Весь мир видел кадры лунного ландшафта, на фоне которого запечатлены американские астронавты рядом со звездно-полосатым флагом.
Этому подвигу человечества предшествовало значительное количество научных и технических достижений, трагических потерь, политических игр, ошибочных решений.
Американцы неоднократно в процессе освоения космического пространства предлагали основному своему конкуренту – СССР, совместно осуществлять программы освоения космического пространства (как это сейчас и происходит).
Но политические решения и амбиции руководства Советского Союза были выше, чем нахождение путей сближения в передовой отрасли для обеих стран. И хотя Советский Союз первым осуществил мечту всего человечества – запустил космические корабли с человеком на борту, тем самым доказав возможность освоения космического пространства, первенство высадки человека на Луну по праву принадлежит Соединенным Штатам Америки. К советской лунной программе можно применить формулу из всеми любимой книги Каверина «Два капитана»: ученые и конструкторы смогли бы подготовить и осуществить высадку советских астронавтов на Луну, если бы им не мешали и помогали.
Советские конструкторы разрабатывали параллельно две лунные программы с целью изучения и последующего освоения Луны: облетную и посадочную. Но соперничество между конструкторскими коллективами, ошибки при принятии решений на правительственном уровне не позволили осуществить их. Так одновременно проекты лунных кораблей разрабатывали сотрудники КБ С.П. Королева и КБ Челомея, а проекты носителей для лунного полета разрабатывали три КБ – это вместо того, чтобы скоординировать работу и совместными усилиями создать успешную конструкцию для освоения Луны.
Еще вначале «лунного пути» президент США Кеннеди предложил советскому руководителю Н.С. Хрущеву совместными усилиями работать по программе высадки человека на Луну, а также осуществления запуска более современных метеорологических спутников, но советское правительство посчитало, что эти предложения являются попыткой выведать военные секреты, связанные с ракетно-ядерным щитом Советского Союза. Хотя космическая программа имела технический и политический приоритет, она финансировалась по остаточному принципу – этому имелось множество причин.
Послевоенной стране не хватало самого необходимого — недостаток продуктов питания, проблемы в поддержании сельского хозяйства и промышленности на нужном для страны уровне, недовольство населения неспособностью правительства решать государственные задачи. Железный занавес не позволял воспользоваться научными и технологическими достижениями зарубежных стран, кризис в отношении с восточным соседом – Китаем, противостояние между Северной и Южной Кореей, необходимость поддержки стран Варшавского договора и т.д. усугубляли экономические и политические проблемы Советского государства.
Еще один немаловажный фактор послужил препятствием для успешной реализации советской лунной программы – объявление в 50-е годы кибернетики лженаукой. На долгие годы в Советском Союзе не развивалась наука, которая является основой для развития электроники, микроэлектроники, искусственного интеллекта, информационных технологий и управления различными системами: от биологических до общественных.
Но благодаря усилиям коллективов талантливых ученых и конструкторов, лунная программа все-таки начала реализовываться. Планировалось, что первыми лунную поверхность исследуют с помощью автоматических межпланетных станций (АМС) с целью изучения физических свойств поверхности Луны, радиационного фона окружающего космического пространства, проверки функционирования технических средств доставки, а также подтвердить высокий уровень советской науки и технологий.
Теперь известно, что имевшиеся изъяны в технике потребовали создания резервирования многих узлов, механизмов и систем. От конструкторов требовалось свести до минимума возможность внештатных ситуаций при облете Луны. Для детального изучения поверхности Луны были сконструированы АМС серии «Луна», а для высадки на поверхность были созданы луноходы. Преимуществом луноходов перед высадкой астронавтов было в том, что они могут управляться дистанционно с Земли и то, что они могут работать в экстремальных условиях открытого космоса и на поверхности небесного тела, которое недостаточно изучено. Идея создания лунохода была предложена сотрудниками ОКБ С.П. Королева в 1965 году. Луноходы должны были детально обследовать возможные районы прилунения, а также быть радиомаяками при посадке космического корабля. Предполагалось, что луноходы можно будет использовать как лунное транспортное средство для передвижения космонавтов по поверхности спутника. Параллельно с испытанием лунохода создавался отряд специалистов, которым отводилась роль операторов дистанционного управления лунными аппаратами-первопроходцами. В учебную программу операторов были включены изучение конструкции аппаратов, всех его схем, логики управления, участие в наземных испытаниях. Вначале тренировки проводились с аппаратом, на котором отсутствовали солнечные батареи, а связь с ним осуществлялась не по радио, а через кабель. В результате была отработана методика работы с луноходом. Операторы получили навык определять расстояние до объектов (камень, трещина, вешка и т. д.), что способствовало закреплению умения дистанционного управления. Управление луноходом осуществлял не один человек. Каждый оператор-инженер имел свою специализацию: оператор наведения работал с настройкой антенны и обеспечивал устойчивое и качественное изображение, бортинженер следил за функционированием всех бортовых систем, штурман выполнял прокладку трассы для лунохода, контроль над работой аппарата осуществляет группа операторов, командир группы следил за работой всех специалистов и принимал решения в ответственные моменты.
Успешная, а главное, результативная работа аппаратов «Луноход-1» и «Луноход-2» показала возможность решать самые сложные задачи по исследованию поверхности Луны посредством передвижных лабораторий, управляемых дистанционно. Удачная эксплуатация луноходов дала надежду разработчикам, что их изобретения успешно могут быть применены, в будущем, на лунных базах и стать помощниками в лунных экспедициях.
В 1963 году был сформирован отряд лунных астронавтов, который возглавил сначала Ю. Гагарин, а затем Быковский. Лунный отряд проходил подготовку по лунно-посадочной программе вплоть до 1968 года: проводились тренировки на тренажерах и вертолетах. Для изучения методов астронавигации отряд командировался в Сомали. Планировалось, что Быковский и Рукавишников первыми облетят Луну, а Леонов станет первым космонавтом, побывавшем на Луне. Но планам не дано было осуществиться – «лунную гонку» выиграли американцы, и советская лунная программа была прекращена в 1969 году.
Надо отметить, что причинами краха советских лунных программ можно считать следующие обстоятельства:
- отставание от США по срокам разработки;
- недостаточное финансирование работ;
- организационные и технические просчеты;
- конкуренция между различными КБ;
- ошибка в выборе конструктора двигателя для лунного корабля;
- недостаточная стендовая отработка узлов;
- серия трагических событий: смерть генерального конструктора С.П. Королева, гибель испытателя прототипа лунного корабля В. Комарова и Ю. Гагарина.
Но все же советская лунная программа продемонстрировала миру, возможность ученых и конструкторов страны Советов реализовывать грандиозные космические проекты даже в условиях «холодной войны».
В 2009 году на авиасалоне Ле Бурже был продемонстрирован проект российской лунной станции «Луна-Глоб». Целью создания этой станции стало желание научного освоения Луны, а затем развертывание промышленной деятельности (основной приоритет отводился добыче полезных ископаемых). Например, сегодня грамм, имеющего на Луне гелия-3, стоит около 1000$.
Российская лунная программа включает в себя четыре этапа: вывод на окололунную орбиту станции «Луна-Глоб», доставка на поверхность спутника лунохода, для взятия проб грунта и подготовки высадки космонавтов, формирование лунного полигона силами космонавтов.
В тоже время, специалист НАСА Э. Кроули считает, что к высадке на Луну человечество пока не готово, поскольку требуется более детальное дополнительное изучение спутника Земли и астероидов имеющимися техническими средствами. Так, например предлагаются разные пути реализации этой темы, среди которых полеты к точкам Лагранжа (точка равновесия гравитационных сил двух космических тел – Луны и Земли) и организация там базы для последующей подготовки космических экспедиций; полеты к ближайшим астероидам; освоение окололунной орбиты. Но это также пока только наработки.
Задачи освоения космического пространства всегда были очень затратными, поэтому эффективное с пользой для всего человечества освоение космоса может проходить только при сотрудничестве как можно большего числа государств Земли.
Свежие комментарии