С незапамятных времен люди сооружали лабиринты. Они существовали в сотнях и даже тысячах геометрических вариаций — инки, сооружали из камней или строили стены, выполняя определенный магический рисунок.

Гравюра с изображением лабиринта из монастыря в Англии.
Вспомните греческие мифы, в которых рассказывается о Кносском дворце на острове Крит!
А может, лабиринт — это вовсе и не лабиринт, а, например, символика какого-то определенного действа — например, танца? Бесспорно, этот древний магический символ имел особое значение. Тогда в чем оно заключалось?
Увы, сегодня ответить на этот вопрос с достаточной долей уверенности не представляется возможным. Догадок, предположений и даже научно обоснованных теорий множество, но все они с великим натягом могут считаться ключом к разгадке тайны. Обязательно находится скептик, который развенчивает красивую идею, предлагая свою, — не менее интересную и, как всегда, субъективно аргументированную.


Если спросить у любого нашего современника, что такое лабиринт, то ответ наверняка будет такой: лабиринт — это сложная путаница ходов.
Однако в пралабиринте — прадедушке всех лабиринтов — нет ничего подобного. Заблудиться в нем невозможно, поскольку нет ни перекрестков, ни развилок. Начиная со входа, путь неизбежно ведет к центру. Уместно возникает вопрос: а лабиринт ли это вообще? Ответить на него не так просто.
В чем смысл понятия "лабиринт", которым пользовался Геродот, говоря о сложном и запутанном архитектурном сооружении? И что было главным в сооружении: красота или путаница? Древние греки (в Греции, как считается, хотя этот факт и оспариваемый, впервые и появился лабиринт) обозначали им и то, и другое. Правда, есть основания полагать, что эта фигура была известна людям давно — так, в местечке Лудзанас на острове Сардиния на одной из скал высечен пралабиринт, датируемый III тысячелетием до н.э.
Плутарх — греческий философ и биограф, живший в конце I века, сообщает нам, что в легенде, в которой Тезей освободил Крит от Минотавра (человека-быка), явно просматривает связь с лабиринтом. Правда, жил этот мудрый человек как минимум через тысячу лет после минойской эпохи, где, вообще-то, и разворачиваются легендарные события, поэтому наверняка он что-то приврал, напутал и приукрасил — по крайней мере, сегодня ни один археолог, как ни искал, не сумел обнаружить на Крите развалин хотя бы отдаленно напоминающие лабиринт.


Впрочем, в древних источниках лабиринт называется не иначе как "хорос", то есть "круг". Однако это понятие можно трактовать по разному — не только как форму здания-цирка но и как форму движения, "хоровод". Не случайно в мифах повествуется о том, что Дедал, научивший людей летать, построил этот самый лабиринт на острове Крит для дочери царя Миноса Ариадны. Это уже у Гомера в "Иллиаде". Там он повествует о пути, который есть не что иное как преодоление одного за другим концентрических ходов лабиринта, что по сути напоминает танцплощадку, где девушки обучались танцам, — и там, где были всего лишь размечены основные па. Может быть эта гипотеза не лишена смысла потому, что из все тех же мифов известно, что Тезей, выбравшись из лабиринта при помощи нити Ариадны, привез на остров Делос танец под названием "Геранос" (Журавлиный), движения которого повторяли ходы лабиринта.


Но это обстоятельство нисколько не приближает нас к истине и соответственно к решению загадки: зачем придуман символ лабиринта? Одно из предположений — первоначально его узор фиксировал движения ритуального танца. Так или иначе, но вскоре сам символ перекочевал в Европу, Индию, на Яву и Суматру... Но тут возникает другой вопрос: для того, чтобы символ стал востребованным другими народами нужно, чтобы он стал для них важным. Иначе зачем в своих святилищах воспроизводить чужие ритуалы? Какой от этого прок?!

Значит, лабиринт и связанный с ним танец — часть ритуала, а чему был посвящен сам ритуал? Ответа, увы, опять нет, хотя догадок предостаточно. Одна из них: лабиринт — первобытный символ плодородия. Особенно это мнение стало доминировать, когда в Галиции был найден наскальный рисунок лабиринта, под которым обнаружили изображение фаллоса. Другая теория: лабиринт — схема орбит Солнца и планет. Но самое интересное предположение, пожалуй, такое: лабиринт — магический символ некоего посвящения. Он якобы символизирует проникновение в иной мир, более совершенный, что ли по сравнению с нашим, а путь к центру — путь постижения, путь к познанию. Достигнув этого центра, "посвященный" возвращался обратно в свой мир. У многих архаичных народов, а в более поздние времена и в некоторых тайных обществах существовали подобные ритуалы, означавшие смерть и возрождение — то есть воскресение в конце времен. Так, для индейцев хопи лабиринт — символ духовного возрождения, мистического посвящения и спасения.


Понятно, почему его не было в иудаизме и в исламе. А вот в христианском мире наоборот, это важнейший мотив веры. Нет, не случайно во многих церквях Европы вплоть до XV века лабиринт служил важнейшим элементом интерьера, а до середины XVIII — элементом монастырских садов и парков. Изображение лабиринта помещалось обычно у самого входа, что как бы защищало данное место от проникновения злых духов.

Особенно много сохранилось лабиринтов в Скандинавских странах: в Швеции их около 300, в Норвегии — более 20, в Финляндии — 141, в Дании — 31. И на островах Северной Балтии их хватает.
Но последним местом, где помнили «хоровод лабиринта», была, видимо, Страна Басков, где в районе От-Суль еще меньше ста лет назад на деревенских праздниках танцевали так называемую "Улитку", во время которой танцующие становились цепочкой и двигались, выполняя определенные "повороты" и "проходы". Цель этого танца-игры в том, чтобы, постепенно формируя узор, сбить вожака с толку, чтобы он "потерял нить" и, загнанный в угол, оказался внутри цепочки. Но и в то время уже никто не знал, откуда пошла эта традиция, и что она означала.
Англия

Англия
Эта земля вообще полна неразгаданных тайн. Взять, например, удивительную уффингтонскую "Белую лошадь" — пожалуй, один из самых знаменитых наскальных рисунков длиной 112 м. находится в 17 км от городка Суиндон. И таких рисунков, пусть несколько и меньше, в холмистой части Великобритании с избытком. Когда они возникли — загадка. Это так точно и не определили, но, как предполагают, где-то в эпоху железного века. Неподалеку от этих фигур находят непонятные земляные валы, предназначение которых — совсем темная история. Что это? Комплекс символов богов плодородия, укрепления или площадки для культовых церемонии? И почему эти фигуры тогда такие громадные, и видны они только с воздуха.

Свежие комментарии