихся  обстоятельств.  Палата, вероятно, была встроена в существующие фортификационные сооружения, разместившиеся у северо-западного угла Софии.  Поэтому северная и часть восточной стены палаты, были «обрезаны», по направлению крепостных стен, а продолжение восточной стены кельи на юг, не должно было препятствовать вновь организованному движению, вдоль третьей линии застроек Владычного двора, который, как видно далее, будет периодически расширяться в этом направлении.

 С  1108 года, в течение 20-ти лет новгородскую кафедру занимал Иоанн (1108-1128). При нём расцветает храмовое строительство в Новгороде. Строится Георгиевский собор (1112г) Юрьева монастыря, собор Антоньева монастыря. В это время, князь Мстислав Владимирович в 1116 г., увеличил территорию Кремля, при строительстве новых, фортификационных сооружений.

Однако, намечается разрыв между духовной и светской властью. В противовес  Софии, символу духовной власти, князь ставит, на Ярославом дворище, монументальный Николо-Дворищенский собор (1115г). Кризис власти оказался столь глубоким, что уже в 1156 г., епископа Аркадия (1156-1165) избирал весь народ, « …подобный факт избрания владыки станет долгой местной традицией, пресечение которой произойдёт только с утратой Новгородом своей независимости в 1478г.» -  Э. А. Гордиенко (6). Таким образом, с середины XII века, новгородские святители, вместе с независимостью, получают сан архиепископа.

 Архиепископ Иоанн (II) (1165-1187) способствует интенсивному росту монастырей вокруг  города Новгорода. На Владычном дворе, Иоанн строит собственные кельи, и если нет точного сообщения о материале строительства, нельзя отрицать, что они были каменные. Судя по планам  конца XVIII-начала XIX вв., палаты владык мало отличаются по размерам. Проведя сравнительный анализ по сохранившимся планам, я пришла к выводу, что палаты Владык, вплоть до Евфимия II, не сильно отличались по размерам, и согласно традиции пристраивались одна к другой. Возможно, размер палаты напрямую был связан с наиболее эффективным отоплением её в зимний период года.

 Каждый Владыка пристраивал к предыдущему корпусу, своё новое здание, схожих размеров, тем самым расширяя свои владения. В связи с этим, смею предположить, что архиепископ Иоанн(II), продолжив на север Никитские кельи, устроил собственные, по размерам схожие предыдущим.  Эта часть Никитского корпуса не сохранилась до наших дней, за ветхостью её разобрали в 1664 году, при реконструкции Владычного двора митрополитом Питиримом. На этом месте были устроены «мемориальные кельи» - исторический музей в городе Новгороде.

 В 1211 году на новгородскую кафедру был поставлен архиепископ Антоний (1211-1230гг.) На кафедру его возводили трижды: с 1211-по 1220, повторно с 1225-по 1228, и в этом же 1228 году, после апоплексического удара, его вернули на кафедру до 1230 года. В 1211 году, на месте палаты соперника Митрофана, архиепископ возвёл патрональную  церковь святого Антония Великого.

Первое предположение о положении церкви святого Антония на Владычном дворе, высказал Г. М. Штендер. Он указал её расположение  над «молярной» палатой (в нашем случае; первая палата Владыки). На западном фасаде этой палаты имеется треугольный фронтон.  Чтобы уточнить местоположение ц. Антония Великого, рассмотрим  сложившиеся к этому времени на Владычном дворе, линии застроек. Вспомним, что вторая, самая ранняя, линия застройки определялась воротами и палатой Владыки (Иоакима).  Первая – определялась направлением дороги, ведущей к ц. Иоакима и Анны, позднее разобранной, а после  строительства Софии, подводила к её площади перед западным фасадом. К тому времени была организована третья линия застройки Владычного двора, проходившая от северо-западного угла Софийского собора на север, вдоль келий владыки Никиты. Теперь обратим внимание на названия построек на второй и третьей линиях застройки. По второй линии располагались палаты Владык, а по третьей - кельи. На первый взгляд, значение слов одинаково и обозначает «дом Владыки». Но в смысловом  понимании  -  кельи, несут более архаичный подтекст. Поэтому, палата предшественника Антония, архиепископа Митрофана, исходя из названия, находилась по ряду, где располагались палаты  Владык (позднее в этом же ряду была расположена палата Василия).                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

Соперничество между Антонием и Митрофаном  было очевидно, их взаимное смещение на Новгородской кафедре происходило дважды: сначала, с 1199 по 1211год кафедру занимал  архиепископ Митрофан, затем с 1211 по 1220 год на кафедру взошёл архиепископ Антоний, с 1220 по 1223 год опять Митрофан, а с 1225 по 1230год – Антоний.  Об архиепископе Антонии известно, что: «Будучи ещё светским человеком (в миру его звали Добрыня Андрейкович), он ходил в Святые земли, оттуда принёс Гроб Господень, то есть ковчег, как будто равный размером увиденному  в иерусалимском храме Воскресения гробу Христову» - Э.А. Гордиенко (7). Не случайно, что второй постройкой архиепископа Антония, на Владычном дворе, стала ц. Рождества Христова, которая впервые упоминается под 1226 годом. Церковь Рождества Христова была надвратной, и её  позднее местоположение определяет начальное место на Владычном дворе, в одном ряду с палатой Владыки. В 1230 году Антония сменил архиепископ Спиридон (1230-1249) , явившийся по времени свидетелем сражений Александра Невского. Он, как и все владыки Новгородского двора XIII века, своим служением способствовал утверждению Софийского дома. Однако за этот период  не найдены летописные сообщения о строительстве на Владычном дворе.      Вновь строительство возобновилось с приходом  на Новгородскую кафедру Василия Калика (1332-1352).  Василий Калика до своего владычества, так же совершил хождение в Иерусалим. Архиепископ Василий пробыл на кафедре 21 год. Он осуществлял активную созидательную деятельность в городе Новгороде, занимался укреплением Кремля.  Его строительству на Владычном дворе, в частности,  способствовал пожар 1340 года (сгорели деревянные постройки и София обгорела).

На Владычном дворе, Василий выстроил собственную палату (крестовую), которая была расположена в одном ряду с надвратной церковью Рождества Христова.  На планах конца XVIII – начала XIX веков видно, что западная стена палаты Василия выведена по одной линии с фасадом надвратной церкви Рождества Христова. Однако восточные грани фасадов палаты и церкви, соответственно, также имеют крайние точки на одной  общей прямой, что  возможно было организовать лишь в случае частичной переборки старой Владычной палаты. Палата Василия располагалась на значительном  расстоянии от Софии, поэтому, может быть уже тогда, были сооружены первые крытые переходы от палаты к кельям Никиты.

 Жизнь Владыки оборвала чума.  « Летопись утверждает, что его похоронили в Софийском соборе» - Э.А. Гордиенко (8). В подтверждение этому, при закладке шурфа у южного входа в Софийский собор (в первоначальной кладке стены южного нефа, в западной её части) внутри собора, в слое XIV века, были обнаружены следы захоронения.  В центре помещения, вход в которое расположен со стороны лестничной башни, была найдена кладка XIV века стенки и лестницы, частично разрушенных  раскопом предыдущих исследователей. Лестница, ведущая вниз и похожая на проход к склепу, была частично раскрыта, но случайный обвал вышерасположенных, многослойных полов, поздних периодов, прервал исследование, цель которому не была определена и даже была опасна. Дальнейший раскоп проводился непосредственно у кладки стены с порталом XI века.

 Следующим архиепископом, оставившим след строительной деятельности на владычном дворе, упоминается Алексий (1360-1388). В 1362 году он обновил церковь Рождества Христова.

В 1388 году Алексия сменил архиепископ Иоанн (III). Владыка позолотил центральный купол Софийского собора в 1408 году. « На своём дворе Иоанн поставил теремец для освящения воды, пекленицу – поварню, где пекли просфору, освятил в Софийском соборе придел Исповедников Гурия, Самона и Авива» - Э. А. Гордиенко (9). Владыка, прослуживший на кафедре 27 лет и  позолотивший купол Софии, не мог оставаться на Владычном дворе  без собственных помещений для уединения. Вероятно «мемориальные кельи» Иоанна, оставленные нам после обработки названия Евфимием II, относятся к сооружению Иоанна (III), и были его палатой (или комнатой). Позднее, это комната, ассоциированная историками с кельями Иоанна( I ), была отнесены к более раннему времени строительства.  Относительно местоположения пекленицы – поварни, устроенной  на Владычном дворе Иоанном (III) в 1409 году, можно отметить следующее;

 при исследованиях южной части Никитского  корпуса, проводимых в 90-х годах XX века, под руководством Г. М. Штендера, в крайнем южном помещении существующего Никитского корпуса, в кладке начала 15 века, им (Штендером) были определены остатки печи, у северо-западного угла от входа, что позволяет идентифицировать  по времени, эту часть Никитского корпуса с поварней Иоанна( III ). Рядом с ней, в продолжение узкой части корпуса, в торцевой северной части, была обнаружена стена, заканчивающаяся на уровне кровли щипцом, орнаментированным поребриком. По типу кирпича и кладки стена так же относилась к началу XV века. Далее, севернее к ней примыкала оборонительная стена  конца XV века. Здание поварни и сооружения со щипцом имели кладку одного периода строительства, но были разделены проходом и, таким образом, функционально разделялись по назначению. Ещё одной постройкой Иоанна( III ) этого времени (1409г) кроме поварни, был теремец, для освящения воды, располагавшийся, кстати, не далеко от палаты Василия. Имеет смысл предположить, что именно сооружение со щипцом (начала XV в) и есть тот самый теремец, который построил Иоанн( III ).

После Иоанна (III), в   1415 году на Владычном дворе был поставлен  архиепископ Симеон (1415-1422).  В этом же, 1415 году, на вратах, у северо-западного угла Софии, на месте деревянной церковь Фёдора, сгоревшей в пожаре 1340г, им была возведена церковь Петра-митрополита.

 

Новую веху в строительстве Владычного двора, открыл архиепископ Евфимий II (1429-1459). Соорудив на владычном дворе ряд новых построек, Евфимий  создал замкнутый монастырский комплекс – «полату Владыки», своего рода  дворцовый ансамбль, олицетворяющий собой «полати Царские» и, таким образом, силу и власть Владыки. О «полате» Владыки было сказано: «а дверей в ней было тридцать» - Э. А. Гордиенко (10). Ни одно сооружение и, тем более помещение (палата), Владычного двора не могло включать в себя такое количество перегородок (стен) и дверей, в них расположенных, только в совокупности все постройки Владычного двора могли насчитывать такое количество дверей. Исходя из этого, «Большая крестовая» (Грановитая) палата была первым сооружением строительства комплекса и датирована 1433годом.

 В целом, выстроенный при Евфимии комплекс сооружений Владычного двора, мог стать прообразом Русского дворцового строительства, в частности «Царских Полат» XVI века.

Поводом для нового строительства Евфимия,  его «полаты», послужил пожар 1432 года. В летописи отмечено, что при пожаре уцелел ряд каменных построек Владычного двора:

 

1.       Кельи Никиты XI-XII век.

2.       Ц. Петра-митрополита 1415 г.

3.       Крепостная стена (на север от келий Никиты)

 и ряд построек (неподалёку от Фёдоровской башни).

4.       В центре двора, ц. Рождества Христова 1362г.

5.       Палаты Василия XIV век.

6.       Теремец 1409г.

7.       Пекленица 1409г.

8.       Над проездными воротами, на восточной стене,

возвышалась ц. Иоанна Златоуста.

9.       Вход во двор с южной стороны – Исповеднические ворота,

с приделом Исповедников Гурия, Самона и Авива 1408г.

Строительство нового комплекса Владычного двора началось с Большой (Крестовой) палаты Евфимия в 1433 году.  Как показали последние исследования 2006-2007годов: «одностолпная «готическая» палата и западная часть комплекса возведены одновременно в единой строительной технике» - Д. Е. Яковлев (11). Несмотря на то, что комплекс сооружений Евфимия мог быть выстроен единовременно, это не значит, что в его составе не существовало построек, выстроенных ранее. Первое, что наводит на мысль об этом; это разно этажные здания комплекса,  двух и трёх этажей: трёх этажное здание Большой владычной палаты и, примыкающий к ней, западный ряд построек в два этажа. Несмотря на разно этажность сооружений, уровень второго этажа Большой (Грановитой) и уровень первого этажа западных палат, почти совпадают. Спрашивается, почему трёхэтажное сооружение, единовременное с двухэтажными зданиями, было построено третьим этажом не выше двухэтажных палат, а ниже? Сам собой напрашивается ответ: во-первых, в то время, по традиции, остатки или границы сооружений прежних Владык ещё бережно сохранялись, и наверняка, уже существовал уровень фундаментов западных построек, ниже которых закладка новых фундаментов была не целесообразна. Во-вторых; строительство рядом с существующими палатами (или их фундаментами), нового, трёхэтажного здания, фундаменты которого заложены на целый этаж ниже, говорит о наличии в этом месте естественного понижения уровня грунта. За счет понижения грунта, два фасада Большой палаты, восточный и северный, имели три ряда окон и были раскрыты на все три этажа. Южный и западный фасады палаты просматривались только в два этажа. Имеющиеся лопатки-контрфорсы усиливают конструкцию здания только с восточной и северной сторон, где наблюдается максимальный уровень понижения территории. С южной и западной сторон Большой палаты, её стены укреплены внутри стенными лестницами. Наличие, в то время, естественного понижения уровня грунта свидетельствует о функционировании затоки, северного рукава Большого ручья. О функционировании затоки свидетельствует так же наличие участка крепостной стены, идущего на север от Никитских келий до Кремлёвской крепостной стены. Являясь внутренней восточной гранью Владычного двора, этот участок стены, внешней своей стороной, был обращён к Владычному двору. Это несоответствие объяснялось тем, что он проходил вдоль затоки и ограждал именно Софийский собор от внешнего возможного нападения.

«В 1434 году расписали прежнюю палату, т. е. какую-то старую» - Э.А. Гордиенко (12). Возвращаясь к пожару 1432года, можно понять, что из сохранившихся зданий, прежней, могла быть только палата Василия. Сообщение о росписи прежней палаты датировано 1434годом, то есть в самом начале работ по возведению комплекса. Так же нет сообщения о её перестройке (сразу расписали). Для сравнения ситуаций, приведём дату росписи новой Большой палаты, она была «подписана» в 1441году. Скорее всего, палату прежнюю «подписали» не изменяя кладки, хотя бы, внутри. «В 1436 году «установили часы звонящие» «в саду близ стены каменной градной» - Э. А. Гордиенко (13). Как установили последние исследования 2006-2007годов: «часы-куранты располагались, судя по всему, в выступе-лопатке» южного фасада «одностолпной палаты», его юго-восточном углу. «Выступ не доходил до земли, а поддерживался ступенчатыми каменными консолями. Внутри выступа находилась шахта гиревого хода» - Д. Е. Яковлев (14). Однако, в летописи есть сообщение «в саду близ стены каменной градной». Дело в том, что вдоль южного фасада палаты, от её восточного угла до никитского корпуса, проходили переходы каменные двухэтажные, о чём свидетельствует наличие дверного проём на уровне верхнего этажа восточного фасада Большой  (одностолпной ) палаты.  В первом этаже переходов, вероятно, располагались ворота в сад. Переходы одновременно выполняли функцию крепостной стены. В 1449-1450годах здесь, над переходами была установлена часозвоня, которая отзванивала ход часов, расположенных рядом, на Большой палате.

Разброс строительства сооружений при Евфимии II по всему Владычному двору, наблюдается в хронологии событий: в 1435году, была перестроена ц. Иоанна Златоуста на воротах, которая сразу рухнула и была возобновлена в 1436 году. Так же, в 1436году была разрушена и вновь построена старая ц. Петра-митрополита. В 1439 году производились следующие работы: были построены «каменная ключня хлебная», колокольня, и обмазана известью София. В связи с этим следует отметить; вероятно, «обмазка» сооружений известью была традиционна в то время, исходя из чего, можно предположить, что весь комплекс, вместе с Софией, производил впечатление Белокаменного дворца, с золотыми куполами.

« В 1440 году поставлена «комната меньшая каменная» и церковь Анастасии, у южного фасада Софийского собора» – Э.А. Гордиенко(15). Расположение «комнаты меньшей», поставленной Евфимием, можно определить по аналогии размеров помещений, имеющихся на планах конца XVIII – начала XIX веков, сопоставляя с комнатой Иоанна (III), а так же, установив её в один ряд сооружений, одноимённых по названию (палаты – комнаты). Таким образом, комната, схожая по размеру с комнатой Иоанна (III), располагалась с юга от надвратной церкви Рождества Христова. К сожалению, нет какого-то характерного определения помещений; хлебной и ключни, однако это должны быть небольшие комнаты, возможно, соединённые общим переходом. Как раз такие помещения располагались от ворот (позднее) ц. Сергия Радонежского к палатам Владыки.

В 1442году к приделу Исповедников Гурия, Самона и Авива пристроили малую ц. Николы, а так же продолжили строительство у крепостной стены, где возвели поварню и ещё одну комнату. Для идентификации этих сооружений, вспомним, что при продолжении исследований 90-х годов, следующей части Никитского корпуса (по расположению существующего, центральной), более расширенной, Григорием  Михайловичем Штендером, ниже уровня существовавшего пола, была раскрыта ещё одна печная кладка. Кладка трудно поддавалась датировке, однако было ясно, что она была сооружена не позднее середины XVII века. В помещении первого этажа (возможно, первоначально оно было одноэтажным) располагалась поварня с большой печью. Общее помещение, под плоским перекрытием, разделялось внутренней стеной с дверным проёмом на две комнаты. В северной комнате располагалась печь и рядом колодец, во второй, южной комнате, лестница, ведущая наверх крепостной стены, к которой примыкало сооружение. Позднее, при Питириме(1664-1673) это сооружение было перестроено в два этажа, и над тёплой поварней с комнатой, разместилось просторное и широкое помещение (палата), так как часть крепостной стены была усечена, при строительстве. Это помещение перекрывалось продольным Коробовым сводом, с широкими раструбами над окнами. Первый этаж был перекрыт плоским, деревянным перекрытием.

                                                                                                           

 

 

 

«В 1443г там же поставили «духовницу и сторожню» - Э. А. Гордиенко (16). «Там же», - имеется в виду; у крепостной стены. Однако относительно палаты Владыки существовала не только восточная, но и западная крепостная стена (возможно, ещё деревянная в то время). Относительно сторожни, есть сообщение, что при архиепископе Питириме она называлась Евфимиевской. Это сооружение (современная башня с часами) имеет конкретное место на Владычном дворе. Располагая духовницу  рядом со сторожней, у западной крепостной стены, мы замыкаем этим ряд сооружений, выстроенных на запад от Владычных палат.  Замкнутость пространства Владычного двора продиктована условием его безопасности.

В 1445 году построена тёплая церковь Евфимия. Она была тёплая, так как располагалась над помещением поварни Иоана (III). Исследования узкой части никитского корпуса в 90-х годах XX века, так же подтвердили её местоположение; над поварней, на  втором этаже, Г. М. Штендером были найдены остатки кладки скосов под апсиду церкви.

«В 1447 году поставлена церковь Богоявления над Исповедническими воротами». Относительно следующих построек,  Э. А. Гордиенко  сообщает: « В 1451году поставлена  чашница (погреб для хранения напитков) и молодечьская (помещение для изготовления солода» - (17). Местоположение этих двух сооружений, лишь предположительно можно отнести к западной части Владычного двора. Завершала строительство комплекса (уже сложившегося) евфимиевского Владычного двора, надвратная церковь Сергия Радонежского, построенная в 1460 году, уже при архиепископе Ионе.

Со времён Евфимия II, коренная перестройка Владычного двора была осуществлена только митрополитом  Питиримом (1664-1672).

                                                                                                           

 Практически Питирим повторил некоторые этапы строительства Евфимия.  Начиная с 1669года, Питирим разобрал старую церковь Петра-митрополита и соорудил на её месте новую. Переделал ц. Иоанна Златоуста. Была заново сооружена ц. Богоявления на воротах. Все эти сооружения отвечали новым веяниям. К этим деяниям следует добавить, что «значительно обновилась и евфимиевская сторожня» - Э. А. Гордиенко (18). Однако, она вскоре упала, и часы   были установлены на новой в 1673 году, при митрополите Иоакиме. Питирим разобрал, по ветхости, кельи Никиты (часть корпуса, до церкви Евфимия).  На их месте были сооружены «мемориальные» - второй «исторический» музей в городе Новгороде, после «мемориальных келий Иоанна». Северная же часть никитского корпуса при нём была продолжена, у восточной крепостной стены сооружены хозяйственные здания. При их строительстве, понадобилось засыпать затоку северного рукава Большого ручья, которая перестала к этому времени функционировать, как водная трасса. Насыпь была выполнена чернозёмом, питательным грунтом, возможно, в целях расширения сада.  Уровень поверхности грунта между никитским корпусом и Большой (Грановитой) палатой  был выведен на общую отметку, соответствующую второму ярусу одностолпной палаты. На втором этаже хозяйственных сооружений располагалась большая, просторная палата.  Э.А. Гордиенко отождествляла эту палату с «казённой палатой с крестовыми сводами». Как показали натурные исследования 90-х годов, проводимые под руководством Г. М. Штендера; поварня и комната (Евфимия II), располагающиеся на первом этаже, были значительно расширены и над ними, на втором этаже была сооружена просторная палата, перекрытая Коробовым сводом с раструбами над оконными проёмами.  Здесь надо отметить, что все сомнения о датировке центрального сооружения комплекса Владычного двора, Большой крестовой палаты, предшествующими исследователями были выстроены на описи 1763 года. Ими не было учтено строительство Питиримом в 1669 году, большой крестовой палаты (крестовой она могла называться, так как владычный двор был крестовоздвизальным). Палата Питирима была более 20 метров в длину и около 10 метров в ширину. Торцевая северная стена её могла вместить трёхъярусный иконостас, что нельзя было сделать у любой из стен Большой (Грановитой) палаты, так как своды на нервюрах, ограничивали бы высоту иконостаса. Палата Питирима была тёплой, сообщение её с церковью и Софией осуществлялось по переходам. Таким образом, под описание 1763 года более подходит палата Питирима.

 Со строительством Питирима было закончено историческое формирование облика новгородского Владычного двора. После него только в 1706 году при митрополите Иоакиме, у западной крепостной стены, было построено здание славяно-греческой школы, называемое Лихудовым корпусом.

 Таким образом, были рассмотрены основные, наиболее древние, периоды создания Владычного двора – символа независимости духовной власти города Новгорода и становления христианства на Руси новгородской, центра сосредоточения традиций и культуры нашего народа.

 Однако, возвращаясь к периоду созидания архиепископа Евфимия II, нельзя не попробовать осмыслить первоначальный замысел его строительства. Хорошо известно внимание Евфимия II к новгородской старине, о бережном  его отношении к традициям, сохранению церквей и воссозданию новых, одноимённых, на местах разрушившихся. Тем более начинаешь задумываться; почему на кладку центрального сооружения Владычного двора, были приглашены им немецкие мастера!? Возможно, аналоги этому сооружению надо искать не в немецкой готике, а более ранних традиционных сооружениях христианства. Не зря, при наличии в сооружении элементов готики, присутствуют так же романские арки.

Обратимся к истории; не редкой традицией новгородских епископов было «в миру», до воздвижения на кафедру, ходить с паломниками в Святые земли. Невозможно было укрепление веры, без познания корней её, а «корни познания» вели в Иерусалим. Так архиепископ Василий (1331-1352), «в миру» Василий Калика, совершил хождение в Царьград (Софию) и Иерусалим. До него, архиепископ Антоний (1211-1230), «в миру» Добрыня Андрейкович, ходил с паломниками в Иерусалим и «принёс» Гроб Господень, то есть ковчег, равный увиденному в Иерусалиме, в храме Воскресения гробу Христову. Возможно, взойдя на кафедру, Евфимий II (1429-1459), обращаясь к истокам христианства, захотел определить достойное место ковчегу, «принесённому» Антонием из Иерусалима. Поэтому новое строительство Владычного двора  началось с главного сооружения – Большой, крестовой (ещё в середине XIX века был цел воздвизальный крест Антония) палаты. Возможно, по идеи строительства, новая палата Владычного двора, должна была  служить символом, олицетворять собой «вход в Иерусалим». Сближение с Богом, вера в присутствие Духа Его над святительским домом, должно было послужить цели укрепления Веры.

Я имела счастье побывать в Иерусалиме, в храме Воскресения гробу Христову.  

                                                                                                                                                                                                                                     

    Jerusalem, the entrance to the Church of the Holy Sepulchre.  (фото1)

 

 

 

 

 

Там, стоя  в храме Воскресения гробу Христову, спускаясь в пещеру, где по приданию, (вначале Мирское) было захоронение тела Христа, и оттуда  он воскрес, начинаешь проникаться таянием божественного действия.

Возможно, что-то подобное стремился воссоздать Евфимий II.

Суть устройства Большой палаты была аналогична храму Воскресения гробу Христову.  Цокольный этаж палаты мог олицетворять собой (имитировать) пещеру, в которой находился Гроб Господень, ковчег, подобный, что  в иерусалимском храме.  Вход в пещеру должен был вести с уровня поверхности земли, ему соответствует «готический» портал.   Верхний этаж Большой палаты, перекрыт сводом на нервюрах, подобно верхней палате у храма Воскресения, которая по традиции олицетворяет комнату «Тайной вечери».

 

  Jerusalem, the Room of the Last Supper.  (фото2)

 

 Эта просторная палата (комната) имела высоту приблизительно 9 метров и была перекрыта сводами на нервюрах. Возможно, возведение этой конструкции, предшествовало строительству готических сооружений. И что наиболее вероятно, было увидено русскими паломниками, ходившими в иерусалимский храм.

Евфимий II придавал большое значение церковному ритуалу и был искусный создатель феерических церковных мистерий. «Чудесное» обретение гроба и установление ритуала службы на основной праздник христианства – Пасху, подвигли Евфимия II, на подобное сооружение Большой палаты Владычного двора. Даже установление часов на Большой палате и, рядом, часозвони, отбивающей ход этих часов, неслучайно. Они олицетворяли собой символ времени новой эры, начавшейся с момента Рождества Христова.

Вернёмся к деталям сооружения.  Надо отметить, что символ входа «готического» портала; стрельчатая ниша с розеткой, можно отнести к символике раннего Христианства. Подобное изображение было открыто археологами у входа в пещеры-захоронения в районе Тальпиот, в Иерусалиме. Время этих захоронений относится к первому столетию нашей эры.

                            

 

Вход в захоронение I век  н. э.   (фото 3)

 

Таким образом, даже при наличии «немецких» мастеров, образ и аналогии строительства Большой палаты владычного двора Евфимия II, скорее всего, надо искать в Святых землях.

Однако, по Большой палате, ещё стоят вопросы; каким образом был сконструирован вход  «в пещеру»  и существовало первоначально три яруса одностолпной палаты  или только два этажа, высотой по 6-7 метров каждый.  Возможно, ещё не все следы были открыты. Существует сообщение, что в 1649 году митрополит Никон переделал  своды западных апартаментов и возобновил крестовую палату

 

 

Список источников.

 

Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991.

Ядрышников В.А. О датировке и назначении Владычной палаты. «Чело» №2(42) Н., 2008.

Яковлев Д. Е. Реконструкция первоначального облика Владычной палаты.  «Чело» №2(42) 2008.

Наука и религия (прил. Вести – 2) 22.02.2007(Фото 3)

Фото 1 – Photography by Hanan Shafir.

Фото 2 – Photography by S. Mandrea.

Примечания.

(1)    Гордиенко Э. А. Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 55

(2)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 55

(3)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 57

(4)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 57

(5)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 58

(6)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 59

(7)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 60

(8)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 62

(9)    Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 63

(10) Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 28

(11) Яковлев Д. Е. Реконструкция первоначального облика Владычной палаты.  «Чело» №2(42) 2008. С. 20

(12)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 15

(13)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 15

(14)Яковлев Д. Е. Реконструкция первоначального облика Владычной палаты.  «Чело» №2(42) 2008. С. 22

(15)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 15

(16)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 15

(17)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 16

(18)Гордиенко Э.А.  Владычная палата Новгородского Кремля.  Л.,1991. С. 78

 

 

 

Картина дня

наверх