На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 719 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Откуда на Руси про Египет узнавали

Пожалуй, трудно найти среди кинофильмов что-то лучше в познавательном плане, чем польский кинофильм «Фараон», снятый еще в 1965 году

«Обрати же твое сердце к книгам…
Смотри, нет ничего выше книг!..
Если писец имеет должность в столице,
то он не будет там нищим…
О, если бы я мог заставить тебя
полюбить книги больше, чем твою мать,
если бы я мог показать перед тобой их красоты!
Это лучше всех других должностей.
Когда писец еще ребенок, уже его приветствуют.
Его посылают для исполнения поручений,
и он не возвращается, чтобы надеть передник.
Я не видывал скульптора посланником или ювелира посланным,
но я видел медника за его работой у топок его печи.
Его пальцы были как кожа крокодила,
и он пахнул хуже, чем рыбья икра».

(Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи).
19-й папирус Честера Битти, Британский музей

История великих цивилизаций. История Древнего Египта – одна из тех тем, что всегда в большей или меньшей степени интересуют читателя. Нет более бессмысленной темы с точки зрения реальной пользы и выгоды, но… интересно. А раз интересно, значит – нужно. Вот и публикация на сайте ВО нескольких статей про Эхнатона, Рамсеса и лодки древних египтян вызвала очередной всплеск интереса к этой стране и ее великой культуре.

«Напишите про письменность Древнего Египта», «напишите про находки в гробницах», «напишите…» – все это обращения читателей сайта, которым интересно узнать обо всем этом побольше. Что ж, все эти темы действительно очень интересны. Однако сегодняшний наш материал, а также его продолжение, мы посвятим рассказу о том, каким образом жители России еще в далеком прошлом начали знакомиться с культурой Египта.

То есть откуда на Руси про Египет узнавали? Кто из россиян и когда впервые в этой стране побывал? И какие письменные сочинения он после себя нам оставил?

Восточное посольство Ивана Грозного

А было так, что не кто иной, как царь Иван Грозный отправил на Ближний Восток посольство, в котором находился и купец из Смоленска Василий Позняков. Причем посольству должно было не только представлять на Востоке царскую особу, но и «обычаи во странах тех писати». То есть это была еще и своеобразная этнографическая экспедиция. Итогом ее стала книга: «Хождения купца Василия Познякова» – первая такая книга, которая рассказывала о Египте.


Вот интересно, Василий Поздняков и иже с ним какие-нибудь сувениры с собой привезли из Египта? Ну, хотя бы что-то небольшое. Скажем, вот как этот фаянсовый амулет Ра-Хоракти, высотой всего 2,8 см. 664–630 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Из Москвы посольство выехало «в лето 7066» («от сотворения мира», то есть в 1558 году нашего летоисчисления) и через Литву направилось «в Царьград», а затем в Александрию, куда добралось оно только год спустя! Из Александрии посольство перебралось в Каир, где задержалось на четыре дня. Затем опять была Александрия, после чего послы зачем-то отправились осматривать Синайский полуостров.


Еще один амулет – богиня Таурет, покровительница рожениц. Высота 5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
То есть в Египте Позняков был недолго, не больше двух недель. Но в своих «Хождениях» он рассказал и о завоевании Египта турками, и о его природе, и городах:

«А город был каменной да развалился, только одни врата стоят целы...».

А вот эта алебастровая чаша ну просто очень древняя. Относится к раннединастическому периоду, эпохе правления II династии, ок. 2750–2649 до н. э. Саккара, гробница 2322: Служба древностей Египта / раскопки Кибелла, 1910–1911 гг. Материал: травертин (египетский алебастр). Размеры: высота 9,4 см; диаметр 23,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Бестселлер XVI века»

В России книгу со временем приписали купцу Трифону Коробейникову, через 25 лет после Познякова также побывавшего в странах Востока и написавшего к книге Позднякова еще несколько глав. Итогом этого коллективного труда стала рукописная книга, дошедшая до нашего времени более чем в двухстах рукописных списках и в сорока печатных изданиях. То есть интерес к ней у тогдашних россиян был велик до чрезвычайности!


Алебастровый сосуд. Новое царство, XVIII династия, ок. 1550–1458 до н. э. Верхний Египет, Фивы, внутренний двор CC 41, яма 3, захоронение B 4, между изголовьем гроба и стеной, раскопки ММА, 1915–1916 гг. Размеры: высота 13,6 см; диаметр 11,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
И только лишь спустя 300 лет выяснилось, что «Путешествия Коробейникова» на самом деле есть труд Позднякова. Причем до нас дошло шесть рукописных списков именно его «Хождений». Так что, нетрудно сравнить, кто и что написал в них конкретно. Например, у Коробейникова есть описание птицы – «струфокамила, или струца», отсутствующее у Позднякова:

«А голова у нее, как утиная, а у ног копыта... А ноги долги, как у журавля, а крылья у нее, что кожаные; а ходит по земле, а летает мало».
Таким вот увидел он африканского страуса…


Саркофаг мумии Иинеферти. Новое царство. XIX династия. Эпоха правление Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Саркофаг, характерной для египтян антропоидной формы. Его закрывали деревянной крышкой, которую иногда называют «доской мумии», вырезанной и раскрашенной так, чтобы изображать умершую, как если бы она была жива и одета в длинное белое платье со складками. Верхний Египет, Фивы, Дейр-эль-Медина, гробница Сеннеджема, Служба древностей Египта / раскопки Масперо, 1885–1886 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Но если смоленскому купцу Василию Познякову удалось провести в Египте всего лишь каких-то одиннадцать дней, то казанский купец «Василий Яковлев, прозвищем «Гагара», находился здесь уже целых четырнадцать недель, и высмотрел всего не в пример больше и, соответственно, много больше всего и написал.


Верхняя часть крышки саркофага мумии Иинеферти. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Крокодил – зверь ехидный»

В 1634 году из Казани он отправился сначала в Астрахань, оттуда в Тифлис, из него в Эрзерум, Иерусалим и Египет. Как и все прочие путешественники-россияне, он тщательно записывал все, что видел.

Страдая от «солнечного жжения и жажды водяной», он шел через пустыню и, наконец-то, добрался до Каира. Он же оказался первым путешественником, который описал знаменитый обелиск из Гелиополя – «12 сажен» (около 25 метров в высоту), причем указал, что на нем «подпись писана – фараоново имя». То есть он был убежден в том, что покрывавшие его странные изображения именно письмена. А ведь даже спустя сто с лишним лет немецкий профессор Витте считал египетские обелиски «творениями природы», а вырезанные на них иероглифы результатом «работы»… особых улиток.


В этой же гробнице была найдена и вот такая фигурка ушебти. Ушебти переводится «Я здесь!». Так должна была ответить эта фигурка после того, как она… ожила бы на «том свете». Боги задавали работу ее хозяину, но ушебти отвечала «Я здесь!» и трудилась вместо него. Имея 365 ушебти можно было не заботиться ни о чем! Интересно, что данная фигурка изготовлена из нильского ила и высушена на солнце. Аналогичным образом и сегодня египтяне делают копии точно таких же ушебти и продают туристам. Из того же материала. Только вот формы у них современные, эластичные. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Затем Гагара не поленился совершить многочасовой переход по раскаленному песку лишь бы только увидеть пирамиды вблизи. И он увидел! И назвал их «сильными горами». Такое они произвели на него впечатление.

В реке Нил он увидел крокодила и описал его так:

«…А голова у него как у сома, а ноги, как у человека, и естеством такой же, а хвост у того зверя, как у сома, а по виду тот зверь, как змей ехидный… Если он настигает человека, то пожирает до смерти. Кожа на нем, как рыбья чешуя, а величиной крокодил – саженей две».
Кстати, это первое описание этого «зверя» в русской литературе!


Египетская «матрешка»: саркофаг Хонсу внешний и внутренний. Новое царство. XIX династия. Эпоха правление Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посольство Алексея Михайловича

А затем очередное посольство в восточные страны было отправлено и «по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу» 10 июня 1649 года.

Среди послов ехал и Арсений Суханов – сын обнищавшего дворянина, который был «беден и худ, волочился меж двор на Туле», обучавшийся книжной премудрости. Поучения Ахтоя он явно не читал, но читал наших летописцев, твердивших, что «яко же корабль без гвоздий не составляется, тако инок без почитания книжного». И занимался всякими «премудростями книжными» Суханов настолько успешно, что сумел овладеть греческим языком, как древним, то есть классическим, так и живым, разговорным. Знал он и польский язык, и даже немного латынь. И это ему пригодилось, потому что в странствиях своих он провел более десяти лет. И выполнял при этом важные государственные поручения. Был в Грузии, Молдавии, Малой Азии, посетил долину Тигра и Евфрата, Палестину, побывал на берегах Нила, а еще в Греции и на островах греческого архипелага – то есть увидеть сумел по тому времени предостаточно.


Вот так выглядит иероглифическая надпись на саркофаге Хонсу. Новое царство. XIX династия. Эпоха правления Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Причем уже в Константинополе он начал покупать и вывозить в Россию «всякие книги греческие и русские и листы чертежные разных земель и тетрати всякие».


Челобитная Суханова, поданная царю Алексею Михайловичу 9 мая 1649 года перед отъездом на Восток с просьбой дать денег на путешествие. Иллюстрация из книги Н. Петровского и А. Белова. Страна Большого Хапи. Ленинград. Детлит. 1955 г. С.21
В Египте Суханов пробыл полтора месяца и очень подробно описал местные достопримечательности.

«Да внутрь града Александрии без числа много стоит столбов каменных, высоких и средних и мелких, мраморных из единого камня выточенных, круглых, а не составленных»,
– писал он об увиденном.


Мастаба Раэмкая. Древнее царство. V династия. Ок. 2446–2389 до н. э. Саккара, к северу от комплекса пирамид Джосера, Египетская служба древностей / раскопки Кибелла, 1907–1908 гг. Мастаба Раэмкая была первоначально построена и украшена для чиновника по имени Нефериретнес, чье имя и титулы еще можно разглядеть на фальшивой двери. Либо Нефериретнес впал в немилость, либо его семья вымерла, и заботиться о его погребении стало некому. Повторное использование гробницы для Раэмкая было, скорее всего, осуществлено по указу фараона и около 2381 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И даже «Иглу Клеопатры» первым описал…


А вот, что он написал об иероглифах:

«У тех ворот... стоит столб дивный из единого камени изсечен, четверогранен, в высоту будет сажен с двенадцать, а на нем письма [письмена] вырезаны кругом от низа до верха, неведомо какие: сабли, луки, рыбы, головы человечьи, руки, ноги, топорки, а многого и знать нельзя, видимая и невидимая, а сказывают, будто некоторая мудрость учинена. А другой стоит недалече от того, таков же слово в слово, качеством и количеством, только повалился, лежит на боку».
Столб этот – знаменитая «Игла Клеопатры», оказавшийся впоследствии в Лондоне.


А это барельефы ее северной стены. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Суханов писал, что

«прежде до сего от Москвы никто здесь не бывал, но только-де при царе Иоанне Васильевиче посол был»,
то есть о посольстве Позднякова ему было известно. А вот о Василии Гагаре он, скорее всего, ничего не слышал, поскольку тот путешествовал на свой страх и риск.


Раскрашенные фигуры барельефа мастабы Раэмкая. Надписи называют Раэмкая (имя означает «солнце – моя жизненная сила») «телесным сыном фараона», и он вполне мог быть настоящим принцем, хотя мы не знаем точно, от какого фараона он произошел. Его должности были преимущественно религиозными по характеру, но один титул указывает на связь с церемониями коронации, указывая на то, что Раэмкай был, по крайней мере, иногда близок к личности фараона. Прекрасные рельефы, украшающие гробницу, включают среди прочего сцены ловли птиц, разделки мяса, выпечки хлеба и пивоварения, а также большую сцену охоты в степи с лассо и собаками. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пирамиды в окрестностях Каира он тоже видел и написал о них так:

«Древних фараонов могилы, достойные великому диву... Велики очень, как горы учинены, снизу широки, а сверху заострены».
То есть он не сомневался в их предназначении. Не то, что один пожарный из районного центра Мокшан Пензенской области, который как-то еще в 90-е годы опубликовал в одной нашей областной газете статью, где доказывал, что пирамиды – это «волнорезы от потопа! При этом он считал, что их только три, в Гизе. А про то, что пирамид в Египте больше 118… не знал!


Стела привратника Маати. Первый промежуточный период. XI династия. Эпоха правления Ментухотепа II. Ок. 2051–2030 гг. до н. э. Маати изображен сидящим перед столом для жертвоприношений с сосудом для священного масла в левой руке. Настоящий шедевр раннего искусства рельефа Среднего царства. Надписи демонстрируют тесные узы, которые связывали вместе правителей и их приближенных в Фивах того времени. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
В общем, было путешествие Суханова очень полезным и для государства, и для него самого. Потому как поставили его потом руководить Московским печатным двором – должность по тому времени очень престижная и ответственная.

Продолжение следует…

Автор:   Вячеслав Шпаковский

Картина дня

наверх