На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 719 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дарья Ли
    естественно осыпи и оползни переменили ландшафт. первоначально на первом фото, слева, виден холм до высоты высоких пе...Загадка Небесных ...
  • Владимир Чефонов
    ты давно ленчишься от страшилок ДЕТОЧКА ... ???Кто моделирует ис...
  • Владимир Чефонов
    милашка из ДУРДОМА ............ вначал ИЗУЧИ ИСТОРИЮ Этно-Русского МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА это ТЕХНОЛОГИЯ Триединст...Велесова Ночь

Большая игра

spy shutterstock_91893047 [%P]Эта женщина предотвратила четыре войны, оставив после себя ворох загадок и «глухих» тайн

 У всех сейчас на слуху выражение «вежливые люди». Оно относится к тем, кто своим присутствием помогает вершить дела государственной важности. И отнюдь не всегда их имена остаются в истории. Что же касается представительниц прекрасного пола, обаяние, интуицию, а зачастую выдающиеся интеллектуальные способности которых со времён библейских Самсона и Далилы использовали в тайных операциях, то имена этих «вежливых леди» и вовсе можно пересчитать на пальцах одной руки. Среди них имя Ольги Алексеевны Новиковой (1840–1925 гг.), ныне совершенно забытое.

 «Это дитя ещё покажет себя миру!»

Её родителями были известные люди николаевской эпохи: Алексей Киреев, близкий друг славянофилов А.С. Хомякова и И.С. Аксакова, и московская красавица Александра Алябьева. Та самая Алябьева, которую Вяземский называл «классической красавицей», а Языков – «чудом и украшением Москвы». В декабре 1828 года на балу у известного московского танцмейстера Иогеля все были поражены красотой двух шестнадцатилетних девушек – Александры Алябьевой и Натали Гончаровой. Засмотрелся на красавиц и наш великий поэт, писавший в стихотворении «К вельможе» (Н.Б. Юсупову):

… Влиянье красоты

Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты

И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.

Своеобразно оценил красоту Александры М.Ю. Лермонтов. После того как Алябьева отвергла его ухаживания, на новогоднем маскараде поэт, явившийся в костюме астролога, стал зачитывать стихотворную «Книгу судеб». Когда очередь дошла до Александры, то из уст Лермонтова прозвучало:

Вам красота, чтобы блеснуть

Дана;

В глазах душа, чтоб обмануть,

Видна!

Но звал ли вас хоть кто-нибудь:

Она?

Говорят, что это стихотворение предопределило судьбу Александры Алябьевой. Стоявший рядом с ней гвардейский поручик Алексей Киреев гневно прошептал: «Я его вызову!» «Не надо, – ответила красавица, – ведь это вы назовёте меня – «она»?»

29 апреля 1840 года в петербургском особняке Киреевых родилось прекрасное дитя, наречённое Ольгой. Её крестным отцом, как, впрочем, и двух братьев Ольги, стал сам император Николай I. Видимо, он был провидцем, ибо во время крестин обронил пророческую фразу: «Это дитя ещё покажет себя миру!» Мать после этих слов стала возлагать на Ольгу большие надежды. Прелестное дитя вскоре превратилось в очаровательную девушку, обладавшую к тому же недюжинным умом. Она в совершенстве овладела немецким, французским и английским языками. Причём последним Ольга владела как родным, потому что англоман-отец с раннего детства разговаривал с ней на английском.

В 40–60-х годах XIX века особняк Киреевых превратился в литературный салон, ставший центром славянофилов. Здесь постоянно собирались сановники, писатели, художники и артисты, для которых слова «самобытность исторического пути России» не являлись пустой фразой. С детских лет Ольга впитывала их в себя и к двадцати годам превратилась в истинную патриотку своей страны.

 О. Новикова, фотография 1887 г.Всё новое – хорошо забытое старое

В девятнадцать лет красавица и умница вышла замуж за полковника Ивана Петровича Новикова, состоявшего при великом князе Николае Николаевиче. И.П. Новиков был братом писателя и дипломата Е.П. Новикова, что ещё более приблизило Ольгу Алексеевну к дипломатическим кругам и придворным сферам. И тут произошло странное, на первый взгляд, событие, о котором долго судачили в Санкт-Петербурге и Москве. В 1868 году Ольга Новикова уезжает в Лондон и остаётся там практически навсегда. В российских столицах она теперь бывает только наездами. Светские сплетницы передавали из уст в уста, что Новикова бросила мужа и сына, стала нигилисткой и разъезжает по всей Европе. Но жизнь её за границей на жизнь суфражисток и нигилисток совсем не походила. Ольга Новикова очень быстро вошла в высший свет Лондона. Графиня фон Бруннов, жена русского посла, представила 28-летнюю аристократку королеве Виктории. Что же произошло на самом деле? Так как прямых подтверждений того, что Ольга Алексеевна Новикова стала выполнять разведывательную миссию, не имеется, предложу свою версию событий.

Как известно, отношения между «туманным Альбионом» и Россией в середине XIX века были более чем натянутые. Поражение Российской империи в ходе Крымской или, как её ещё называли, Восточной войны (1853–1856 гг.), подталкивало правящие круги Великобритании к развитию долгожданного успеха. Поводом для начала новой антирусской компании Лондон и Париж решили выбрать польское восстание 1863 года. И только ответ России на их военные приготовления, когда её эскадры подошли к берегам Северо-Американских Штатов, остудил горячие головы в английском кабинете министров. Англичане быстро подсчитали возможные убытки на своих торговых коммуникациях, которые может нанести русский флот, и сразу же свернули свои приготовления. Но всё же напряжение в отношениях между Лондоном и Санкт-Петербургом сохранялось.

До сих пор неизвестно, кому в голову пришла мысль послать в Лондон в качестве «агента влияния» Ольгу Новикову. Возможно, самому императору Александру II. Ведь только он да ещё несколько сановников высокого ранга имели доступ к бумагам ещё Александра I, в которых говорилось о роли одной из великосветских дам при английском дворе. Этой дамой в начале XIX века была супруга посланника России в Англии Дарья Христофоровна Ливен, урожденная Бенкендорф. Её политический салон в Лондоне почитали за честь посетить многие английские знаменитости, включая королеву-мать и самого принца-регента. Вполне понятно, что отчёты о воззрениях и умонастроениях английской политической элиты, которые после этих «посиделок» составляла графиня Ливен, в скором времени оказывались на столе у Александра I. Так почему бы Александру II было не вспомнить о событиях полувековой давности? Да, всё развивалось по примерно тому же сценарию, но гораздо более тонко и масштабно.

Александр Обухов

Фотография — shutterstock.com ©

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх