![]() За какое-то десятилетие Интернет стал главным источником информации, площадкой для общения и мощной индустрией развлечения. Однако споры о том, позитивное или негативное влияние оказывает виртуальный на реальный мир и его обитателей, не утихают и, похоже, не утихнут никогда. Пионер в области исследований виртуальной реальности американец Майрон Крюгер не без оснований считает, что при умелом подходе «иной мир» может открыть перед человеком доселе невиданные горизонты. Ученый уверен: грамотно смоделированная виртуальная реальность помогает приобретать новые знания самого разнообразного характера и дает навыки общения в социуме отдельно взятому индивидууму. И если с первой частью этого утверждения, пожалуй, никто спорить не будет, то вторая часть вызывает ожесточенные споры. И небезосновательно. Множество источников дают разнообразное толкование термина «виртуальная реальность», но в общепринятом понимании это некая среда взаимодействия человека с объектами, создаваемыми в компьютерных сетях. Сегодня в Интернете, который затягивает как болото, можно найти все что угодно, и ни школьники, ни биржевые маклеры, ни работники социальной сферы - словом, никто не может устоять перед ним. Причины, по которым люди обращаются к Сети, бывают самыми разными, но итог всегда один и тот же - у всех пользователей Интернета в той или иной степени вырабатывается постоянная зависимость от виртуального мира. Можно конечно, спорить с этим утверждением но задайте себе вопрос: как вы чувствуете себя, когда Сеть вдруг пропадает, когда компьютер неожиданно начинает чудить? Досада, раздражение, злость -признайтесь, вы наверняка испытываете одно из этих чувств. Что это, если не зависимость? В виртуальных дебрях можно бесцельно блуждать часами, впитывая, как губка, всю ненужную, а порой откровенно вредную информацию. Результат таких «прогулок» — абсолютный хаос в голове. Перегруженный бесполезной информацией мозг, пытаясь ее переработать и структурировать, может ответить различными соматическими и психическими расстройствами. Даже если этого не произойдет, мозг, скорее всего, сыграет с вами злую шутку, отказавшись запоминать действительно важную информацию Родители школьников наверняка сталкивались с ситуациями, когда дети, увлеченные компьютерными играми, не могут элементарно запомнить четверостишие из произведений Пушкина или Лермонтова. Детский мозг, заполненный информацией о многочисленных уровнях, особенностях их прохождения, ловушках, паролях и т. п. отказывается воспринимать другую информацию. Но стоит ребенку сделать перерыв и хотя бы на пару дней отложить в сторону игровую приставку, то натренированный мозг начинает щелкать русских классиков как орешки. ЧУМА XXI ВЕКА Виртуальная зависимость (или нетаголиэм) стала болезнью XXI в. Пока она не внесена в официальную классификацию психиатрических заболеваний, но известно, что данной патологией страдают до 10 % пользователей Всемирной паутины. Интернет привлекает людей неограниченным доступом к данным, что порождает информационный вампиризм: пользователь может пропустить прием пищи, но постарается не пропустить сеанс связи. Аддикция характеризуется болезненной неспособностью вовремя отключиться от Сети, депрессией и подавленностью, если человек не может выйти в Интернет или лишен этого на протяжении некоторого времени, порой совсем непродолжительного, а также нежеланием жить в настоящем мире, предпочтением виртуального пространства реальной жизни. К ней относятся патологическое пристрастие к играм (в том числе азартным, онлайн -аукционам, электронным покупкам в Интернете), информационная жажда -компульсивное (непреодолимое) желание быть в Сети, поиск сведений во всевозможных базах данных. Зависимость от социальных сетей, общения в чатах, групповых игр и телеконференций зачастую приводит к замене настоящих друзей виртуальными двойниками. Подобным же образом действует и зависимость от порнографических сайтов и обсуждения сексуальной тематики в чатах для взрослых. 8 этом случае пользователи Интернета особенно ценят чувство безопасности (впрочем, ложное), анонимность, возможность реализовать все свои фантазии. Виртуальная аддикция по своей природе напоминает алкогольную и наркотическую зависимость, но с одной лишь разницей, что она не приводит к разрушению организма, а калечит душу. Достаточно всего шести месяцев, чтобы в психике произошли неотвратимые трансформации, изменилось поведение, возникла депрессия и раздражительность. Разрушительное воздействие подобная дурная привычка оказывает и на семейные отношения - родных и близких заменяют новые онлайн-знакомые. В последнее время психологи все чаше регистрируют появление "компьютерных вдов"— жен интернет-зависимых людей. В такой семье муж с компьютером живут в одной комнате, а жена с детьми в другой. За нетаголизмом могут скрываться различные психические отклонения. Часто страдающие им люди сталкиваются с серьезными трудностями в жизни. Им проще общаться анонимно - под ником и испытывая иллюзию коммуникативной свободы, в действительности они еще более отдаляются от реальности. Человека перестают волновать социально-бытовые проблемы, его не интересует будущее, он не строит никаких планов, все его существование отдано реализации своей зависимости. КЛИН КЛИНОМ Так что же тянет человека в Интернет, ведь Всемирная паутина - это лишь копия реальности, пусть усовершенствованная и значительно приукрашенная. При всех положительных моментах, таких как, например, возможность увидеть мир, не выходя из дома, подмена реальности вызывает глубинные изменения личности, и проявляется это порой далеко не сразу. Такие результаты описаны многими фантастами, на эту тему сняты десятки фильмов. В рассказе Клиффорда Саймака «Отец-основатель» (1957 г.) описывается изобретенное человеком устройство, названное димензино, которое виртуально исполняло любую прихоть человека. Димензино использовалось для облегчения заселения человеческой расой других планет - оно устраняло нежелательные воздействия одиночества и новой местности на психику. В своем сознании покоритель космоса путешествовал по просторам Земли, жил с добрыми друзьями в шикарном доме, где каждый вечер его ждала бутылка вина и изумительный ужин, хотя на самом деле он пребывал в бараке с роботами и скудным провиантом. Когда роботы отключили устройство, основатель человеческой колонии понял, что он не в состоянии жить без прибора. Как он ни пытался вернуть себе трезвый разум, его ждало фиаско. Мозг упорно возвращал человека туда, где ему было хорошо. Половинки реальных образов слились с искаженными виртуальными картинами, и разум - самое ценное, что было у человека, был безвозвратно утерян. Зависимые от виртуального пространства люди нуждаются в квалифицированной помощи. Поскольку такого человека не затащить на прием к психологу ни под каким предлогом, зарубежные специалисты решили выбивать клин клином. В Западной Европе. Америке. Японии и Южной Корее уже разработаны эффективные психологические тренинги по выведению больных из кризиса - посредством программы ICQ, выступающей в роли некоего телефона доверия и «виртуальной» психологической службы. К сожалению, специалисты отмечают низкий процент излечения без очной индивидуальной или групповой психотерапии с акцентом на работе с образами и эмоциями. Но начало уже положено, и очень хочется надеяться, что человечество избежит участи, уготованной ему писателями фантастами. |
Символ регресса
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии